Статья 401. Примирительные процедуры

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом .
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора .

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах .
Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора .

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки .

Комментарий к статье 401 ТК РФ

В ч. 1 комментируемой статьи дается перечень мирных процедур разрешения коллективного трудового спора, объединенных общим понятием "примирительные процедуры", которые состоят из трех этапов:

1) разрешение спора примирительной комиссией (ст. 402);

2) разрешение спора с участием посредника (ст. 403);

3) разрешение спора в трудовом арбитраже (ст. 404).

При разрешении конкретных коллективных трудовых споров последовательность этапов его рассмотрения может различаться. Только в отношении разрешения спора с помощью примирительной комиссии указывается, что рассмотрение спора в этом органе является обязательным этапом. Что касается второго этапа - рассмотрение спора с участием посредника, то в определенных случаях (см. коммент. к ст. 403) стороны могут пропустить его, перейдя сразу после рассмотрения спора в примирительной комиссии к трудовому арбитражу.

Как указывается в ч. 3 комментируемой статьи, каждая из сторон спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективного трудового спора для уведомительной регистрации спора. Данная норма направлена на возможное оказание государством помощи спорящим сторонам. Ни одна из сторон не обязана обращаться к государственному органу по урегулированию коллективного трудового спора для регистрации коллективного трудового спора, а отсутствие регистрации не может служить основанием для признания каких-либо действий сторон незаконными. В результате изменений в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (в ред. от 22.06.2010) урегулирование коллективных трудовых споров включено в функции Федеральной службы по труду и занятости.

В ч. 4 комментируемой статьи указывается на недопустимость уклонения сторон коллективного трудового спора от участия в примирительных процедурах. Последствия такого уклонения предусмотрены ст. ст. 406 и 416 ТК (см. коммент. к ним).

В ч. 5 анализируемой статьи еще раз презюмируется обязанность всех участников спора использовать все предусмотренные законодательством способы для разрешения коллективных трудовых споров. Таким образом, акцент делается на примирительных процедурах, с тем чтобы не допустить начала забастовки.

Части 6 и 7 комментируемой статьи посвящены срокам осуществления примирительных процедур. Конкретные сроки прохождения спора по этапам отражены в соответствующих статьях, посвященных каждому этапу. По общему правилу стороны должны придерживаться указанных сроков, однако в случае необходимости сроки могут быть продлены при согласии сторон коллективного спора. Данная норма отражает гибкость социального партнерства и существенную роль договорного регулирования отношений между социальными партнерами.

Стоит заметить, что новая редакция ч. 7 дополнена положением, согласно которому решение о продлении срока оформляется протоколом.

Часть 8 комментируемой статьи предоставляет работникам право на такие действия в поддержку своих требований, как проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования. Работники могут реализовывать данное право на основании Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в ред. от 08.12.2011) <1>, а также иных актов, регулирующих осуществление этого права в конкретных субъектах РФ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485; 2010. N 50. Ст. 6602; 2011. N 7. Ст. 901; РГ. 2011. 14 дек.

Другой комментарий к статье 401 ТК РФ

1. Понятие "примирительные процедуры" дано законодателем в ст.398 ТК РФ. Комментируемая статья регламентирует порядок проведения примирительных процедур сторонами коллективного трудового спора, устанавливая очередность применения примирительных процедур.

ТК РФ устанавливает три этапа разрешения коллективного трудового спора с применением примирительных процедур: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Обязательным для сторон коллективного трудового спора является рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Без рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией невозможно его рассмотрение с участием посредника, а также рассмотрение в трудовом арбитраже.

Порядок создания примирительной комиссии, а также порядок и сроки рассмотрения комиссией коллективного трудового спора регламентированы ст.402 ТК РФ.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже установлен в ст.ст.403-404 ТК РФ.

2. В соответствии с положениями комментируемой статьи каждая из сторон коллективного трудового спора на любой стадии рассмотрения этого спора после начала его рассмотрения имеет право обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации.

В системе федеральных органов исполнительной власти функции по урегулированию коллективных трудовых споров переданы Федеральной службе по труду и занятости (Роструд). Ранее выполнение указанных функций было возложено на ныне упраздненное Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Законодатель подчеркнул уведомительный характер регистрации коллективного трудового спора государственными органами. Сама по себе регистрация коллективного трудового спора не порождает для его сторон каких-либо правовых последствий, не оказывает какого-либо влияния на порядок и сроки рассмотрения коллективного трудового спора. Право на обращение в государственный орган для регистрации коллективного трудового спора позволяет сторонам в дальнейшем при необходимости получать консультационные услуги и методическую помощь, а также обращаться за разъяснениями действующего законодательства, регламентирующего порядок урегулирования возникшего спора.

3. Положения комментируемой статьи содержат запрет на уклонение от участия в примирительных процедурах. Уклонение от участия в примирительных процедурах влечет последствия, предусмотренные ст.406 ТК РФ, а также дисциплинарную ответственность в соответствии с положениями ст.416 ТК РФ и наложение административного штрафа, установленного ст.5.32 КоАП РФ.

Комментируемая статья возлагает на всех участников коллективного трудового спора обязанность использовать все предоставленные возможности для урегулирования возникших разногласий путем достижения компромисса. Закрепление этой обязанности направлено, прежде всего, на разрешение спора на стадии примирительных процедур.

ТК РФ предусматривает различные сроки проведения примирительных процедур в зависимости от этапа примирительной процедуры, а также от уровня социального партнерства, на котором возник коллективный трудовой спор. Коллективные трудовые споры на локальном уровне социального партнерства рассматриваются примирительной комиссией в течение 3 рабочих дней; на уровне выше, чем уровень организации, рассмотрение спора примирительной комиссией составляет 5 рабочих дней. Аналогичные сроки предусмотрены для рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника.

Установленные законодателем сроки проведения примирительных процедур на каждом этапе могут быть продлены. Решение о продлении должно быть оформлено соответствующим протоколом, отражающим согласие обеих сторон коллективного трудового спора.

"Данная норма отражает гибкость социального партнерства и существенную роль договорного регулирования отношений между социальными партнерами".

________________
Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / О.Н.Волкова, В.Л.Гейхман, И.К.Дмитриева и др.; Под ред. В.Л.Гейхман. М.: Юрайт, 2012.

4. Комментируемая статья предоставляет работникам право в поддержку своих требований проводить в период рассмотрения коллективного трудового спора мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Указанное право конкретизирует право граждан, закрепленное в ст.31 Конституции РФ.

Необходимо отметить, что ТК РФ прямо предусмотрено только два случая, когда работники при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора имеют право быть освобожденными от работы или отказаться от исполнения трудовых обязанностей. В первом случае - при участии в примирительных процедурах, во втором - при участии в забастовке.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация права, предоставленного комментируемой статьей, должна происходить не только в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, но и с обязательным соблюдением требований внутреннего трудового распорядка, т.е. в нерабочее время.