Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Комментарий к статье 47 ТК РФ

В ч. 3 комментируемой статьи наряду с отраслевыми указаны и межотраслевые соглашения, заключаемые на уровне двух и более субъектов РФ (ст. 45 ТК).

Согласно ч. 5 комментируемой статьи сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Виды комиссий и их функции определены ст. 35 ТК. В настоящее время ее функции дополнены также организацией контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Все основные организационные вопросы, связанные с разработкой соглашений, включаются в положение о соответствующей комиссии, которое разрабатывается сторонами и участниками комиссии вскоре после ее создания. Комиссия определяет срок разработки проекта, необходимость участия в обсуждении проекта представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, порядок его подписания представителями сторон.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

В отношении соглашений, требующих бюджетного финансирования, в целях обеспечения реального выполнения включаемых в них обязательств, а также согласования государственных интересов с интересами социальных партнеров, комментируемая статья установила, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Такие соглашения заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики и других отраслей.

В генеральных, отраслевых (межотраслевых), региональных и территориальных соглашениях отражена специфика сроков их заключения, связанная с периодом внесения проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год в Государственную Думу или в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В настоящее время расширены полномочия комиссии в сфере ведения коллективных переговоров по заключению соглашения. Согласно ч. 5 комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключения соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющий работников данного работодателя.

Представляется, что такая новелла носит не только информационный характер для работодателей. Ее практическое значение заключается в том, что она позволяет своевременно включить работодателей, не являющихся членами объединения, в коллективные переговоры по разработке проекта и заключению соглашения на предложенных им формах участия. Работодатели, получившие такое уведомление, обязаны ознакомить выборный орган первичной профсоюзной организации, а через них и работников данного работодателя. Такой порядок будет содействовать расширению сферы коллективно-договорного регулирования условий труда, более единообразному их регулированию в организациях со сходными условиями организации труда и повышению уровня правовой защищенности наемных работников, состоящих в трудовых правоотношениях.

Другой комментарий к статье 47 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, учитывая общую теорию права о содержании нормы, состоит только из гипотезы, которая заключается в том, что проект соглашения разрабатывается в ходе ведения коллективных переговоров. Под проектом соглашения следует понимать закрепленные на бумажном носителе примерные положения соглашения, по которым в ходе ведения коллективных переговоров планируется достичь договоренности о придании им юридической силы и введении их в действие.

2. В ч.2 комментируемой статьи урегулированы вопросы заключения соглашений, которые требуют бюджетного финансирования, то есть выделения денежных средств из соответствующих бюджетов для реализации положений данного соглашения. В соответствии с БК РФ существуют бюджеты следующих видов:
- федеральный бюджет - бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств Российской Федерации;
- бюджет субъекта Российской Федерации - бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
- муниципальный бюджет - бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

По общему правилу стороны заключают соглашения, а также вносят в них изменения до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Общее правило, которое имел в виду федеральный законодатель, содержится в ст.5 БК РФ, согласно которой закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года. В этой связи соглашение должно быть заключено или изменено до 1 января соответствующего финансового года.

БК РФ называет три вида финансового года:
- текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;
- отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году.

Полагаем, что в ч.2 комментируемой статьи федеральный законодатель имел в виду очередной финансовый год, так как речь идет о заключении соглашения до подготовки проекта соответствующего бюджета, а подготовка такого проекта осуществляется на очередной финансовый год.

3. В ч.3 комментируемой статьи закреплен срок заключения генерального соглашения, отраслевых (межотраслевых) соглашений - до дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (о понятии очередного финансового года см. комментарий к ч.2 комментируемой статьи). В соответствии со ст.192 БК РФ Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. Таким образом, генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения должны быть заключены до 1 октября текущего года.

Положения ч.4 комментируемой статьи касаются сроков заключения региональных и территориальных соглашений. Эти сроки зависят от сроков внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (имеются в виду бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты). Так, например, в соответствии со ст.14 Закона Саратовской области от 16 января 2008 года N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области" проект закона области об областном бюджете вносится в Саратовскую областную Думу до 20 октября текущего года.

4. В соответствии с ч.5 комментируемой статьи порядок и конкретные сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Под порядком следует понимать собственно процедуру по определению содержания проекта соглашения, его составлению, согласованию и подписанию. Что касается комиссии, то ч.5 комментируемой статьи содержит лишь упоминание о ней, но не определяет ее статуса. Полагаем, что федеральный законодатель здесь имел в виду комиссию по подготовке и заключению соглашения, которая создается сторонами (работниками и работодателями), и в состав которой входят представители сторон.

Согласно ч.5 комментируемой статьи указанной комиссии предоставлено право обеспечить участие работодателей, которые не входят в состав членов объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, в коллективных переговорах по вопросам подготовки проекта соглашения и его заключения. С этой целью данная комиссия уведомляет таких работодателей о начале ведения коллективных переговоров. Относительно данного предложения ст.5 комментируемой статьи закрепляет обязанность работодателя, который получил вышеуказанное уведомление, по информированию выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Информирование касается факта получения такого уведомления и должно быть, на наш взгляд, осуществлено в письменной форме. Недостатком данной нормы является то, что она не определяет срока такого информирования. Полагаем, что аналогично ч.7 ст.37 ТК РФ данный срок может составлять две недели (максимально), так как информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, стороны предоставляют не позднее двух недель со дня получения запроса об этом. В данном же случае роль такого запроса играет уведомление.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ ч.5 комментируемой статьи дополнена положением, предоставляющим право на участие в коллективных переговорах по заключению соглашения работодателю, не являющемуся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры. Данное право может быть реализовано путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей. Кроме того, указанным законом предусмотрена также обязанность комиссии распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации.

5. В частях 6 и 7 комментируемой статьи содержатся положения, аналогичные положениям ст.38 ТК РФ (см. комментарий к ст.38). Они касаются урегулирования разногласий, которые могут возникнуть в ходе ведения коллективных переговоров по отдельным положениям проекта соглашения. В этом случае согласно ч.6 комментируемой статьи стороны подписывают соглашение на тех условиях, по которым достигнута договоренность. По тем условиям, по которым возникли разногласия, стороны составляют протокол разногласий.

При этом ч.6 комментируемой статьи определяет сроки, в течение которых должно быть подписано соглашение, иными словами, сроки, в течение которых необходимо прийти к общему мнению (согласованию) хотя бы по некоторым (отдельным) положениям проекта соглашения и, соответственно, подписать его по этим положениям (условиям). Сроки эти следующие:
- три месяца со дня начала ведения коллективных переговоров по всем видам соглашений, за исключением генерального;
- шесть месяцев с момента начала ведения коллективных переговоров по вопросам подготовки проекта генерального соглашения. Обратим внимание, что срок в отношении генерального соглашения определен применительно к проекту соглашения, но не ко дню начала ведения коллективных переговоров по вопросу о его заключении. Полагаем, что такой срок связан с особым характером данного вида соглашения, поскольку оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, которые затем будут применяться при подготовке проектов и заключении иных видов соглашений, а также при регулировании социально-трудовых отношений в целом (см. комментарий к ч.5 ст.45 ТК РФ).

В соответствии с ч.7 комментируемой статьи положения соглашения, которые включены в протокол разногласий, могут быть в дальнейшем предметом рассмотрения на последующих коллективных переговорах и разрешаться в соответствии с ТК РФ и федеральным законодательством в целом. При этом возникает вопрос о том, в каком порядке данные положения будут включены в содержание соглашения (в уже подписанный документ), если по договоренность по ним будет достигнута. Полагаем, что в этом случае может быть составлено дополнительное соглашение к уже заключенному соглашению.

В соответствии с ч.8 комментируемой статьи соглашение подписывается представителями сторон. Полагаем, что здесь федеральный законодатель имел в виду представителей в виде физических лиц от единого представительного органа и объединения работодателей, которые наделены указанными представителями полномочиями в виде оформленной в соответствии с гражданским законодательством доверенности на подписание такого соглашения.