Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений .
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах .
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями .
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений .
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников ;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях ;
защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе) ;
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения ;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов ;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда ;
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права ;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации ;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве .
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности .
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда .
Комментарий к статье 370 ТК РФ
Наименование комментируемой главы приведено в соответствие с содержанием права профсоюзов представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников, закрепленного в ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Несколько изменено и название ст. 370 ТК с учетом расширения сферы защитной и контрольной деятельности профсоюзов.
В комментируемой статье определены важнейшие направления деятельности профсоюзов по реализации их защитной и контрольной функции. В их числе, прежде всего, указано на деятельность профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Значимость защитной и контрольной функций профсоюзов особенно возрастает в современный период, когда активно проходят процессы реструктуризации организаций с целью постоянного приспособления для выживания и дальнейшего развития в условиях конкурентной экономики.
МОТ обращает особое внимание на серьезные социальные издержки, возникающие в ходе непрерывного реструктурирования предприятий. Они касаются и России. В связи с этим в принятом Постановлении Исполкома ФНПР от 24.05.2006 "О действиях профсоюзов по защите интересов работников в условиях реструктуризации предприятий" <1> отмечается, что проводимая реструктуризация предприятий вызвала необходимость принятия профсоюзами на всех уровнях активных мер по содействию в трудоустройстве высвобождаемых работников, их правовой защите в условиях существенных изменений условий труда, активизации переговорного процесса с работодателями.
--------------------------------
<1> См.: Вести ФНПР. 2006. N 3 - 6.
В указанном Постановлении наряду с другими действиями профсоюзов обращено внимание на необходимость добиваться полного выполнения положений Генерального соглашения на установленный период его действия, относящихся к экономической политике, развитию рынка труда и содействию занятости населения; кроме того, оно обязывает строго отстаивать права профсоюзов, предусмотренные в гл. 58 и ст. 82 ТК (см. коммент. к гл. 58, ст. 82); добиваться при реструктуризации, сопровождающейся появлением организаций - новых юридических лиц, создания в каждой из них отдельной первичной профсоюзной организации. Реализация этих мероприятий направлена не только на защиту трудовых прав, но и на увеличение количества членов профсоюзов, принимающих активное участие в отстаивании интересов работников.
В ч. 2 комментируемой статьи четко определены меры по устранению работодателями выявленных нарушений. Они обязаны в недельный срок со дня получения от профсоюзного органа требования об устранении выявленных нарушений сообщить указанному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Право профсоюзов на осуществление указанного контроля реализуется через систему создаваемых общероссийскими профсоюзами и их объединениями правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, полномочия которых определяются положениями, утверждаемыми соответствующими профсоюзами и их объединениями. В положениях указываются широкие полномочия профсоюзных инспекторов труда, конкретизирующие и дополняющие предусмотренные комментируемой статьей.
Ранее действовавшим Постановлением Исполкома ФНПР от 22.05.2002 <1> было утверждено Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда, в котором предложено общероссийским, межрегиональным профсоюзам, территориальным объединениям организаций профсоюзов в целях повышения эффективности правозащитной работы, укрепления мотивации профсоюзного членства принять все меры по созданию и укреплению правовой инспекции труда. В соответствии с Типовым положением о профсоюзной правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР от 26.09.2007 N 4-2 <2>, основными задачами профсоюзной правовой инспекции труда являются: осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений; юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников; взаимодействие со средствами массовой информации, с органами прокуратуры РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
--------------------------------
<1> Вести ФНПР. 2002. N 5 - 6.
<2> Вести ФНПР. 2007. N 9 - 10.
В задачи профсоюзной инспекции входит, в частности, отстаивание интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзов, а также при выработке коллективных договоров и соглашений по социально-трудовым вопросам.
Профсоюзная правовая инспекция труда наделена правами и обязанностями, обеспечивающими реализацию ее основных функций, предусмотренных соответствующим положением. Профсоюзные правовые инспекторы имеют право:
проводить проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; законодательства о профсоюзах, выполнения обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
направлять работодателям, их представителям, должностным лицам организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников, контролировать выполнение их представлений об устранении выявленных нарушений;
принимать участие в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также в связи с изменениями условий труда.
Профсоюзные правовые инспекторы труда во время проверок обязаны быть объективными и руководствоваться только законом, они обязаны:
укреплять авторитет профсоюзов, соблюдать дисциплину труда, своевременно выполнять поручения руководства;
обеспечивать абсолютную конфиденциальность источника всякой жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.
Профсоюзные инспекторы труда принимают участие в рассмотрении трудовых споров, а также в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Они принимают участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также наделены правом обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
На должность профсоюзных правовых инспекторов труда назначаются юридически подготовленные лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.
Профсоюзные правовые инспекторы труда по поручению руководителя соответствующего профсоюзного органа представляют, ведут переговоры, защищают интересы работников и профсоюзов в органах государственной власти, местного самоуправления, объединения работодателей, внебюджетных фондах и иных органах, участвуют в разрешении коллективных трудовых споров по просьбе членской организации. Они взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, структурами федеральной инспекции труда по формированию единой правоприменительной практики, проведению совещаний, семинаров, совместных проверок соблюдения трудового законодательства.
Наряду с правовой инспекцией труда действует также техническая инспекция труда. Положением о технической инспекции труда, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР от 19.12.2005 N 7-6 <1>, определены основные направления деятельности, права и обязанности технической инспекции труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда и окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соблюдением прав и законных интересов работников на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза. В Положении подробно изложены функции технических (главных технических) инспекторов, обеспечивающие решение задач, возложенных на технические инспекции труда. Так, они имеют право беспрепятственно посещать организации, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, для проверки соблюдения норм трудового права, выполнения условий коллективного договора, соглашения и направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений действующих норм об охране труда. Они наделены также правом предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
--------------------------------
<1> Вести ФНПР. 2005. N 11 - 12.
Технические (главные технические) инспекторы труда оказывают помощь членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда и представляют их интересы в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.
Другой комментарий к статье 370 ТК РФ
1. Профсоюзная организация рассматривается законом в качестве одного из уполномоченных органов, осуществляющих контроль за соблюдением трудового законодательства, соблюдением прав работников, выполнением работодателями условий ЛНА. Учитывая существующую структуру профсоюзов, включающую в себя различные по уровню организации, от первичной до общероссийского объединения, такой контроль можно охарактеризовать как общественный.
Общественный контроль представляет собой процесс, который направлен на выборочную проверку соблюдения норм трудового законодательства и иных нормативных актов как на основании жалоб и обращений работников, так и на основании инициативного порядка. При этом следует заметить, что в соответствии с ФЗ "О профсоюзах" профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, т.е. основой целью существования данной организации является обеспечение прав работников, защита их интересов, устранение правонарушений, выявленных в ходе контрольной деятельности. Однако ТК РФ рассматривает осуществление контрольной деятельности профсоюзом в качестве его права, т.е. потенциально возможной, а не обязательной деятельности. В связи с этим нередко профсоюзы уклоняются от реализации данного права, превращаясь в номинальную структуру, выражающую лишь свое согласие на увольнение работника по определенным основаниям.
Предоставляя профсоюзам право контрольной деятельности, ТК РФ одновременно формирует гарантии ее реализации. В частности, в случае выявления нарушений трудовых прав работников, профсоюзная организация направляет работодателю требование об их устранении. Работодатель обязан рассмотреть поступившее к нему требование и в десятидневный срок уведомить профсоюз о принятых мерах по устранению такого нарушения. Устанавливая срочный характер мер по устранению выявленных нарушений, закон не регламентирует последствий их неисполнения, которые нуждаются в детальной регламентации. Причем следует обратить внимание, что первичная профсоюзная организация, как правило, формируется в рамках организации - работодателя, т.е. имеет некоторую зависимость от работодателя, в связи с чем эффективность ее контроля в значительной степени утрачивается.
Общероссийские организации настолько удалены от работников и их насущных проблем, что осуществление ими контроля является фрагментарным, в большинстве случаев он реализуется на основании конкретных обращений или заявлений граждан. В настоящее время наиболее эффективным является государственный контроль, поскольку последствия неисполнения требования инспекции для работодателя определяются мерами соответствующего вида ответственности. Последствия же неисполнения решения профсоюза (при нежелании работодателя их исполнять) могут возникнуть лишь в случае передачи профсоюзной организацией материалов контрольной деятельности в уполномоченный орган государственной власти.
2. Деятельность профсоюзной организации носит разносторонний характер, в связи с чем закономерно возникает необходимость ее структурирования в целях распределения представленных полномочий по специальным подразделениям. В качестве одного из таких подразделений ТК РФ рассматривает правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Данные инспекции наделяются полномочиями по осуществлению контроля:
- за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- за выполнением условий коллективных договоров, соглашений.
Формирование указанных подразделений является правом профсоюзных организаций, причем в данном случае его реализация ограничивается лишь общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Аналогичное право закон предоставляет и межрегиональным, а также территориальным объединениям (ассоциациям) организаций профессиональных союзов, действующим на территории субъекта Российской Федерации. Таким образом, положения комментируемой статьи гарантируют возможность реализации контрольных полномочий в рамках специального структурного подразделения любому объединению профсоюзов, за исключением первичной профсоюзной организации, которая реализуют данный вид деятельности непосредственно.
Профсоюзная инспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным организацией, ее создавшей, положением о ней. Правовую основу разработки такого положения составляют нормы ТК РФ, ФЗ "О профсоюзах", а также постановления Исполкома Федерации независимых профсоюзов России от 22 ноября 2011 года N 7-15 "Об утверждении Типового положения о правовой инспекции труда профсоюзов".
Тем не менее, отсутствие правовой и технической инспекции труда никоим образом не умаляет права профсоюзов на осуществление контрольной деятельности в сфере соблюдения норм трудового законодательства.
3. Выделение обособленного структурного подразделения - правовой и технической инспекции труда - предполагает наделение ее рядом прав и обязанностей, осуществление которых направлено на достижение целей осуществляемой ею контрольной деятельности. Перечень таких прав регламентирован ч.ч.5-6 комментируемой статьи и включает в себя совокупность следующих полномочий:
- беспрепятственное посещение любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений. Фактически данное право является общим для всех контролирующих органов и обусловлено необходимостью обеспечения взаимодействия с работодателем - правонарушителем, а также непосредственного исследования обстоятельств совершения правонарушения и оценки риска причинения вреда жизни, здоровью и иным интересам работников (работника). Следует обратить внимание, что реализация данного права носит ограниченный характер и допускается лишь в отношении тех работодателей, работники которых входят в состав данной профсоюзной организации или объединения профсоюзов. Указанное ограничение, наряду с общим требованием предъявления документов, подтверждающих полномочия сотрудника профсоюзной организации, требует и подтверждения факта наличия членства в данной организации работников данного работодателя. До представления необходимых доказательств работодатель вправе ограничить доступ контролирующего лица на свою территорию;
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, т.е. проводить необходимые проверки в целях своевременного выявления, предупреждения или пресечения нарушений норм трудового законодательства, а также трудовых прав и интересов работников;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников. Независимая экспертиза условий труда заключается в комплексной оценке факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность работника в процессе труда. В настоящее время такая экспертиза реализуется структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты РФ, причем безвозмездно, как правило, по результатам проведенной аттестации рабочих мест.В связи с этим осуществление данного полномочия профсоюзными организациями фактически утратило свое практическое значение;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Представитель профсоюзной организации в данном случае обеспечивает представительство работников в составе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве. Порядок и степень его участия в таких расследованиях определяется в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" и иными подзаконными актами, регламентирующим порядок производства расследований";
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях - данное правомочие является общим и предполагает реализацию в рамках как общего, так и специального контроля, т.е. независимо от факта совершения правонарушения. Информация работодателем должна быть представлена в объеме, необходимом для проведения проверки законности и обоснованности его действий или принятых решений. В данном случае в среде работодателей действует негласное правило: чем меньше представлено информации, тем меньше выявлено нарушений;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), - в настоящее время указанное право в большей степени является формальным, хотя и гарантирует возможность реализации профессиональными союзами и их объединениями всех предусмотренных действующим законодательством средств и способов защиты прав работников, вплоть до обращения в суд;
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, т.е. указывать работодателю на факт нарушения им норм действующих правовых актов и необходимость их устранения. Такое требование в силу закона носит императивный характер и подлежит неукоснительному соблюдению работодателем, хотя на практике оно нередко игнорируется. В подобной ситуации требование профсоюза выступает в качестве предупредительной меры, вследствие неисполнения которой материалы проведенных проверок подлежат передаче уполномоченным государственным органам;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения - данный вид реагирования профсоюзной организации имеет тесную взаимосвязь с фактом выявления в деятельности конкретного работодателя нарушений трудовых прав работников, которые должны быть устранены в кратчайшие сроки. Отсутствие конкретных санкций со стороны профсоюза затягивает процесс исполнения представления на значительный по продолжительности промежуток времени;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, т.е. реализовывать контрольные мероприятия, направленные на выявление фактов совершения работодателем правонарушения или отсутствия таких правонарушений в его деятельности. Проверка состояния условий труда в большинстве своем реализуется в рамках специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, т.е. требует привлечения специалистов в данной сфере. В связи с этим осуществление данного правомочия носит формальный характер и сводится к проверке наличия у работодателя соответствующих документов по охране труда, факта своевременного и в полном объеме проведения специальной оценки условий труда и иных показателей;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов - при реализации данного права уполномоченные лица профсоюзной организации призваны оценить степень потенциальной опасности для жизни и здоровья работников нового, вводимого в эксплуатацию оборудования и иных объектов. В случае выявления нарушений прав работников при эксплуатации введенных объектов уполномоченное должностное лицо выдает предписания по их устранению. В основном, указанное направление деятельности ограничивается лишь фактом соблюдения прав и интересов работников при вводе данного объекта в эксплуатацию, а также его первичном запуске. Однако сам факт внедрения нового оборудования свидетельствует о необходимости систематического контроля за его работой и использования в целях выявления степени потенциального риска;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. Реализация данного полномочия является традиционной для профсоюзных организаций, причем, следует отметить, наиболее эффективной в комплексе прав, предусмотренных комментируемой статьей. Профсоюз традиционно выступает в качестве независимого посредника при урегулировании трудового спора - конфликта интересов работника и работодателя. Длительный период реализации данного направления деятельности позволил профсоюзам выработать целый комплекс мер, направленных на достижение соглашения по трудовому спору;
- принимать участие в разработке проектов законодательных, подзаконных, иных нормативных актов, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ. В реализации указанного полномочия профсоюз осуществляет непосредственное представительство работников, определяя степень гарантированности их прав и законных интересов соответствующим проектом нормативного акта. Предварительная правовая экспертиза такого проекта позволяет не просто с ним ознакомиться, но и внести соответствующие коррективы в его положения в части обеспечения прав работников и их защиты. Немаловажное место в данном случае занимает и участие в разработке нормативных актов по вопросам охраны труда, которые непосредственно направлены на обеспечение охраны и защиты прав и интересов работников;
- беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Указанное правомочие предоставляется лишь отдельным субъектам данной профсоюзной организации - уполномоченным лицам. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации, ее структурном подразделении. Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные представляют отчет о своей работе (два раза в год) в выборный орган первичной профсоюзной организации. Осуществление полномочий данным субъектом осуществляется на основании выданного ему удостоверения. За активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации, улучшению условий труда на рабочих местах уполномоченный может быть материально и морально поощрен. Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.
Одновременно следует заметить, что закон рассматривает данную категорию субъектов в качестве лиц доверенных. Проверка соблюдения требований охраны труда производится в соответствии с Методическими рекомендациями по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденными постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 года N 4-6.
Наблюдение может являться составной частью трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочем месте. Наблюдением рекомендуется охватывать основные составляющие безопасности труда: использование средств индивидуальной и коллективной защиты; безопасность при работе с техникой, оборудованием и инструментами; факторы производственной среды; содержание территории, проходов и проездов; возможности для спасения и оказания первой помощи пострадавшим. Уполномоченные могут осуществлять свою деятельность по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Данное правомочие профсоюзной организации является наиболее востребованным в настоящее время, поскольку в силу утраты данным субъектом своего традиционного статуса защитника работников, его предписания нередко игнорируются. В то же время профсоюз является более мобильной организацией, способной получить и проанализировать огромное количество фактов нарушения трудовых прав работников. Взаимодействие профсоюза с органами государственной власти и местного самоуправления в рамках рассматриваемого положения направлено на достижение высокого уровня эффективности такой деятельности - реализацию мер ответственности в полном объеме.
4. Факт обращения в соответствующие органы выступает частным случаем взаимодействия профсоюзной организации с органами государственной власти, органами местного самоуправления в части проведения государственного или муниципального контроля и надзора. ТК РФ не предусматривает порядка реализации взаимодействия указанных субъектов.
Сфера их совместной деятельности определяется применительно к осуществлению контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства, обеспечением трудовых прав работников и их защиты. В основном, такое взаимодействие основывается на выявлении конкретных фактов нарушения трудовых прав работника или правовых норм, которые требует проведения расследования указанных фактов и принятия по ним решения, в том числе о привлечении виновных лиц к ответственности. Подобное ограничение представляется необоснованным, поскольку взаимодействие между органами общественного и государственного контроля должно быть постоянным, начиная от участия в разработке и принятии нормативных актов, затрагивающих сферу их деятельности, до привлечения виновных лиц к ответственности за совершение трудового правонарушения.