Статья 46. Содержание и структура соглашения

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);
гарантии, компенсации и льготы работникам;
режимы труда и отдыха;
занятость, условия высвобождения работников;
подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;
условия и охрана труда;
развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;
дополнительное пенсионное страхование;
другие вопросы, определенные сторонами.

Комментарий к статье 46 ТК РФ

Основные принципы социального партнерства, определяющие порядок организации и ведения коллективных переговоров о заключении соглашений, обеспечивают возможность по договоренности сторон свободно выбрать круг вопросов для обсуждения и включения их в соглашение.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что комментируемая статья дополнена ч. 2, определяющей конкретные вопросы, которые могут быть предметом взаимных обязательств сторон соглашения. И хотя она сформулирована в диспозитивной форме ("могут быть"), представляется, что указанные вопросы имеют весьма существенное значение для работников, поэтому они должны получать отражение в соответствующих соглашениях.

Конкретное содержание и структура соглашений зависят от уровня и сферы действия соглашения, от его вида - трех- или двустороннее - и других обстоятельств.

В качестве примера остановимся на общей характеристике трех соглашений:

а) заключаемых на федеральном уровне; б) на уровне субъекта РФ; в) на отраслевом соглашении федерального уровня.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы <1> (далее - Генеральное соглашение) устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, а также совместные действия сторон по их реализации в течение указанного периода.

--------------------------------
<1> РГ. 2011. 11 янв.

В числе приоритетных целей Генерального соглашения стороны определили проведение широкого круга мероприятий социально-экономического характера, содействующих обеспечению права граждан на достойный труд, повышению качества жизни работников и их семей, сокращению масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики и повышения ее конкурентоспособности, увеличению доходов организации. Предусмотрены также обязательства, способствующие росту производительности труда, стабильной занятости, безопасности рабочих мест, расширению возможностей профессионального и карьерного роста работников.

В Генеральное соглашение включены семь разделов, наименование которых отражает целевую направленность содержащихся в нем взаимных обязательств сторон: I. Экономическая политика; II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения; III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения; IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы; V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность; VI. Социально-экономические проблемы развития северных регионов России; VII. Развитие социального партнерства и координация действий сторон Соглашения.

В каждом из разделов Генерального соглашения сформулированы конкретные обязательства сторон, способствующие практическому выполнению поставленных целей. Так, в разд. I намечены меры по реализации экономической политики государства, направленные на осуществление комплекса мер по поддержке приоритетных отраслей экономики, одновременно исключающие негативные последствия их применения для других отраслей, а также меры по повышению эффективности государственного управления с целью устранения административных барьеров и обеспечения поддержки долгосрочного социально-экономического развития.

В разд. II сформулированы обязательства сторон по разработке и реализации комплекса мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения. Стороны обязались обеспечить своевременную разработку Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

В числе обязательств сторон намечено также обеспечение проведения мониторинга новых систем оплаты труда в бюджетной сфере, а также более тесной увязки уровня оплаты труда с уровнем подготовки и квалификации работников, со спецификой, качеством и результатами труда. Стороны обязались содействовать законодательному оформлению минимальных государственных социальных стандартов.

В числе организационно-правовых мер, направленных на практическую реализацию права работника на достойный труд, является принятая VII съездом Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) 14 января 2011 г. Программа "Достойный труд - основа благосостояния человека и развития страны" <1>. В ней определены цели, задачи и принципы этой Программы, опирающиеся на концепцию достойного труда, сформулированную МОТ. В этой концепции достойный труд представлен в качестве стержня социального, экономического и экологического развития и играет главную роль в стабильном развитии процесса производства и справедливом распределении его дохода.

--------------------------------
<1> См.: Официальные профсоюзные вести. Приложение к газете "Солидарность". 2011. N 5.

Залогом достойного труда является соблюдение трудовых прав и уважение интересов работника. В материалах VII съезда ФНПР отмечается, что одним из важнейших условий обеспечения юридической защиты прав работников на достойный труд в современный период является сохранение и расширение прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства, в том числе совершенствования ТК.

В разд. III Генерального соглашения, рассматривая проведение государственной политики в области занятости населения, развития трудовых ресурсов, профессионального образования кадров как один из национальных приоритетов, способствующих решению задач социально-экономического развития, обеспечению гарантий и учету интересов и работодателей, стороны Генерального соглашения считают необходимым обеспечить выполнение комплекса мероприятий в соответствии с Основными направлениями действий на рынке труда на 2011 - 2015 годы, в том числе разработку национальной стратегии развития трудовых ресурсов и подготовки кадров с учетом Рекомендации МОТ N 195 "О развитии людских ресурсов и подготовке кадров" и мер по ее реализации, а также Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг. и основных направлений в области трудовой иммиграции.

Стороны приняли решение разработать и реализовать меры, направленные на повышение качества рабочей силы, адаптацию системы профессионального образования с учетом потребностей экономики данного периода.

В разд. IV определены обязательства сторон по очень важным направлениям формирования современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан на основе страховых принципов. Намечено также определить и реализовать меры по развитию пенсионной системы в Российской Федерации, обеспечению ее финансовой устойчивости на основе реальных механизмов социального страхования с указанием конкретных мер, обеспечивающих ее развитие и совершенствование, в частности, для возможного повышения уровня замещения трудовой пенсией утраченного заработка работника и его доведения до норм, рекомендуемых МОТ.

В разд. V обязательства сторон предусматривают определение мер по совершенствованию норм ТК в части обеспечения безопасных условий и охраны труда, а также механизма их реализации.

Намечается разработать предложения по внесению изменений в законодательство РФ, в том числе в законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и налоговое законодательство, направленные на повышение экономической заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работников, усиление ответственности работодателей за создание безопасных условий труда и работников - за соблюдение правил безопасности труда, применение средств индивидуальной и коллективной защиты.

В разд. VI включены обязательства сторон Генерального соглашения о необходимости осуществления мер, направленных на сохранение производственного потенциала, развитие производительных сил северных регионов России и обеспечение социальных гарантий гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, в целях закрепления проживания и работы молодежи в северных регионах России стороны взяли обязательство разработать предложения по формированию системы дополнительных экономических и социальных стимулов привлечения и закрепления молодых кадров во вновь осваиваемых районах Севера и шельфовых зонах.

Намечено также разработать предложения по усилению социальной защиты детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая обеспечение доступности летнего отдыха в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями.

В разд. VII первостепенное значение уделено обязательствам сторон по дальнейшему развитию системы социального партнерства и повышению его эффективности. Для этого стороны обязуются реализовать ряд важных конкретных мер, направленных на повышение роли Комиссии путем согласования интересов сторон. Среди них очень важным является обеспечение безусловного выполнения норм ТК, касающихся обязательного участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, учета по ним мнения Комиссии. Проекты законов и иных нормативных правовых актов, а также документы, необходимые для их обсуждения, должны направляться соответствующими органами - Правительством РФ, федеральными органами государственной власти - на рассмотрение в Комиссию до их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания или до принятия по ним решения Правительства РФ.

В заключение следует отметить, что Генеральное соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства. Оно служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

В качестве примера соглашения на уровне одного субъекта РФ можно рассмотреть Московское трехстороннее соглашение на 2011 год между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, которое было заключено 2 декабря 2010 г. <1>.

--------------------------------
<1> Тверская, 13. 2010. 14 дек.

Договаривающимися сторонами этого Соглашения являются правительство Москвы от лица органов исполнительной власти г. Москвы, Московская федерация профсоюзов от лица московских объединений профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений работодателей. Итак, его сторонами выступают правительство, профсоюзы и работодатели г. Москвы. Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением.

Московское трехстороннее соглашение является правовой основой для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики города с учетом интересов сторон социального партнерства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни социального партнерства города.

В Соглашении можно выделить семь разделов, отражающих содержание включенных в него обязательств сторон в областях: 1) экономической политики; 2) регулирования рынка труда; 3) политики доходов населения и заработной платы; 4) социальной защиты; 5) охраны труда и экологии; 6) молодежной политики, спорта и культуры; 7) развития социального партнерства.

Обязательства, содержащиеся в соответствующих разделах, включают конкретные меры по их реализации в соответствии с целевым направлением, отраженным в наименовании соответствующего раздела. В рассматриваемом Соглашении содержится ряд важных организационно-правовых положений, которые имеют большое практическое значение для определения уровня их заключения, взаимодействия обязательственных условий по однородным вопросам, устанавливаемым в соглашениях разного уровня, расширения сферы действия Соглашения и некоторых других.

Так, в нем предусматривается, что стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Кроме того, в приложении к данному Соглашению сформулированы рекомендации Московской трехсторонней комиссии по включению в коллективные договоры и соглашения пунктов, в которых содержатся нормативные и обязательственные положения, имеющие существенное значение для дальнейшего совершенствования правового регулирования социально-трудовых отношений.

Наряду с рассмотренным Московским трехсторонним соглашением его стороны на основании ТК, Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 01.06.2011) и других нормативных правовых актов, в частности решения Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 6 сентября 2007 г. "О доведении городского минимума оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого Постановлением правительства Москвы" <1>, заключили 30 ноября 2011 г. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год <2>, согласно которому на территории Москвы минимальная заработная плата с 1 января 2012 г. устанавливается в размере 11300 руб., а с 1 июля 2012 г. - 11700 руб. Это Соглашение распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы и присоединившихся к Соглашению в порядке, предусмотренном ст. 133.1 ТК.

--------------------------------
<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2008. 13 марта.
<2> Тверская, 13. 2011. 13 дек.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Учитывая важность отраслевого (межотраслевого) соглашения в нормативном определении общих условий труда, трудовых гарантий и льгот работникам отрасли (отраслей), Минтруд России разработал и рекомендовал 9 октября 2003 г. макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения.

Предложенный макет договора носит рекомендательный характер и не отменяет основополагающего принципа определения содержания и структуры соглашения по договоренности между представителями сторон.

В рекомендованном макете определена структура соглашения, которая включает 10 разделов: 1. Общие положения; 2. Оплата труда; 3. Охрана труда; 4. Режимы труда и отдыха; 5. Развитие кадрового потенциала; 6. Содействие занятости; 7. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа; 8. Контроль за выполнением соглашения; 9. Ответственность сторон; 10. Заключительные положения. Применительно к каждому из разделов даны рекомендации по содержанию включенных в них коллективно-договорных обязательств и обращается внимание на необходимость учета специфики конкретной отрасли.

Представляется важным обратить внимание на то, что в макете договора (в заключительной части) предусматривается возможность расширения круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение в дополнение к указанному в ст. 46 ТК. Так, в нем отмечается, что "практика разработки и реализации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, показывает, что с учетом отраслевой специфики предметом соглашения являются также вопросы развития социального партнерства, предоставления дополнительных льгот и гарантий работникам организаций и членам их семей, обеспечения функционирования подведомственных организаций социальной сферы". Тенденция включения в предмет договорного регулирования вопросов, связанных с дальнейшим развитием социального партнерства, а также уровнем социального обслуживания работников и членов их семей, получает отражение в практике заключения как коллективных договоров, так и соглашений различного уровня.

Большое значение для совершенствования практики заключения отраслевых соглашений, а также повышения их юридической значимости имеет принятие Федерального закона "Об объединениях работодателей", который предоставил право объединениям выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений.

Каждое отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное с учетом установленных требований и прошедшее уведомительную регистрацию в соответствии со ст. 50 ТК, приобретает статус правового документа, содержащего нормы трудового права и отражающего специфические особенности условий труда, связанные с задачами и экономическими возможностями соответствующей отрасли экономики. Нормативная сущность указанных договорных актов позволила включить их в ст. 5 ТК, определяющую источники правового регулирования социально-трудовых отношений.

В отраслевых соглашениях, заключаемых в современный период, количество нормативных положений постоянно увеличивается. В них определяются размеры отраслевого минимума оплаты труда, порядок индексации заработной платы, направления и формы повышения социальной защищенности работников (надбавки, доплаты, компенсации, меры содействия в трудоустройстве) в дополнение к гарантиям, установленным в трудовом законодательстве.

Нормативные положения распространяются на всех работников отрасли при наступлении соответствующего юридического факта. За их нарушение наступает юридическая ответственность, аналогичная той, которая предусмотрена за несоблюдение законов и иных нормативных правовых актов о труде. В случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, принимаются условия тех, которые наиболее благоприятны для работников.

Условия отраслевого (межотраслевого) соглашения как правового акта являются обязательными для работодателя и должны применяться судами при рассмотрении соответствующих трудовых споров. При этом данные требования в ряде случаев игнорировались судами. Вместе с тем в настоящее время в карельском городе Беломорске создан своего рода прецедент для разрешения аналогичных споров компетентными органами. Суть спора, рассмотренного в 2008 г. в суде г. Беломорска, состояла в следующем. Трем рабочим-операторам КОС ООО "Беломорские коммунальные системы" в соответствии с отраслевым тарифным соглашением на 2008 - 2010 гг., заключенным между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", действие которого в установленном порядке распространено на их предприятие, оплата труда должна была исчисляться исходя из тарифной ставки рабочих первого разряда в размере 2550 руб. с учетом отраслевого коэффициента особенностей работы и установленной части премии. Однако в нарушение соглашения бухгалтерией ООО "Беломорские коммунальные системы" расчет и выплата заработной платы производились в меньшем размере. В частности, исходя из ставки рабочего первого разряда в размере 1809 руб. Рабочие обратились за защитой своих прав в профсоюзный комитет, а затем по его рекомендации - в суд, который признал, что отраслевое соглашение заключено в соответствии с законодательством, а требования истцов являются обоснованными. Поэтому суд принял решение в пользу истцов и постановил взыскать в их пользу разницу между начисленной им заработной платой и той, которая определена в соответствии с требованиями отраслевого тарифного соглашения, а она была весьма существенной - от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Профком предприятия ООО "Беломорские коммунальные сети" отметил, что вслед за "первопроходцами" исковые заявления в суд подали еще шесть из 300 работников предприятия - и суд выиграли <1>.

--------------------------------
<1> См.: Солидарность. 2008. 4 июня.

Другой комментарий к статье 46 ТК РФ

1. В ч.1 комментируемой статьи установлен порядок определения содержания и структуры соглашения, а также отдельные положения, которые должны быть включены в содержание соглашения.

Согласно ч.1 комментируемой статьи содержание и структура соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, что означает диспозитивность при определении вышеназванных характеристик соглашения. Полагаем, что, учитывая норму ч.1 комментируемой статьи о договоренности, структура и содержание соглашения могут быть определены и в устном порядке. Кроме того, ст.1 комментируемой статьи содержит принцип свободы при определении структуры и содержания коллективного договора, иными словами, представители сторон могут выбрать любые вопросы, которые требуют обязательного обсуждения при заключении соглашения.

Следует отметить, что 9 октября 2003 года Министерством труда и социального развития РФ (в настоящее время - Министерство труда и социальной защиты РФ) согласован Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения, который представляет собой рекомендации по подготовке соглашения. При подготовке данного Макета были проанализированы ранее заключенные соглашения, действующее законодательство, учтены предложения и замечания профсоюзов, работодателей, федеральных органов исполнительной власти. Предполагается, что при работе над соглашением представители сторон в зависимости от специфики отрасли будут сокращать и/или дополнять текст указанного Макета с учетом конкретных отраслевых особенностей.

Кроме того, согласно ч.1 комментируемой статьи соглашение в обязательном порядке должно предусматривать положения, касающиеся срока его действия и порядка осуществления контроля за его выполнением. При этом срок действия соглашения может быть установлен не более чем в три года (см. комментарий к ст.43 ТК РФ). Порядок осуществления контроля за выполнением соглашения, по нашему мнению, должен включать в себя полномочия каждой из сторон соглашения по вопросам об осуществлении контроля, процедуру осуществления контроля, меры, которые могут быть приняты в случае нарушения положений соглашения.

2. В ч.2 комментируемой статьи содержатся нормы, определяющие конкретное содержание соглашения. При этом норма о содержании соглашения носит диспозитивный характер, поскольку она предусматривает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон. Под взаимными обязательствами следует понимать обязательства, которые предполагают встречное исполнение. Вопросы, по которым могут возникать взаимные обязательства, установленные соглашением, во многом аналогичны тем обязательствам, которые могут устанавливаться коллективным договором. Отметим некоторые из них:
- оплата труда. В этой части взаимные обязательства могут касаться вопроса начисления заработной платы, установления минимальных тарифных ставок окладов (должностных окладов), вопросов о пропорциональном соотношении размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, о соотношении отдельных частей заработной платы, о конкретизации составных частей заработной платы и размеров этих частей, повышения уровня заработной платы с учетом инфляции;
- подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства. Данное положение может предполагать обязательное направление работника на обучение в целях необходимости освоения новых технологий, нового оборудования, новых программ и т.д.;
- условия и охрана труда - например, особенности расследования несчастных случаев на производстве, особенности организации охраны труда, периодичность обучения основам охраны труда;
- развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией, - положения, предусматривающие обязательность проведения мероприятий по вопросам о совершенствовании социального партнерства;
- дополнительное пенсионное страхование - это могут быть положения, закрепляющие обязанность работодателей по обеспечению участия работников в программах по дополнительному пенсионному страхованию.

Помимо вышеизложенных вопросов соглашение может предусматривать и другие вопросы, определенные сторонами, например, вопросы организации досуга в определенные дни, памятные даты организации (работодателя) и т.п.