Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 - 31 и частью пятой статьи 40 настоящего Кодекса .
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.
Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.
Часть утратила силу с 6 октября 2006 года - Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ.
Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.
Требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора .
Комментарий к статье 399 ТК РФ
Разрешение коллективного трудового спора может осуществляться исключительно по инициативе работников или их представителей. Последние определяются по правилам, установленным ст. ст. 29 - 31 ТК.
В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.
Наиболее удобным оформлением письменных требований работников является составление протокола общего собрания (конференции) работников с указанием количества присутствовавших работников. Во избежание возможных возражений работодателя по поводу наличия кворума участников желательно составление протокола регистрации участников собрания (конференции), заверенного подписями участников. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствуют не менее 2/3 избранных делегатов.
Законодательство не дает определения того, что такое собрание и конференция работников. Однако исходя из практики и смысла ч. 3 комментируемой статьи, собрание работников организуется в том случае, когда работников соответствующей организации или структурного подразделения можно собрать в одном месте для личного участия в собрании. Конференции собираются в больших организациях либо при наличии спора на уровне социально-партнерских соглашений. При этом все представляемые работники участвуют в выборе делегатов конференции.
Часть 3 комментируемой статьи дополнена положением, согласно которому при невозможности проведения собрания (конференции) работников, на котором происходит утверждение их требований, представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых требований. К сожалению, на практике данное положение может повлечь за собой злоупотребление правом со стороны представительного органа работников. Кроме того, работники, ставя свою подпись в поддержку требований, открыто заявляют о своей позиции, что может повлечь для них нежелательные последствия.
Часть 4 рассматриваемой статьи указывает на обязанность работодателя предоставлять помещение для проведения собрания (конференции) работников по выдвижению их требований. Кроме того, здесь же указывается на запрет для работодателя препятствовать проведению такого собрания (конференции). Исходя из п. 2 ст. 3 Конвенции МОТ N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" (1948 г.) данный запрет применим не только в отношении работодателей, но и в отношении государственных органов.
Часть 6 изложена в новой редакции. Законодатель более подробно прописал процедуру выдвижения требований, перечислив, какие именно объединения профессиональных союзов могут это сделать, и указав на то, что этим правом наделены выборные коллегиальные органы, уполномоченные на это уставами профессиональных союзов и их объединений.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ ч. 7 ст. 399 была дополнена положениями, суть которых заключается в том, что требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.
Другой комментарий к статье 399 ТК РФ
1. Выдвижение требований работников к работодателю свидетельствует о наличии между сторонами разногласий в сфере трудовых отношений по вопросам, связанным с условиями труда.
Комментируемая статья устанавливает порядок выдвижения требований работников и закрепляет ряд обязательных условий, которые должны быть соблюдены при выдвижении требований.
Право выдвижения таких требований законодательно предоставлено работникам и их представителям. Представители работников определяются в соответствии с положениями ст.ст.29-31 ТК РФ, а также ч.5 ст.40 ТК РФ. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, ТК РФ предоставил право выдвигать требования к работодателю не только работникам организаций, но и работникам индивидуальных предпринимателей. По нашему мнению, принятие такой правовой нормы связано со сложившимся многообразием форм предприятий и организаций в Российской Федерации и направлено на урегулирование взаимоотношений между работниками и работодателями - представителями малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в области трудового права, что позволило устранить существовавший ранее пробел в законодательстве.
2. Требования выдвигаются к конкретному работодателю (организации или индивидуальному предпринимателю) по вопросам, связанным с заключением, изменением или исполнением коллективного трудового договора. Требования к работодателю могут выдвигаться также при принятии работодателем ЛНА в тех случаях, когда ТК РФ предусматривает обязанность работодателя учитывать мнение представительного органа работников.
Выдвигаемые требования должны быть изложены в письменной форме и направлены работодателю. Таким образом, работникам (их представителям) не только предоставлено право выдвигать требования к работодателю, но также на них возложена обязанность по направлению выдвинутых требований в адрес работодателя. В случае несоблюдения письменной формы у работников будет отсутствовать возможность в дальнейшем ссылаться на нарушение их прав. Порядок направления выдвигаемых требований работодателю законодательно не закреплен. Вместе с тем по смыслу комментируемой статьи должен быть зафиксирован факт получения выдвинутых требований (например, внесение сведений о вручении таких требований в журнал учета входящей корреспонденции с простановкой штампа о получении и входящего номера на втором экземпляре требований или направление требований в адрес работодателя посредством почтового отправления с описью вложения).
На работодателя возложена обязанность принять выдвинутые требования и сообщить представительному органу работников о принятом решении в течение 2 рабочих дней с момента получения таких требований. При отрицательном ответе работодателя либо при неполучении ответа в установленный срок возникает коллективный трудовой спор.
3. Выдвигаемые требования должны быть утверждены на собрании или конференции работников при наличии соответствующего кворума (собрание считается правомочным при присутствии на нем более половины работающих; конференция правомочна, если на ней присутствуют более двух третей делегатов). Собрание, на котором утверждаются выдвигаемые к работодателю требования или избираются делегаты для участия в конференции для выдвижения требований, считается правомочным, если присутствующее на нем большинство является работниками работодателя, к которому выдвигаются требования.
В случае невозможности проведения собрания или конференции законодатель предоставил представительному органу работников право утвердить выдвинутые требования путем сбора подписей работников. При этом для утверждения требований необходимы подписи не менее половины работников. Комментируемая правовая норма была внесена Федеральным законом от 22 ноября 2011 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров". Необходимость внесения соответствующих поправок в ТК РФ была обусловлена сложностью процедуры урегулирования коллективных трудовых споров, регламентированной ст.ст.398-418 ТК РФ, которые требовали более четкого и ясного изложения для возможности их реализации лицами, не имеющими профессионального юридического образования. Принятие указанного нормативно-правового акта было также направлено на устранение сложившегося взгляда на "запретительный" характер российского трудового законодательства в области регулирования проведения забастовок.
Предоставляя работникам право сбора подписей для принятия решения об утверждении выдвинутых требований, законодатель указывает условия, при которых возможна реализация данного права - невозможность проведения собрания (конференции). При этом законодательно не закреплены критерии, в соответствии с которыми должна определяться невозможность проведения собрания (конференции). Кроме того, действующее трудовое законодательство не регламентирует порядок сбора подписей, что может повлечь злоупотребление предоставленным правом со стороны работников или их представительного органа. Во избежание злоупотребления правом при сборе подписей необходимо внести в трудовое законодательство нормы, широко используемые в избирательном законодательстве, четко регламентировав порядок сбора подписей.
4. Праву работников и их представителей на созыв собрания или конференции для утверждения выдвигаемых требований корреспондирует обязанность работодателя предоставить необходимое помещение для проведения собрания, а также обязанность не препятствовать проведению собрания или конференции. Невыполнение указанной обязанности влечет наложение на представителей работодателя дисциплинарного взыскания в соответствии с ТК РФ или привлечение к административной ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях РФ (подробнее см. комментарий к ст.416 ТК РФ).
Законодатель также предоставил право выдвигать требования профессиональным союзам и их объединениям. Выдвижение требований профессиональных союзов осуществляется их выборными коллегиальными органам в соответствии с уставом. Выдвинутые требования направляются соответствующим сторонам социального партнерства. Следовательно, требования могут быть выдвинуты профессиональными союзами и направлены соответствующей стороне социального партнерства, определяемой в соответствии с предусмотренными в ст.26 ТК РФ уровнями социального партнерства.
Комментируемая статья не содержит специальных требований к порядку направления выдвигаемых профсоюзами и их объединениями требований, что позволяет сделать вывод о том, что процедура направления выдвинутых требований аналогична процедуре направления работодателю выдвинутых требований работников (их представителей).
Требования работников, выдвигаемые к работодателю, или могут быть направлены в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае государственный орган при поступлении таких требований обязан проверить их получение другой стороной, что существенно усиливает гарантии работников, т.к. предотвращает уклонение работодателя от получения выдвигаемых требований и от участия в примирительных процедурах.