Статья 48. Действие соглашения

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Комментарий к статье 48 ТК РФ

В комментируемой статье новизна ее содержания определяется, во-первых, тем, что в ней четко определен круг субъектов коллективно-договорного правоотношения, на которых распространяется действие соглашения (ч. ч. 3 и 4), а во-вторых, определены условия присоединения к заключенному на федеральном уровне отраслевому соглашению работодателей, не участвовавших в заключении данного соглашения.

В ч. ч. 1, 2 определен ряд условий, обеспечивающих законность применения соглашения любого вида: это день вступления соглашения в силу и срок его действия. Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не должен превышать трех лет. При этом стороны могут один раз продлить его действие на срок не более трех лет.

В ч. ч. 3 и 4 определены работодатели и указаны условия распространения на них соглашения. Так, по общему правилу оно распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Если работодатель выйдет из указанного объединения до истечения срока действия соглашения, заключенного в период членства в объединении, он не освобождается от выполнения соглашения в период срока его действия.

Действие соглашения распространяется также на работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, которое заключило соглашение, в следующих случаях: а) если работодатель (не являясь членом указанного объединения) уполномочил его от своего имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение; б) если работодатель присоединился к соглашению после его заключения; в) если органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств выступают в качестве работодателей (ст. 25 ТК); г) если от имени работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, заключено соглашение соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 34 ТК).

Соглашение распространяется на всех работников, состоящих в трудовых правоотношениях с вышеперечисленными работодателями. При этом в тех случаях, когда на них одновременно распространяются несколько соглашений (например, заключенных на разных уровнях (см. ст. 26 ТК)), к ним применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Согласно комментируемой статье руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения вправе после опубликования соглашения в официальном издании предложить работодателям, которые не участвовали в его заключении, присоединиться к этому соглашению.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению регулируются Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260 "Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению" (в ред. от 09.04.2010) <1>, согласно которому Федеральная служба по труду и занятости в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в газету "Ваше право" и в Минздравсоцразвития России для размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru).

--------------------------------
<1> РГ. 2007. 20 июня; 2008. 5 сент.; БНА. 2010. N 28.

После опубликования соглашения в газете "Ваше право" стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.

Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно приложению к данному Порядку и направляется Минздравсоцразвития России для официального опубликования в "Российскую газету".

В приложении к этому Порядку приведен следующий текст предложения о присоединении к соглашению (не приводится).

Основная цель действующего порядка присоединения работодателей к соглашению заключается в том, чтобы в интересах дальнейшего развития социального партнерства в сфере труда можно было бы охватить значительно большее количество работодателей и первичных профсоюзных организаций коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений и добиваться установления достойного уровня условий труда, обеспечивая работников равной оплатой труда за равный труд, расширения практики установления дополнительных льгот и гарантий с учетом отраслевых особенностей труда при государственной поддержке соответствующего правового регулирования отношений в сфере труда.

Другой комментарий к статье 48 ТК РФ

1. Комментируемая статья определяет порядок действия соглашения.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает два варианта вступления соглашения в силу:
- со дня подписания соглашения, из чего следует, что соглашение, учитывая положения ст.191 ГК РФ, должно вступить в силу на следующий день после дня его подписания;
- со дня, который установлен соглашением. Полагаем, что в этой части более правильным было бы указать, что соглашение вступает в силу не со дня, а в порядке, который установлен соглашением.

Частью 2 комментируемой статьи определен максимальный срок действия соглашения - три года. При этом из ч.2 комментируемой статьи следует, что этот срок может быть и менее указанного срока. Иными словами, в соглашении может быть установлен конкретный срок действия соглашения, но не более чем три года. Если же в соглашении конкретный срок его действия не установлен, то оно действует в течение трех лет.

В то же время сторонам предоставляется право продлить срок действия соглашения. Такое продление возможно только по истечении срока действия соглашения путем внесения в него изменений, в соответствии с которыми срок действия соглашения продлевается. При этом максимальный срок, на который можно продлить срок действия соглашения, составляет три года.

2. Часть 3 комментируемой статьи регулирует вопросы действия соглашения по кругу лиц. Так, соглашение действует в отношении:
- работодателей, которые являются членами объединения работодателей, которое заключило соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение (определение объединения работодателей содержится в ст.3 ФЗ "Об объединениях работодателей"). Помимо этого ст.3 комментируемой статьи регулирует вопрос о действии соглашения в отношении работодателей, членство которых в объединении работодателей прекращено, и работодателей, которые вступили (стали членами) в объединение работодателей.

В первом случае на работодателей, членство которых в объединении прекращено, распространяется действие соглашения лишь в части, касающейся выполнения тех обязательств, которые возникли у работодателя в период его членства в объединении, в течение которого было заключено соглашение. Во втором случае на вновь вступившего в объединение работодателя распространяются положения соглашения, которое было подписано объединением работодателей, в которое он вступил. Такое положение трудового законодательства нам представляется обоснованным, так как оно является своего рода гарантией исполнения работодателями обязательств, в том числе перед работниками, которые установлены соглашением;
- работодателей, которые не являются членами объединения работодателей, но при этом уполномочили объединение работодателей участвовать от их имени в коллективных переговорах и заключать коллективные соглашения. Следует при этом учитывать, что работодатели могут уполномочить только то объединение работодателей, которое заключило соглашение. В то же время данная норма не определяет способ такого уполномочия, что является, в свою очередь, пробелом трудового законодательства. Полагаем, что такое уполномочие может выражаться путем оформления доверенности от каждого работодателя (физического лица (индивидуального предпринимателя) или юридического лица) в отношении того объединения работодателей, которое ведет коллективные переговоры;
- органов государственной власти и органов местного самоуправления (см. комментарий к ст.36 ТК РФ). На указанные органы действие соглашения распространяется только в части, касающейся их деятельности и тех полномочий, которые они осуществляют в рамках регулирования трудовых отношений. Например, Федеральная служба по труду и занятости в лице своих территориальных органов (государственных инспекций труда) осуществляет полномочия по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

3. Согласно ч.4 комментируемой статьи действие соглашения распространяется также и на государственные органы, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, которые как юридические лица являются работодателями.

Под государственными органами и органами местного самоуправления следует понимать органы власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие на федеральном, региональном или местном уровне.

Государственные и муниципальные учреждения в соответствии со ст.123.21 ГК РФ представляют собой унитарные некоммерческие организации, созданные соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно ст.113 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Деятельность таких организаций финансируется за счет средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального бюджета).

При этом действие соглашения распространяется на названных работодателей только в том случае, когда от их имени такие соглашения заключили соответствующие органы власти, то есть органы, которые являются учредителями соответствующего учреждения или иной организации.

Такие особенности обусловлены тем, что, с одной стороны, учреждения и иные подобные организации являются самостоятельными работодателями (юридическими лицами), а с другой, - их деятельность финансируется за счет средств соответствующих бюджетов, поэтому заключать какие-либо соглашения, в том числе предполагающие исполнение финансовых обязательств такими работодателями, могут только органы власти, которые обеспечивают такое финансирование.

4. Часть 5 комментируемой статьи регулирует вопрос о действии соглашения в отношении работников. Соглашение распространяет свое действие на всех работников, которые состоят в трудовых отношениях с работодателями, на которых также распространяется действие соглашения в соответствии с ч.3 и ч.4 комментируемой статьи. Данная норма направлена на взаимное обеспечение реализации тех прав и обязательств, которые закреплены в соглашении, так как распространяется оно, как указано выше, на определенный круг работодателей и работников, которые состоят именно с этими работодателями в трудовых отношениях (заключили с ними трудовые договоры).

Например, апелляционным определением Архангельского областного суда от 1 сентября 2014 года по делу N 33-4293/2014 установлено, что исковые требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении на ответчиков обязанности выплачивать заработную плату из расчета тарифной ставки удовлетворены правомерно, так как в спорный период заработная плата истцу начислялась исходя из часовой ставки, но без учета тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, установленных отраслевым соглашением.

В ч.6 комментируемой статьи реализован так называемый принцип наибольшего благоприятствования для работников. Он заключается в том, что если в отношении работников одновременно действует несколько соглашений, то применяется соглашение, которое содержит наиболее благоприятные условия для работников. Обратим внимание на то, что ч.6 комментируемой статьи говорит именно о применении условий соглашения. Это означает, что условия, определенные иными соглашениями, тоже действуют и имеют юридическую силу, но применяются только положения тех соглашений, которые определяют условия труда работников (гарантии, льготы, особый порядок регулирования трудовых отношений) наиболее благоприятные для них.

При этом ч.6 комментируемой статьи не содержит механизма определения наиболее благоприятных условий для работников. Полагаем, что они должны определяться исходя из общей обстановки, из которой явствует такое благоприятствование, а также с учетом мнения работников.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ комментируемая статья была дополнена ч.7, которая предусматривает возможность временного приостановления действия отдельных положений соглашения. Такое приостановление возможно при соблюдении следующих условий:
- невозможность реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения;
- письменное обращение работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представителя (представительного органа) к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения;
- принятие сторонами соглашения решения о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения после рассмотрения указанного обращения.

Однако законодатель не устанавливает конкретных сроков и порядка рассмотрения обращения работодателя и принятия соответствующего решения. Полагаем, что регулирование этих вопросов остается на усмотрение сторон соглашения и может быть в нем отражено. Например, п.5 Соглашения о порядке, условиях и продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы на период 2016-2018 годов (утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" 22 декабря 2014 года) предусмотрен следующий порядок реализации положений ч.7 комментируемой статьи. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы на период 2016-2018 годов (далее - Отраслевое Соглашение), работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации Общественного объединения "Всероссийский Электропрофсоюз" (далее - ВЭП) вправе совместно обратиться в письменной форме в Комиссию по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в электроэнергетике, созданную на паритетной основе Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики (далее - Объединение РаЭл) и ВЭП (далее - Комиссия), с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Отраслевого Соглашения в отношении данного работодателя. В случае поступления совместного обращения полномочных представителей сторон социального партнерства Организации - участницы Отраслевого Соглашения Комиссия обязана принять соответствующее решение в течение 30 календарных дней с момента поступления совместного обращения. В решении Комиссии указываются: конкретные пункты Отраслевого Соглашения, в отношении которых принято решение о приостановке действия; причины данного решения; срок, в течение которого будет действовать данное решение. В течение 5 календарных дней с момента принятия такого решения Объединение РаЭл направляет соответствующую информацию в адрес сторон социального партнерства Организации, а также в адрес Федеральной службы по труду и занятости.

5. Часть 8 комментируемой статьи предоставляет Министерству труда и социальной защиты РФ право предложить работодателям, которые не участвовали в заключении отраслевого соглашения, а также в ведении коллективных переговоров, присоединиться к такому соглашению. Такое право Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации может реализовать при соблюдении двух условий:
- наличие предложения сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения. Часть 8 комментируемой статьи не раскрывает форму и порядок направления такого предложения, но, полагаем, что оно должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным представителем соответствующей стороны;
- опубликование отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне.

Отношение к вышеприведенной норме ч.8 комментируемой статьи может быть двояким. С одной стороны, Министерство труда и социальной защиты РФ призывает всех работодателей присоединиться к заключенному соглашению, чтобы обеспечить возможность применения к работникам условий заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения. С другой стороны, работодатели, отказавшиеся участвовать в заключении такого соглашения, уже выразили тем самым свою волю и желание.

Предложение Министерства труда и социальной защиты РФ о присоединении к соглашению согласно ч.8 комментируемой статьи должно быть официально опубликовано и содержать сведения о регистрации заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения и об источнике его опубликования. Данная норма предусмотрена с той целью, чтобы обеспечить работодателям, не заключившим такое соглашение, возможность ознакомиться с его условиями и принять решение о присоединении к нему или об отказе в таком присоединении.

6. Часть 9 комментируемой статьи содержит норму, которая на наш взгляд, носит принудительный характер. Суть этой нормы в том, что заключенное на федеральном уровне отраслевое соглашение считается распространенным, в том числе, и на работодателей, которые не участвовали в ведении коллективных переговоров и не заключали это соглашение, в том случае, если они в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения Министерства труда и социальной защиты РФ о присоединении к такому соглашению не направят в указанное Министерство мотивированный письменный отказ о присоединении к такому соглашению. Мотивированный письменный отказ - это документ, составленный работодателями, в котором содержатся сведения об отказе в присоединении к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне, с указанием причин такого отказа.

Недостаток нормы ч.9 комментируемой статьи заключается в том, что тридцатидневный срок может оказаться недостаточным для проведения работодателями консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, что требуется в соответствии с ч.9 комментируемой статьи. Другой недостаток - это момент распространения действия соглашения на таких работодателей - день официального опубликования предложения Министерства труда и социальной защиты РФ о присоединении к этому соглашению. В этом случае работодателю придется применить обратную силу к условиям такого соглашения, что может быть не всегда возможно с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Помимо этого ч.9 комментируемой статьи также устанавливает требование о том, что к мотивированному письменному отказу должен быть представлен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Такой протокол, учитывая требования ч.9 комментируемой статьи, должен представлять собой письменный документ, в котором содержатся сведения о поэтапном проведении консультаций по поводу присоединения к заключенному на федеральном уровне отраслевому соглашению между работодателями, не участвовавшими в заключении такого соглашения, и выборными органами первичных профсоюзных организаций, объединяющих работников этих работодателей.

В целом, как отмечено Лушниковой М.В., введение в ТК РФ добровольной процедуры присоединения к коллективному соглашению и принудительного порядка распространения коллективного соглашения по решению министра здравоохранения и социального развития отвечает интересам всех социальных партнеров. В интересах государства обеспечивается стабильность социально-трудовых отношений. В интересах работников осуществляется распространение действия наиболее благоприятных для них условий соглашения. Работодатели получают преимущества по выравниванию условий труда и затрат на рабочую силу, что служит и выравниванию условий конкурентной борьбы в предпринимательской сфере.

________________
Лушникова М.В. Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С.36.

9. Часть 10 комментируемой статьи аналогично ч.9 содержит норму, которая имеет принудительный характер, так как обязывает работодателя участвовать в консультациях по вопросу о присоединении к отраслевому оглашению, заключенному на федеральном уровне.

В соответствии с ч.10 комментируемой статьи Министерство труда и социальной защиты РФ в случае отказа работодателя, не участвовавшего в ведении коллективных переговоров и заключении соглашения, присоединиться к такому соглашению имеет право пригласить такого работодателя и выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, участвовать в проведении консультаций. В таких консультациях согласно ч.10 комментируемой статьи участвуют представители сторон, заключивших соглашение. Полагаем, что цель требования об участии таких представителей заключается в том, чтобы предоставить (разъяснить) работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, необходимую информацию, консультацию и убедить их в необходимости присоединения к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне.

При этом ч.10 комментируемой статьи предусматривает в отношении вышеуказанных работодателей и представителей сторон соглашения обязанность по участию в таких консультациях. По нашему мнению, данное требование является излишним, так как оно в некоторой степени посягает на волеизъявление работодателей, отказавшихся от участия в ведении коллективных переговоров и заключении соглашения. Иными словами, такие работодатели, отказавшись от участия в ведении коллективных переговоров, свою волю на заключение соглашения уже высказали.

10. Часть 11 комментируемой статьи содержит бланкетную норму относительно порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению. Такой порядок устанавливается Министерством труда и социальной защиты РФ. В настоящее время действует утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2007 года N 260 Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, которым утверждена форма предложения работодателям о присоединении к соглашению, и из которого следует, что соглашения, заключенные на федеральном уровне, публикуются, в частности, на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ. В связи с перераспределением полномочий в структуре федеральных органов исполнительной власти полагаем, что в настоящее время такие соглашения должны публиковаться на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Говоря о содержании комментируемой статьи в целом, отметим, что существенным ее недостатком, на наш взгляд, является то, что ее название не соответствует содержанию, поскольку из названия следует, что речь в статье должна идти только о действии соглашения. Между тем комментируемая статья регулирует также вопросы и присоединения работодателей, отказавшихся от заключения соглашения, к такому соглашению, что не относится к вопросам о его действии.