Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону .
Комментарий к статье 359 ТК РФ
В соответствии со ст. 6 Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда" персонал инспекции должен состоять из государственных служащих именно потому, что статус и условия работы государственных служащих делают их независимыми от любого ненадлежащего внешнего влияния. Независимость государственных инспекторов труда заключается в том, что, реализуя свои контрольно-надзорные полномочия, они руководствуются только Конституцией РФ, трудовым законодательством и иными федеральными законами, действуя исключительно в рамках прав и обязанностей, установленных законодательством РФ, на основе материалов проверок, проведенных ими с соблюдением регламентированных законодательством требований полноты, всесторонности и объективности.
Принцип независимости государственных инспекторов труда закреплен в комментируемой статье, в соответствии с которой должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, при исполнении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только Конституцией РФ и федеральными законами. Это означает, что при осуществлении своей деятельности эти должностные лица государства должны правильно применять различные нормативные акты, соблюдая правила их вертикальной и горизонтальной иерархии (см. ст. ст. 5 - 13, 423, 424 ТК и коммент. к ним).
Одним из средств защиты государственных инспекторов труда выступает предусмотренная ст. 363 ТК ответственность за воспрепятствование их деятельности. В соответствии с указанной нормой лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявляемые им предписания, применяющие угрозу насилием или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.
Другой комментарий к статье 359 ТК РФ
Положения комментируемой статьи призваны гарантировать государственному инспектору труда возможность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ТК РФ и иных нормативных актов без какого-либо вмешательства в нее и воздействия на инспектора. В своей деятельности он руководствуется исключительно собственным убеждением, построенным на основе правовых норм и практики их реализации. Любое воздействие на инспектора со стороны его коллег или руководителей, а также третьих лиц является нарушением общего принципа деятельности федеральной инспекции труда - принципа независимости.
В целях обеспечения независимости государственного инспектора труда закон гарантирует ему защиту государства, при этом положения комментируемой статьи не предусматривают порядка реализации такой защиты при осуществлении профессиональной деятельности. В частности, на государственного инспектора распространяют свое действие общие нормы о порядке защиты прав и законных интересов. В то же время он может отказаться от исполнения незаконного приказа вышестоящего руководителя, непосредственно направленного на принятие инспектором того или иного решения.
Реализация принципа независимости государственных инспекторов труда обусловлена реализацией принципа самостоятельности их деятельности, т.е. инспектор не должен и не может получать каких-либо руководящих указаний вышестоящего руководителя, а также согласовывать принятое им решение с иными должностными лицами Роструда и ее территориальных органов. Государственный инспектор самостоятельно принимает решение по вопросам, отнесенным к его компетенции, и несет персональную ответственность за законность и обоснованность такого решения.
Независимость государственных инспекторов труда проявляется в следующих аспектах:
- при осуществлении должностных обязанностей инспектор руководствуется только Конституцией РФ и федеральными законами, следует им и применяет их точно и неуклонно;
- устанавливая фактические обстоятельства нарушения норм трудового законодательства, оценивая доказательства и принимая решение по выявленным фактам и обстоятельствам, инспектор действует по своему внутреннему убеждению, по своей совести;
- никто не может допускать вмешательства в порядок деятельности государственного инспектора труда, понуждать его к принятию того или иного решения.