Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.
(Часть дополнительно включена с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Комментарий к статье 45 ТК РФ
В комментируемой статье формулируется понятие соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения и устанавливающего общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений.
Как и коллективный договор (см. коммент. к ст. 40), соглашение является одним из правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения. Как и коллективные договоры, они включены в перечень источников трудового права, предусмотренный в ст. 5 ТК.
Раскрывая понятие и значение соглашения, комментируемая статья указывает одновременно и на его роль в установлении общих принципов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. На наш взгляд, такая характеристика роли соглашения отражает взаимовлияние экономики и права, а также существенное воздействие материальных условий жизни общества на содержание норм трудового права.
Одним из способов установления баланса между уровнем условий труда, включаемых в соглашение, и уровнем экономических возможностей для их закрепления является требование, сформулированное в ч. 3 комментируемой статьи, согласно которому соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения, и содействуют учету государственных интересов в сфере экономики.
В ч. 1 указаны также виды соглашений в соответствии с уровнями социального партнерства, определенными в ст. 26 ТК. В них определена сфера действия отдельных видов соглашений, их целевое назначение в зависимости от уровня социального партнерства и компетенции сторон, участвующих в их заключении.
Соглашения заключаются между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровне в пределах их компетенции. Новыми среди названных являются межрегиональные соглашения, которые устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне нескольких субъектов РФ.
Целевое назначение указанных видов соглашений определяется с учетом уровня и сферы их действия, а также компетенции сторон, участвующих в их заключении. Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними в зависимости от договоренности их участников.
Согласно комментируемой статье в генеральном соглашении, межрегиональном соглашении - на уровне двух и более субъектов РФ, региональном соглашении - на уровне субъекта РФ устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на соответствующем уровне социального партнерства.
В отраслевом (межотраслевом) соглашении, которое может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях, устанавливаются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отраслей.
В территориальном соглашении устанавливаются общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы на территории соответствующего муниципального образования.
В ч. 10 комментируемой статьи предусматривается возможность заключения и иных соглашений, заключаемых сторонами на любом уровне социального партнерства. В них получают отражение отдельные направления (вопросы) регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, круг которых определен в ст. 1 ТК, что обеспечивает широкие возможности для решения многих вопросов, затрагивающих не только условия труда работников, но и другие жизненно важные для них вопросы обеспечения социально-бытовых, жилищных условий, получения необходимой профессиональной подготовки, значительного улучшения охраны труда, совершенствования порядка разрешения трудовых споров и др.
Другой комментарий к статье 45 ТК РФ
1. В ч.1 комментируемой статьи содержится определение понятия "соглашение", согласно которому соглашение - это, прежде всего, правовой акт. Поскольку соглашение содержит общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на различных уровнях, которые применяются всеми работниками и работодателями в зависимости от уровня соглашения, соглашение следует рассматривать как нормативный правовой акт. Кроме того, определение соглашения устанавливает его содержание:
- положения, которые регулируют социально-трудовые отношения, - положения, устанавливающие общие требования к труду и занятости работников, гарантии и компенсации работникам, а также иные положения, касающиеся трудовой деятельности работников и вопросов обеспечения со стороны работодателей такой деятельности;
- принципы регулирования экономических отношений, связанных с социально-трудовыми, - это могут быть положения о финансировании реализации положений соглашения за счет средств соответствующих бюджетов.
Соглашение, исходя из его определения, заключается между полномочными представителями работников и работодателей, под которыми следует понимать представителей, наделенных в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. Таковыми, в частности, являются единый представительный орган и объединение работодателей.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает пять уровней заключения соглашений:
- федеральный уровень или уровень Российской Федерации, когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся всех без исключения работников и работодателей;
- межрегиональный уровень - уровень отдельных субъектов Российской Федерации, когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей только отдельных субъектов Российской Федерации, на уровне которых заключено соглашение;
- региональный уровень - уровень только одного субъекта Российской Федерации - когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей только одного субъекта Российской Федерации, на уровне которого заключено соглашение;
- отраслевой (межотраслевой) уровень - уровень конкретной отрасли (сферы деятельности), например, промышленность, сельское хозяйство, торговля и т.п., когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей одной или нескольких отраслей деятельности;
- территориальный уровень - уровень отдельного муниципального образования, когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей отдельного муниципального образования (либо поселения, либо муниципального района, либо городского округа).
При этом, исходя из ч.1 комментируемой статьи, соглашение может заключаться между полномочными представителями сторон в пределах их компетенции. Полагаем, что в данном случае федеральный законодатель имел в виду те пределы, которые представителям сторон предоставили, соответственно, каждая из сторон коллективных переговоров по вопросам, касающимся заключения соглашений.
2. Исходя из ч.2 комментируемой статьи, соглашение в зависимости от количества сторон, участвующих в коллективных переговорах, может быть двусторонним и трехсторонним. Двустороннее соглашение - соглашение, заключаемое только между сторонами (работниками и работодателями), трехстороннее соглашение - соглашение, которое помимо, собственно, сторон заключено также с участием представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, к полномочиям которых относятся вопросы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
Согласно ч.2 комментируемой статьи заключение таких соглашений зависит от усмотрения сторон, а точнее от их договоренности.
3. Часть 3 комментируемой статьи касается такого вида соглашений, как трехсторонние, так как предполагает обязательное участие органов государственной власти или органов местного самоуправления. Такое участие возможно в том случае, если реализация положений соглашения требует финансирования из соответствующих бюджетов, например, если в соглашении содержатся нормы о предоставлении гарантий и компенсаций работникам в денежной форме за счет средств соответствующих бюджетов. В этом случае, по нашему мнению, а также с учетом положений ч.3 комментируемой статьи стороной соглашения обязательно должны быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также финансовые органы федерального, регионального или территориального (местного) уровня, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов о выделении денежных средств на финансирование определенных расходов либо главные распорядители бюджетных средств.
4. Часть 4 комментируемой статьи содержит классификацию соглашений в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений:
- генеральное;
- межрегиональное;
- региональное;
- отраслевое (межотраслевое);
- территориальное;
- иные соглашения.
При этом отметим, что из ч.1 комментируемой статьи следует также, что такая классификация осуществляется не только исходя из сферы регулируемых социально-трудовых отношений, но и в зависимости от уровня, на котором заключаются такие соглашения.
Часть 5 комментируемой статьи содержит определение понятия генеральное соглашение, под которым следует понимать соглашение (правовой акт), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Так, в 2010 году было заключено Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Таким образом, данное соглашение, учитывая классификацию, приводимую в комментируемой статье, является трехсторонним и генеральным. Согласно данному Генеральному соглашению стороны приняли на себя, в частности, обязательства содействовать возвращению на траекторию устойчивого экономического роста и повышению конкурентоспособности экономики. В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы. В качестве приоритетных целей данного Генерального соглашения названы: создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов всех субъектов экономики; обеспечение нового, более высокого уровня жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности государственного управления и социальной ответственности всех субъектов экономики, внедрения принципов достойного труда на основе подходов Международной организации труда.
Согласно ч.6 комментируемой статьи межрегиональное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и заключенный на уровне двух и более субъектов Российской Федерации. Таким образом, положения такого соглашения касаются работников и работодателей только тех субъектов Российской Федерации, представители работников и работодателей которых заключили такое соглашение.
В соответствии с ч.7 комментируемой статьи региональное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Таким образом, оно распространяется только на работников и работодателей субъекта Российской Федерации, представители работников и работодателей которого заключили такое соглашение.
Согласно ч.9 комментируемой статьи отраслевое (межотраслевое) соглашение - правовой акт, устанавливающий общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам определенной отрасли (сферы) деятельности или нескольких отраслей (сфер) деятельности. Поэтому такое соглашение касается работников и работодателей определенной отрасли (сферы) деятельности, представители которых заключили это соглашение. В соответствии с ч.8 комментируемой статьи такое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. В качестве примеров отраслевых соглашений можно привести Отраслевое соглашение по радиоэлектронной промышленности Российской Федерации на 2015-2017 годы (утверждено Российским профсоюзом работников радиоэлектронной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей России", Минпромторгом России 29 декабря 2014 года), Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы (утверждено Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 22 декабря 2014 года), Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2015-2017 годы (утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России", Российским профессиональным союзом работников атомной энергетики и промышленности, Госкорпорацией "Росатом" 17 декабря 2014 года) и др.
Исходя из ч.9 комментируемой статьи территориальное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа). Таким образом, его действие распространяется только на работников и работодателей конкретного муниципального образования, представители работников и работодателей которого заключили такое соглашение.
Часть 10 комментируемой статьи допускает возможность заключения иных видов соглашений, которые будут касаться только отдельных аспектов социального партнерства, то есть отдельных направлений регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, например, особенности выплаты заработной платы, предоставление дополнительных отпусков помимо установленных трудовым законодательством. Данные виды соглашений могут заключаться на любом уровне социального партнерства.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" комментируемая статья была дополнена ч.11, которая предусматривает возможность заключения одного трехстороннего соглашениях на любом уровне социального партнерства (федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном). Таким образом объединяется уровень социального партнерства и сфера регулируемых социально-трудовых отношений: на федеральном уровне заключается трехстороннее генеральное соглашение; на межрегиональном, региональном и территориальном - межрегиональное, региональное и территориальное соответственно.