Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Комментарий к статье 403 ТК РФ

В том случае, если сторонам не удалось достичь соглашения в рамках работы примирительной комиссии (см. ст. 402 ТК), они обязаны провести переговоры по поводу приглашения посредника. Кроме того, в соответствии со ст. 406 ТК в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать незамедлительного (не позднее следующего рабочего дня) проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.

Данная стадия является добровольной - посредник может принять участие в разрешении спора лишь с согласия обеих спорящих сторон. Важно понимать, что посредник не может принимать никакого решения по существу спора - оно принимается (либо не принимается) самими спорящими сторонами. А задача посредника - помочь сторонам выработать согласованную позицию. Стоит отметить, что срок рассмотрения спора на данном этапе существенно сокращен: стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий (ранее срок составлял три рабочих дня). Кроме того, законодатель восполнил пробел, прописав процедуру оформления отказа сторон (одной из сторон) от данной примирительной процедуры, указав на необходимость составления соответствующего протокола.

Новая редакция статьи дополнена ч. 2, в соответствии с которой при наличии согласия сторон коллективного трудового спора о рассмотрении трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны обязаны согласовать кандидатуру посредника. Посредник может быть найден сторонами самостоятельно либо при необходимости стороны могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган.

Если стороны все же не смогли достичь согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Стороны могут установить свой порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника. Помимо норм ТК к деятельности посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 58 <1>.

--------------------------------
<1> Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8.

В приложении N 4 к Рекомендациям Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника содержится Памятка лицам, привлекаемым в качестве посредника к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров.

Часть 4 комментируемой статьи наделяет посредника рядом полномочий, в частности, он имеет право запрашивать у сторон и получать от них необходимые документы и сведения, но только касающиеся данного спора.

Часть 5 изложена в новой редакции и оговаривает сроки рассмотрения спора с участием посредника (вновь учитывая при этом уровень социального партнерства): на локальном уровне срок составляет до трех рабочих дней, на иных уровнях - до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника.

Таким образом, если ранее на рассматриваемый этап сторонам отводилось максимум 10 рабочих дней: три дня для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с его участием, то в настоящее время сторонам придется уложиться в четыре рабочих дня, если речь идет о локальном уровне, и в шесть рабочих дней на иных уровнях социального партнерства. Однако стороны имеют право продлить рассмотрение спора на любой срок в соответствии с ч. 7 ст. 401 ТК.

Разрешение коллективного трудового спора на этой стадии может завершиться либо принятием сторонами согласованного решения в письменной форме, либо составлением протокола разногласий (примерная форма такого протокола содержится в приложении N 3 к вышеуказанным Рекомендациям Минтруда России).

Другой комментарий к статье 403 ТК РФ

1. В современной России на протяжении нескольких лет активно формируется практика разрешения споров с участием посредника. Трудовые отношения не являются исключением, в связи с этим ТК РФ предусматривает возможность участия посредника в разрешении коллективного трудового спора.

Однако следует учитывать, что процедура медиации, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", не применяется к коллективным трудовым спорам.

Процедура урегулирования спора с участием посредника регламентируется постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 58 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника". Решение вопроса о привлечении посредника принимается в кратчайший срок, который определяется законом как срок не позднее следующего рабочего дня. Указанный срок предусмотрен законом для принятия сторонами спора решения о необходимости и возможности привлечения посредника для урегулирования возникших разногласий.

Принятие такого решения осуществляется посредством переговоров, которые направлены на решение двух основных вопросов: о привлечении посредника и о выборе кандидатуры привлекаемого посредника. В случае определения посредника он привлекается к переговорам по урегулированию возникшего конфликта. Если же стороны в ходе переговоров не достигнут согласия либо откажутся от привлечения посредника, им предоставлено законом право использования иных форм урегулирования данного спора, в том числе и путем рассмотрения его в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж в настоящее время не имеет достаточного применения, в большинстве случаев стороны используют иные формы урегулирования спора. Однако данный факт никоим образом не умаляет его значения.

2. Факт привлечения посредника к урегулированию спора, а также иные имеющие значение обстоятельства отражаются в соглашении сторон. Следует заметить, что в качестве предмета такого соглашения закон указывает лишь факт привлечения посредника. Иные вопросы разрешаются сторонами только после заключения такого соглашения.

Учитывая, что трудовой договор, как правило, заключается в письменной форме, то и соглашение по привлечению посредника также должно заключаться в письменной форме, что создает дополнительные гарантии защиты прав участников данного спора. Определение содержания указанного соглашения требует детального исследования ряда норм ТК РФ, в первую очередь, положений комментируемой статьи.

Консолидация правовых предписаний указывает на то, что в соглашении определяется не только возможность привлечения посредника, но и порядок осуществления им деятельности по урегулированию спора, т.е. соглашение в большинстве своем имеет процессуальный характер и направлено на определение процедуры деятельности привлекаемого субъекта. Одновременно закон предоставляет дополнительный срок для утверждения кандидатуры посредника - не более 2 рабочих дней с момента заключения соглашения. Таким образом, устанавливая процессуальные особенности деятельности посредника, стороны определяют его кандидатуру лишь после регламентации порядка осуществления его деятельности.

Выбор кандидатуры может быть произведен как лично сторонами по согласованию друг с другом, так и с учетом рекомендаций уполномоченного органа. Указанные рекомендации не являются императивным требованием, в связи с чем их предоставление может осуществляться исключительно по инициативе участников спора. Самостоятельно представление рекомендуемой кандидатуры не является обязанностью уполномоченного органа. В большинстве случае стороны определяют кандидатуру по собственному усмотрению из числа известных лиц, в том числе успешных бизнесменов и т.п.

Следует заметить, что закон не предусматривает, в какой форме определяется решение по кандидатуре посредника. Наиболее адекватным представляется ее отражение в рамках указанного выше соглашения участников спора, но течение срока закон связывает именно с моментом заключения соглашения, что не позволяет зачастую отразить в нем данный аспект, а соответственно, требует заключения еще одного соглашения сторон. В случае отсутствия возможности согласования кандидатуры стороны фактически отказываются от привлечения посредника и могут использовать иные формы урегулирования спора, в первую очередь, предусмотренные ТК РФ.

3. Полномочия посредника закон не регламентирует, что позволяет в значительной степени их расширять применительно к конкретным обстоятельствам спора. В самом общем виде его полномочия и компетенцию можно определить как совокупность действий, направленных на урегулирование спора и достижение согласия его участников.

Нормативное регулирование деятельности посредника закон строит по принципу минимизации предписаний и предоставления максимальной самостоятельности указанного субъекта. В связи с этим его требования охватывают собой лишь права посредника, сопряженные с подготовительным этапом разрешения спора. В частности, для достижения целей привлечения посредника он, в первую очередь, должен ознакомиться с его сущностью и причинами возникновения. Такое ознакомление возможно на основании документации работодателя, а соответственно, возникает необходимость получения таких документов и ознакомления с их содержанием.

В связи с этим закон предоставляет посреднику право запрашивать у сторон спора необходимые документы и сведения. Иные права и обязанности посредника определяются сторонами спора в рамках заключенного ими соглашения. Поскольку кандидатура посредника определяется соглашением сторон, то, как правило, они предоставляют ему максимальную свободу деятельности для достижения основной цели - разрешения спора. Предоставленная свобода никоим образом не освобождает посредника от соблюдения общих требований нормативных актов, в том числе и обязанности по сохранению конфиденциального характера полученной информации, законности и объективности его деятельности и т.п.

Деятельность посредника носит временный, причем краткосрочный характер, поскольку призвана способствовать максимально быстрому урегулированию противоречий между сторонами трудовых отношений. В зависимости от уровня трудового спора период деятельности посредника может составлять от 3 до 5 рабочих дней. Указанный срок включает в себя полный цикл деятельности посредника - от момента его привлечения, т.е. начала фактического исполнения обязанностей, до принятия решения по спору, независимо от содержания такого решения.

Результатом деятельности посредника всегда выступает решение сторон по существу спора. Особо следует заметить, что такое решение должно быть изготовлено с учетом специальных требований закона, в том числе и к форме его изложения, - в письменной форме с составлением протокола разногласий. Наиболее рациональным представляется в данном случае составление протокола разногласий до момента начала деятельности посредника, что позволит ему заблаговременно определить предмет собственной деятельности, а также выбрать наиболее эффективные средства воздействия на участников конфликта. В результате деятельности посредника возникает необходимость лишь отражения результатов по каждому из разногласий. В ряде случаев при изложении решения можно отразить результаты применительно к каждому разногласию, причем отображению подлежат как положительные результаты, так и отрицательные. По разногласиям с отрицательным решением спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, либо противоречия могут быть урегулированы иным не противоречащим закону способом.

В большинстве своем нормы комментируемой статьи носят общий характер и призваны определить лишь наиболее важные аспекты деятельности посредника при урегулировании конфликта. Указанные предписания требуют их конкретизации в рамках ряда специальных подзаконных нормативных актов. Однако в настоящее время рассматриваемые общие положения носят исключительный характер, а сложившаяся практика нередко рассматривает данный механизм урегулирования трудового спора в качестве архаичного, который все реже используется в практической деятельности субъектов трудовых правоотношений.