Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.
Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора .
Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме .
В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
Комментарий к статье 404 ТК РФ
Новая редакция комментируемой статьи определяет трудовой арбитраж как орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Суть изменений заключается в том, что трудовой арбитраж теперь может быть двух видов:
временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора;
постоянно действующий трудовой арбитраж может создаваться на постоянной основе при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, переданных ему по соглашению сторон.
Ранее законом предусматривалось только создание временного трудового арбитража специально для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора, хотя в Москве (и ряде других субъектов РФ) уже есть опыт создания на трехсторонней основе учреждения "Трудовой арбитражный суд".
Практика создания постоянно действующих трудовых арбитражей положительно оправдывает себя во многих европейских странах, например в Великобритании, Германии, Франции, Италии, Финляндии, где есть специальные органы, занимающиеся трудовыми спорами по существу и оказывающие содействие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Комментируемая статья в новой редакции более подробно регламентирует общие принципы функционирования арбитража и пошагово определяет действия сторон.
В отличие от разрешения коллективных трудовых споров с помощью примирительной комиссии и с участием посредника, трудовой арбитраж независимо от желания сторон спора создается с участием государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.
Вопрос о необходимости и возможности создания постоянно действующего трудового арбитража должен решаться трехсторонней комиссией самостоятельно.
Часть 2 анализируемой статьи оговаривает случаи, при которых стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже не позднее следующего рабочего дня:
после составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника;
после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника;
после оформления протокола об отказе сторон (одной из сторон) коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника.
При наличии согласия сторон коллективного трудового спора на рассмотрение спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, на основании которого его решение становится обязательным для исполнения сторонами.
После заключения соглашения стороны обязаны создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать рассмотрение коллективного трудового спора в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Причем сделать это нужно в строго установленные сроки: если речь идет о локальном уровне, то в срок не более двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок не более четырех рабочих дней (ранее устанавливался общий для всех уровней спора срок три рабочих дня).
Часть 4 посвящена составу и регламенту трудового арбитража. Так, для временного органа они устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждать типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).
Новая редакция статьи дополнена ч. 5, в которой устанавливаются сроки рассмотрения спора трудовым арбитражем в зависимости от его уровня: на локальном уровне социального партнерства - не более трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - не более пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.
Часть 6 комментируемой статьи содержит указание на перечень основных полномочий арбитров. Более подробно объем прав расписан в п. 15 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденных Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 59 <1>. В приложении N 3 к данным Рекомендациям содержится памятка арбитрам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров.
--------------------------------
<1> Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8.
О гарантиях лицам, участвующим в работе трудового арбитража, см. коммент. к ст. 405.
На работодателя законом не возлагается обязанность по организационному обеспечению деятельности трудового арбитража, как это делается в отношении примирительной комиссии.
Разрешение трудового спора в трудовом арбитраже завершается принятием решения по существу данного спора. Решение является обязательным для сторон, поскольку они подписывают соглашение об обязательном подчинении этому решению.
По общему правилу создание трудового арбитража зависит от соглашения сторон, участвующих в споре. Однако в ч. 8 комментируемой статьи указывается на возможность осуществления так называемого принудительного арбитража в случаях, когда проведение забастовок ограничено или запрещено по закону (подробнее об этих организациях см. коммент. к ч. 2 ст. 413).
Последствия уклонения работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем установлены ч. 3 ст. 406 ТК.
Другой комментарий к статье 404 ТК РФ
1. Одним из способов урегулирования коллективного трудового спора является трудовой арбитраж. Само название указанного органа свидетельствует о том, что для разрешения возникших разногласий привлекается независимый субъект. Традиционно арбитр рассматривается в значении его дословного перевода с латинского - арбитр, посредник. Таким образом, можно говорить о том, что трудовой арбитраж по своей сути представляет не что иное, как своеобразную форму посредничества. Одной из ее особенностей является коллегиальная форма деятельности. Положения комментируемой статьи не дают понятия трудового арбитража, что также указывает на возможность применения его общего понимания с учетом особенностей, установленных ТК РФ. Следует обратить внимание, что трудовой арбитраж является временным органом и создается для урегулирования конкретного спора. Одновременно закон предусматривает возможность образования и постоянно действующего трудового арбитража - исключительно по решению Трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
Согласно Рекомендации МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 года) с целью способствовать предупреждению и разрешению трудовых конфликтов между работодателями и работниками должны создаваться органы по добровольному примирению, соответствующие национальным условиям. В каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей со стороны работодателей и со стороны работников.
До настоящего времени трудовой арбитраж в большинстве своем рассматривался исключительно как временный орган. Однако в последнее время все чаще возникает вопрос о формировании постоянно действующего органа. При этом следует заметить, что он не может быть наделен статусом судебного органа, поскольку в соответствии с Конституцией РФ правосудие в РФ осуществляется только судом.
Что касается практической стороны вопроса, то первый трудовой арбитраж на постоянной основе в порядке эксперимента появился в Москве год назад.
Деятельность временного арбитража осуществляется в соответствии с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 59.
2. Использование трудового арбитража в качестве средства примирения сторон является их обязанностью. Положения комментируемой статьи прямо возлагают данную обязанность на участников спора, причем применение рассматриваемой процедуры ставится в прямую зависимость от результатов деятельности посредника и порядка реализации его деятельности. Так, трудовой арбитраж является обязательным в случае недостижения согласия сторон по одному из вопросов, предусмотренных ст.403 ТК РФ, либо в случае, если деятельность посредника не достигла своей цели.
Однако реальная возможность применения данной процедуры напрямую зависит от наличия или отсутствия арбитража. В связи с этим обязанность его привлечения свидетельствует о возложении на участников конфликта еще одной обязанности - формирования временного трудового арбитража для урегулирования возникшего между ними спора.
Декларирование указанных обязанностей ставится законодателем в прямую зависимость от наличия или отсутствия согласия сторон, т.е. сам факт несогласия с данной процедурой хотя бы одной из сторон нивелирует иные предписания комментируемой статьи. Урегулирование спора в трудовом арбитраже утрачивает статус обязательной стадии и является недопустимым. В связи с этим принципиальное значение имеет определение правопорождающего юридического факта, т.е. таких жизненных обстоятельств, в силу которых возможно урегулирование возникших разногласий с привлечением трудового арбитража.
В качестве такого юридического факта выступает соглашение сторон о передаче дела на рассмотрение указанного органа. Как и для большинства действующих договоров, для данного соглашения могут быть предусмотрены обязательные условия, прямо влияющие на его легитимность и действительность. В качестве обязательного условия соглашения закон предусматривает отражение условия об обязательности решений данного органа для всех участников коллективного трудового спора, т.е. стороны добровольно берут на себя обязательства соблюдать утвержденные арбитражем правила поведения.
Поскольку арбитраж рассматривается в качестве особо вида посредника, то его деятельность строится по общим правилам, установленным ТК РФ для иных процедур, в первую очередь, привлечения посредника. Речь идет о единстве сроков деятельности указанных субъектов по урегулированию трудового спора, а также принятию необходимых решений. Особо следует обратить внимание, что статус постоянно действующего трудового арбитража по смыслу закона более высок, нежели статус временного. В связи с этим в случае недостижения согласия в процедурах, реализуемых временных арбитражем, спор может быть передан на рассмотрение постоянного органа. Таким образом, у участников спора фактически отсутствует необходимость формирования временного арбитража при условии наличия постоянного. На выбор конкретного органа, привлекаемого к урегулированию спора, могут в большей степени повлиять иные участники правоотношений - работники, профсоюзные организации и т.п.
3. Особенностью правового статуса временного трудового арбитража является порядок его формирования - по соглашению сторон с привлечением их представителей. Указанные аспекты подлежат отражению в соглашении сторон, заключенном в письменной форме, причем в обязательном порядке к принятию такого решения привлекаются не только представители работодателя и работников, но и профсоюзной организации соответствующего уровня.
Как правило, деятельность временного арбитража базируется на акте индивидуального регулирования, поскольку он образуется для урегулирования конкретного спора. Деятельность постоянного арбитража носит более длительный характер и требует разработки ряда нормативных актов, ее регламентирующих. В качестве основного нормативного акта выступает положение о постоянном трудовом арбитраже, определяющее его права, обязанности, меры ответственности, а также совокупность полномочий и порядок осуществления деятельности.
Анализ отдельных предписаний комментируемой статьи свидетельствует о единстве трудового арбитража и образованных в соответствии с действующим законодательством органов судебной власти, хотя к данной категории трудовой арбитраж не относится. Такое единство прослеживается, например, в необходимости привлечения участников спора к его рассмотрению указанным органом, т.е., равно как и в ходе судебного разбирательства в суде, участие сторон спора является обязательным. Указанный факт свидетельствует о том, что стороны обязаны не только обосновывать свою позицию, но и доказывать ее, представлять необходимые документы, привлекать свидетелей и т.п. Однако, в отличие от судебной процедуры, деятельность трудового арбитража является более "гибкой", она не связана рамками установленной процедуры. Порядок его деятельности определяется исключительно целью образования данного органа - урегулирование спора, т.е. достижение согласия его сторон, причем в максимально короткие сроки - 3-5 рабочих дней.
В случае недостижения согласия с привлечением трудового арбитража сторонам предоставлена возможность использовать иные способы, т.е. решение арбитража не является окончательным. Исключение из общего правила представляют лишь случаи запрета на проведение забастовки, предусмотренные ст.413 ТК РФ. В указанных случаях решение трудового арбитража приобретает для его участников юридическую силу и становится обязательным.
В данном случае можно говорить о единстве правового статуса трудового арбитража и третейского суда, который неоднократно отмечался в юридической литературе, посвященной коллективным трудовым спорам и порядку их урегулирования. Таким образом, трудовой арбитраж представляет собой противоречивый орган, который, с одной стороны, является добровольной формой взаимодействия конфликтующих сторон, с другой, - наделен рядом полномочий, трансформирующих его в обязательный, свидетельствующих о единстве с органами судебной власти. Сам факт соглашения сторон о формировании трудового арбитража и передаче на его разрешение трудового спора уже свидетельствует о наличии потенциальной возможности урегулирования данного спора, т.к. стороны готовы к сотрудничеству и взаимным уступкам. Указанные факты подтверждаются наличием самого соглашения, позволяющего применять рассматриваемую процедуру.