Статья 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:
производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:
производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;
содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:
проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Комментарий к статье 407 ТК РФ

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются:

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров;

- органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 утверждена новая структура органов исполнительной власти. Данный Указ предусмотрел создание Министерства здравоохранения и социального развития РФ вместо ранее существовавших Минтруда России и Минздрава России. В ведении этого министерства, помимо прочего, находятся социальное партнерство и трудовые отношения. Федеральная служба по труду и занятости подведомственна Минздравсоцразвития России (см. Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (в ред. от 24.03.2011) <1>, ее статус регулируется также Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" (в ред. от 28.01.2011) <2>). В ведении Роструда и находятся в настоящий момент вопросы участия в разрешении коллективных трудовых споров.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2901; 2007. N 37. Ст. 4455; 2008. N 46. Ст. 5337; 2009. N 1. Ст. 146; N 6. Ст. 738; N 33. Ст. 4081; 2010. N 26. Ст. 3350; 2011. N 14. Ст. 1935.
<2> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1448; N 22. Ст. 2182; 2005. N 40. Ст. 4040; 2006. N 40. Ст. 4182; N 44. Ст. 4593; 2007. N 15. Ст. 1801; N 37. Ст. 4455; N 46. Ст. 5579; 2011. N 6. Ст. 888.

В ч. ч. 2 и 3 анализируемой статьи полномочия государственных органов разграничены. В частности, указано, какие конкретно коллективные трудовые споры подлежат уведомительной регистрации федеральными органами по урегулированию коллективных трудовых споров, а какие - соответствующими органами субъектов РФ.

Работники государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров пользуются правом беспрепятственного (при предъявлении удостоверения установленного образца) посещения организации в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры. Воспрепятствование со стороны должностного лица в осуществлении этого полномочия указанных работников является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность на основании ст. 5.27 КоАП.

Другой комментарий к статье 407 ТК РФ

1. Положения комментируемой статьи призваны определить степень участия государства в урегулировании коллективных трудовых споров. Первостепенное значение в данном случае имеет определение совокупности органов государственной власти, которые наделяются указанными полномочиями.

Следует учесть, что условно органы государственной власти, реализующие полномочия в данной сфере, можно разделить на общие и специальные. К числу общих органов относятся Президент РФ, Правительство РФ и т.п., поскольку они реализуют отдельные направления деятельности в рассматриваемой сфере в рамках своей компетенции наряду с регулированием иных сфер экономики и направлений деятельности. Предписания комментируемой статьи в большинстве своем направлены на определение компетенции специально уполномоченных органов государственной власти и разграничение сфер их деятельности.

В качестве одного из ведущих специально уполномоченных органов ТК РФ определяет Министерство труда и социальной защиты РФ, действующее на основании положения о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года N 610, а также органы власти субъектов РФ, например, Министерство труда и занятости населения Оренбургской области и т.п.

2. Полномочия указанных органов государственной власти, реализующих функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, определяются положениями о таких органах. В связи с этим нормы ТК РФ призваны определить общую совокупность действий, которые могут быть отнесены к компетенции соответствующего органа, с учетом разграничения компетенции федерального и регионального органа. В частности, к ведению федеральных органов государственной власти ТК РФ относит:
- уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров - порядок ее осуществления определен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по регистрации в уведомительном порядке коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, утвержденным приказом Минтруда России от 12 сентября 2014 года N 635н;
- содействие урегулированию указанных коллективных трудовых споров в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, утвержденным приказом Минтруда России от 22 сентября 2014 года N 654н;
- ведение базы данных по учету трудовых арбитров по правилам Административного регламента исполнения Рострудом государственной функции ведения базы данных по учету трудовых арбитров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21 ноября 2011 года N 1375н;
- организацию подготовки трудовых арбитров.

Следует обратить внимание, что указанный перечень полномочий формируется в качестве закрытого и не позволяет толковать его расширительно. Однако предусмотренные комментируемой статьей полномочия соответствующего органа государственной власти могут быть в значительной степени дополнены и расширены как административным регламентом его деятельности, так и положением о нем. В связи с этим такой перечень все же обладает долей диспозитивности, поскольку нормы закона призваны определять лишь наиболее общие, основные полномочия органа власти.

3. Наряду с деятельностью федеральных органов государственной власти рядом полномочий наделены и аналогичные органы, образованные на территории соответствующего субъекта РФ. В целях разграничения сфер деятельности федеральных и региональных органов государственной власти закон конкретизирует компетенцию каждого из них. Органы государственной власти субъекта РФ не вправе реализовывать полномочия, отнесенные к компетенции федерального министерства и иных федеральных органов государственной власти. Их деятельность ограничивается комплексом следующих полномочий:
- уведомительная регистрация коллективных трудовых споров, не отнесенных к компетенции федерального органа;
- содействие урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Следует обратить внимание, что Конституция РФ допускает возможность передачи части полномочий от федерального органа государственной власти органу субъекта РФ. Однако в части урегулирования коллективных трудовых споров ТК РФ такой возможности не предусматривает, проводя четкое разграничение сфер их деятельности.

4. Эффективная реализация целей и задач деятельности органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня в области урегулирования коллективных трудовых споров обусловлена необходимостью наделения их рядом специальных прав и возможностей, которые в рамках законодательных предписаний трансформируются в полномочия такого субъекта.

Следует заметить, что, в отличие от компетенции органов, их полномочия не разграничиваются по уровню, т.е. являются общими и для федеральных, и для региональных органов. Ограничение их реализации обусловлено предметом деятельности соответствующего субъекта, например, подведомственностью соответствующего коллективного трудового спора, а также иными обстоятельствами. В связи с этим полномочия органа должны определяться таким образом, чтобы не допустить нарушения прав и законных интересов иных субъектов, но и одновременно не ограничивать свободу деятельности самого органа, поскольку такое ограничение не позволит в полной мере достичь целей его деятельности и решить стоящие перед ним задачи. В связи с этим положения комментируемой статьи призваны определить наиболее общий перечень основных полномочий, который включает в себя информационную, методическую и иные виды деятельности.

Информационная деятельность реализуется посредством истребования у участников спора необходимых для его разрешения документов, информации и т.п. Указанные сведения составляют основу деятельности органа, поскольку позволяют ему получить объективную информацию о содержании, причинах конфликта и иных наиболее важных и значимых аспектах. Уполномоченный орган анализирует и обобщает представленные ему сведения в целях выявления причин спора и их своевременного устранения.

Одним из аспектов правовой деятельности органа выступает проверка законности и легитимности деятельности сторон спора и участие в нем. В большинстве случаев реализация указанного направления деятельности обусловлена проверкой полномочности представителей сторон. Следует также заметить, что закон относит данное полномочие к числу факультативных, т.е. таких, которые реализуются при необходимости. В случае отсутствия необходимости проведения проверки уполномоченный орган вправе ее не проводить, т.е. именно орган власти определяет возможность и необходимость реализации соответствующего полномочия.

Неразрывно с информационной и правовой деятельностью органа власти связана и организационная деятельность, которая обусловливает наделение сотрудников органа, непосредственно участвующих в разрешении трудового спора, такими возможностями, которые предусматривают возможность осуществления соответствующих полномочий. Организационная деятельность является одной из наиболее широких категорий, которая варьируется применительно к каждой конкретной ситуации. Отразить все необходимые полномочия в рамках одного нормативного акта практически невозможно, в связи с чем закон акцентирует внимание лишь на наиболее важных и традиционных, например, праве работника такого органа проходить на территорию работодателя, в помещение, предназначенное для реализации примирительных процедур и т.п. Однако указанными возможностями данный вид деятельности органов и их работников не ограничивается.

Участники коллективных трудовых споров нередко сталкиваются с отсутствием необходимых знаний о порядке их урегулирования. При этом не следует забывать, что к указанным правоотношениям в полной мере подлежит применению общий принцип - "незнание не освобождает от ответственности". В связи с этим большую роль играет методическая деятельность уполномоченного органа государственной власти, которая сводится не только к разработке различных методических указаний осуществления отдельных видов юридически значимых действий, но и непосредственной методической помощи участникам спора на всех этапах его урегулирования.

Наиболее противоречивой стороной деятельности рассматриваемых органов является финансирование. В соответствии с требованиями ТК РФ уполномоченные органы организуют финансирование примирительных процедур. На практике нередко указанное полномочие не реализуется такими субъектами в силу отсутствия у них достаточных средств. Не следует забывать о том, что основным источником выделения денежных средств таким органам является бюджет соответствующего уровня, а предоставление бюджетных средств требует их целевого использования.

Таким образом, закон охватывает своим регулированием наиболее значимые направления деятельности государственных органов власти по урегулированию коллективных трудовых споров. Декларируя предоставление органу соответствующих полномочий, закон, тем не менее, не может гарантировать их исполнение в полном объеме в отношении всех возникших споров.