В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Комментарий к статье 402 ТК РФ
Разрешение конкретного коллективного трудового спора в рамках примирительных процедур стороны должны начать с создания на равноправной (паритетной) основе совместного органа - примирительной комиссии. Причем данный этап в примирительных процедурах является обязательным. Цель создания примирительной комиссии - найти компромиссный вариант, который удовлетворил бы интересы работников и работодателя и тем самым обеспечил согласие между ними.
Новой редакцией комментируемой статьи предусмотрены различные сроки для создания данного органа в зависимости от уровня социального партнерства: в случае коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
Процесс создания примирительной комиссии ТК не регламентируется. Более подробно основы деятельности данного органа освещены в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденных Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57. Однако данный акт не является обязательным для применения.
Новеллой является ч. 2 комментируемой статьи, в которой регламентируется способ оформления создания примирительной комиссии в зависимости от уровня спора. Так, решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представительного органа работников. На иных уровнях данное решение оформляется соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) органов соответствующих представителей работодателей и органов соответствующих представителей работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного спора на равноправной основе.
В Рекомендациях Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией даются советы по поводу состава комиссии, которые не связывают стороны спора какими бы то ни было юридическими обязательствами. В частности, в п. 15 Рекомендаций говорится, что в зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. От работодателя в эту комиссию могут направляться руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи и т.д.). Представителями работников в примирительной комиссии могут быть члены выборного профсоюзного органа организации, а также юристы, экономисты, конфликтологи, социологи и другие специалисты. Во всяком случае лица, входящие в состав примирительной комиссии, должны обладать умением аргументировать, убеждать и оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия.
Члены примирительной комиссии имеют право: а) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора; б) в период рассмотрения коллективного трудового спора проводить совместные или раздельные заседания сторон; в) предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта; г) подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.
Члены примирительной комиссии должны знать действующее законодательство, относящееся к регулированию социально-трудовых вопросов, урегулированию коллективных трудовых споров, принципам работы профсоюзной организации, кадровой политики и другим сторонам жизни организации, а также методы ведения переговорного процесса при возникновении коллективного трудового спора. При этом необходимо учитывать, что статус, опыт практической работы, а также личные качества членов примирительной комиссии имеют существенное значение и придают вес ее предложениям и рекомендациям.
Работодатель в силу преимуществ его экономического положения обязан обеспечить необходимые условия для работы примирительной комиссии (т.е. выделить для заседания соответственно оборудованное помещение, средства связи и оргтехнику и т.д.) и не препятствовать ее работе. Данное правило распространяется и на представителя работодателей, если речь идет о более высоком уровне социального партнерства. В случае если работодатель (или его представитель) уклоняется от участия в работе примирительной комиссии, на основании ч. 2 ст. 406 ТК коллективный трудовой спор может быть передан на рассмотрение в трудовой арбитраж.
В соответствии с новой редакцией комментируемой статьи предусмотрены различные сроки для рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией в зависимости от уровня социального партнерства: спор на локальном уровне должен быть рассмотрен в срок до трех рабочих дней, на иных уровнях - в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Стоит отметить, что по сравнению с предыдущей редакцией примирительная комиссия локального уровня обязана принять решение в более сжатые сроки (на два дня быстрее).
Срок, отведенный на рассмотрение коллективного трудового спора, весьма краток, так как сторонам, как правило, нет необходимости тратить время на вхождение в суть разногласий, поскольку они их уже пытались преодолеть до начала коллективного трудового спора. По желанию сторон срок рассмотрения может быть продлен. Течение данного срока начинается с момента издания акта о создании комиссии.
Итогом заседания примирительной комиссии должно стать принятие решения, которое помимо председателя и секретаря подписывается представителями сторон и является для них обязательным. Если в решении учтены все разногласия сторон, коллективный трудовой спор оканчивается. Однако если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к Рекомендациям Минтруда России. В протоколе должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража). В отсутствие правил, касающихся кворума для принятия решения, можно утверждать, что и простого большинства голосов членов комиссии, представляющих соответствующую сторону, достаточно, чтобы выразить мнение этой стороны.
В случае недостижения согласия стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, определяя в рамках дальнейших переговоров возможность рассмотрения спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года (см. коммент. к ст. 405).
Другой комментарий к статье 402 ТК РФ
1. Первым и обязательным этапом рассмотрения коллективного трудового спора является его рассмотрение примирительной комиссией, сроки создания и работы которой регламентированы комментируемой статьей.
Действующая редакция ТК РФ предусматривает дифференцированные сроки создания примирительных комиссий в зависимости от уровня социального партнерства, на котором возник коллективный трудовой спор. Так, на уровне организации примирительная комиссия должна быть создана в течение 2 рабочих дней со дня возникновения коллективного трудового спора, для иных уровней социального партнерства предусмотрен срок в 3 рабочих дня.
Порядок создания и работы примирительной комиссии в ТК РФ не закреплен. Комментируемая статья устанавливает требования к оформлению ее создания: на уровне организации решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом или распоряжением работодателя, а также решением представительного органа работников, на иных уровнях такое решение оформляется актами соответствующих сторон социального партнерства.
2. Примирительная комиссия формируется на основе принципа равноправия сторон. Принцип равноправия сторон сформулирован в Рекомендациях МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 года), в соответствии с которыми в каждый орган по примирению должно входить одинаковое число представителей от каждой из сторон спора. Как уже указывалось выше, порядок создания и работы примирительной комиссии законодательно не закреплен. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 года N 57 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией (далее - Рекомендации).
В соответствии с п.15 Рекомендаций в зависимости от уровня и масштаба спора в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти человек. Требования, предъявляемые к членам примирительной комиссии, также установлены в п.15 Рекомендаций: знание проблемы и опыт ведения переговоров. Рекомендации не являются обязательными к применению.
Основной задачей примирительной комиссии является урегулирование коллективного трудового спора путем достижения компромисса. Для реализации поставленной задачи предоставлен широкий спектр полномочий: право запрашивать у сторон коллективного спора необходимую для его урегулирования информацию; выдвигать предложения по урегулированию спора; члены примирительной комиссии могут проводить как совместные, так и раздельные заседания.
3. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает запрет сторонам коллективного трудового спора уклоняться от создания примирительной комиссии, а также от участия в ее работе.
Уклонение работодателя от создания и участия в работе примирительной комиссии влечет дисциплинарную и административную ответственность. ТК РФ не предусматривает ответственности работников за уклонение от создания примирительной комиссии. По нашему мнению, это связано с тем, что работники не заинтересованы в уклонении, т.к. выдвигают требования, несогласие работодателя с которыми влечет возникновение коллективного трудового спора. Уклонение работников от создания и участия в работе примирительной комиссии может расцениваться как отказ от выдвинутых требований.
Закон также возлагает на работодателя создать условия для работы примирительной комиссии. Под созданием условий для работы примирительной комиссии принято понимать обеспечение комиссии материально-техническими ресурсами, к которым можно отнести предоставление помещения для проведения заседаний примирительной комиссии, предоставление оргтехники для формирования решений комиссии. Возложение обязанности по созданию условий на работодателя обусловлено более выгодным экономическим положением работодателя по отношению к работникам.
4. Часть 6 комментируемой статьи закрепляет сроки, в которые коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией. Предыдущая редакция ТК РФ предусматривала единый пятидневный срок рассмотрения спора примирительной комиссией, исчисляемый в рабочих днях. Действующая редакция комментируемой статьи предусматривает различные сроки рассмотрения примирительной комиссией коллективного трудового спора: 3 рабочих дня для рассмотрения коллективного трудового спора на уровне организации и 5 рабочих дней для иных уровней социального партнерства. Установление сжатых сроков рассмотрения примирительной комиссией коллективного трудового спора обусловлено тем, что члены комиссии являются представителями сторон спора, а, следовательно, рассматриваемые разногласия им известны.
Сроки работы примирительной комиссии начинают исчисляться с даты принятия акта о ее создании.
5. В соответствии с ч.7 комментируемой статьи итогом работы примирительной комиссии является принятие решения, которым должен быть урегулирован возникший трудовой спор. Если согласие сторон достигнуто по всем выдвинутым требованиям, то это отражается в решении примирительной комиссии, и коллективный трудовой спор считается разрешенным.
Принятое комиссией решение оформляется протоколом, который подписывается представителями сторон, председателем комиссии и секретарем. Решение примирительной комиссии является обязательным для исполнения сторонами коллективного трудового спора. Положения комментируемой статьи также закреплены в общих положения ст.408 ТК РФ, в соответствии с которыми для сторон коллективного трудового спора обязательны любые соглашения, достигнутые сторонами при разрешении такого спора.
Невыполнение соглашения, достигнутого сторонами в результате работы примирительной комиссии, влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст.5.33 КоАП РФ (подробнее см. постановление Кемеровского областного суда от 14 апреля 2011 года N года N 44а-100-11).
Кроме того, в случае невыполнения работодателем условий соглашения работники в соответствии со ст.409 ТК РФ имеют право приступить к организации забастовки.
Часть 8 комментируемой статьи определяет порядок действий сторон коллективного спора в случае, если сторонами не достигнуто соглашение по возникшим разногласиям или соглашение достигнуто лишь по части выдвинутых требований. В приведенных случаях стороны должны перейти к проведению переговоров с участием посредника или передать спор на рассмотрение в трудовой арбитраж. Итогом рассмотрения примирительной комиссией коллективного трудового спора, в результате которого сторонами не достигнуто согласие по всем выдвинутым требованиям или достигнуто согласие лишь по части требований, является составление протокола разногласий, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения сторон по урегулированию коллективного трудового спора.