Статья 365. Взаимодействие федеральной инспекции труда с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями .

Комментарий к статье 365 ТК РФ

Комментируемая статья основывается на ст. 5 Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда", где предусматривается, что компетентный орган власти, каковым является инспекция труда, принимает соответствующие меры в целях содействия:

- эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, а также государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, - с другой;

- сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями.

При осуществлении своей деятельности Федеральная инспекция труда также активно взаимодействует с другими специальными федеральными надзорными службами: Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. ст. ст. 366, 367, 369 ТК и коммент. к ним), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. ст. 368 ТК и коммент. к ней), а также с профсоюзными правовой и технической инспекциями (см. ст. 370 ТК и коммент. к ней).

Общий порядок и формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти установлены в Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (в ред. от 19.08.2011) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305; N 47. Ст. 4933; 2007. N 43. Ст. 5202; 2008. N 9. Ст. 852; N 14. Ст. 1413; 2009. N 12. Ст. 1429; N 25. Ст. 3060; N 41. Ст. 4790; N 49 (ч. 2). Ст. 5970; 2010. N 22. Ст. 2776; N 40. Ст. 5072; 2011. N 34. Ст. 4986; N 35. Ст. 5092.

В соответствии с п. 12 Типового регламента в целях наиболее эффективного и согласованного решения определенного круга задач заинтересованными органами исполнительной власти на представительной основе могут образовываться координирующие органы (межведомственные комиссии или организационные комитеты). В состав указанных органов в зависимости от вопросов, для разрешения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, научных организаций, которые в координирующих органах имеют право совещательного голоса.

Другой комментарий к статье 365 ТК РФ

В целях реализации своих обязанностей федеральная инспекция труда может осуществлять взаимодействие с иными органами государственной власти федерального уровня и субъектов РФ, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями всех форм собственности, в том числе профсоюзами, иными объединениями работников и объединениями работодателей. Такое взаимодействие связано с необходимостью получения сведений, информации и документов для осуществления контроля и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов. Взаимодействие может осуществляться как в общей форме путем направления запроса соответствующему уполномоченному субъекту, так и в электронной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и Интернета, а также портала государственных и муниципальных услуг.

При получении запроса о представлении документов или информации в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченный орган или организация обязаны его рассмотреть и предоставить истребуемые сведения государственному инспектору труда. Таким образом, закон гарантирует государственному инспектору при осуществлении им должностных обязанностей возможность самостоятельного получения необходимой информации и документов от третьих лиц, что, в свою очередь, свидетельствует об объективности таких сведений, а также указывает на их достоверность, если не будет доказано иное.

Следует также заметить, что такое взаимодействие носит безвозмездный характер, т.е. предоставление информации осуществляется без взимания государственной пошлины и иных платежей. В первую очередь, такой подход обусловлен бюджетным финансированием участников взаимодействия, т.е. отсутствием необходимости передачи бюджетных средств от одного органа другому. Применение принципа платности взаимодействия, в первую очередь, указывает на нецелевое использование полученных средств, поскольку данная статья расходов в бюджете органа государственной власти или местного самоуправления не предусмотрена.

Межведомственное взаимодействие является достаточно новым институтом современной России и в настоящее время находится в стадии становления. В связи с этим оно в большей степени представляет собой законодательную гарантию, которая реализуется лишь в случае необходимости, а не как способ всестороннего и полного исследования документов и иных материалов при принятии решения о наличии правонарушения и применении мер ответственности.