Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций) .
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы .
Комментарий к статье 358 ТК РФ
Государственные инспекторы при осуществлении контрольно-надзорных полномочий органов федеральной инспекции труда действуют в соответствии с Конституцией РФ, требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Перечень таких актов приведен в ст. 5 ТК (см. коммент. к ней).
Государственные инспекторы труда являются федеральными государственными служащими на основании ст. 6 Конвенции МОТ N 81, Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Государственный гражданский служащий, каковым является гострудинспектор, в соответствии ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в частности, обязан:
- соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
- исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
- соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
Помимо этого, указанный Федеральный закон налагает на государственных гражданских служащих определенные запреты, в частности, в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий не вправе:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществлять предпринимательскую деятельность;
- приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и другими федеральными законами;
- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
- использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
- использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии со ст. 15 Конвенции МОТ N 81 инспекторам труда (при условии соблюдения исключений, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством):
- запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем;
- вменяется в обязанность под угрозой уголовных санкций или соответствующих дисциплинарных мер не разглашать даже после ухода с должности производственных или коммерческих тайн или же производственных процессов, с которыми они могли ознакомиться при осуществлении своих функций;
- предписывается считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения и воздерживаться от сообщения предпринимателю или его представителю о том, что инспекционное посещение было сделано в связи с получением такой жалобы.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. от 18.07.2011) закреплены обязанности должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при проведении проверок. Согласно ст. 18 указанного Федерального закона должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 10 указанного Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные вышеназванным Федеральным законом;
11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи законодатель акцентирует внимание также на другой стороне обязанностей государственных инспекторов труда. Так, государственный инспектор труда обязан хранить установленную законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), причем не только в период выполнения им своих полномочий, но и после их окончания, т.е. после оставления должности. Государственные инспекторы труда обязаны воздерживаться от сообщения работодателю сведений о работнике, обратившемся в орган федеральной инспекции труда за защитой своих трудовых прав. Это, в свою очередь, необходимо в целях предотвращения фактов сокрытия правонарушений, поскольку работники (в первую очередь коммерческих организаций), опасаясь негативной реакции со стороны работодателя, зачастую не информируют органы федеральной инспекции труда о нарушениях их трудовых прав.
Другой комментарий к статье 358 ТК РФ
1. Деятельность государственных инспекторов труда представляет собой контроль за соблюдением норм трудового законодательства работодателями, а также иными субъектами, участвующими в соответствующих отношениях. Реализация инспектором предоставленных ему полномочий влечет для указанных лиц ряд последствий неблагоприятного характера, в связи с чем любой факт нарушения или несоблюдения норм закона и порядка осуществления полномочий государственным инспектором может рассматриваться в качестве основания обжалования его действий и последующей отмены принятых им решений.
Таким образом, допущение нарушений норм законодательных и иных нормативных актов государственным инспектором свидетельствует о нивелировании значения его деятельности, т.е. позволяет нарушителям трудового законодательства уйти от ответственности. Отмена, в первую очередь, судом актов государственного инспектора является препятствием для повторного наложения мер ответственности на того же субъекта за то же самое нарушение. Следует также учитывать, что государственный инспектор труда наделяется государственно-властными полномочиями, т.е. его деятельность направлена на реализацию функций государства в сфере соблюдения норм трудового законодательства. В связи с этим в качестве основной обязанности инспектора закон рассматривает необходимость соблюдения норм действующего законодательства и реализации полномочий исключительно в соответствии с предписаниями правовых норм, т.е. его деятельность должна быть законной и легитимной.
Осуществление государственным инспектором профессиональной деятельности направлено на обеспечение защиты прав и законных интересов работников в рамках их взаимоотношений с работодателем, при этом инспектор никоим образом не освобождается от обязанности соблюдения их прав в своей деятельности. Указанная обязанность инспектора носит более широкий характер - она обязывает его соблюдать права и законные интересы любых лиц, деятельность которых попадает в поле зрения инспектора, в том числе и работодателя. Проводя проверки соблюдения трудовых прав работников, инспекторы в отдельных случаях забывают о том, что работодатели также наделены рядом прав, нарушение которых является недопустимым и влечет применение мер ответственности в отношении самого должностного лица.
Нарушение прав и свобод любого лица, допущенное в ходе профессиональной деятельности государственного инспектора труда, формирует негативное отношение к власти в целом, а также нивелирует значение Роструда и его территориальных органов в качестве субъектов, деятельность которых направлена на обеспечение и защиту трудовых прав работников, а также иных требований трудового законодательства. В связи с этим инспектор обязан не только руководствоваться в своей деятельности нормами закона, но и неукоснительно его соблюдать на всем протяжении своей деятельности в данном качестве. При этом следует заметить, что обязанность соблюдения требований действующего законодательства, а также прав и свобод граждан и юридических лиц является конституционной обязанностью государственного инспектора труда как гражданина России.
2. В связи с исполнением государственными инспекторами труда возложенных на них должностных обязанностей в их распоряжение могут быть предоставлены сведения, ограниченные в обороте, т.е. составляющие различные виды охраняемой законом информации. В рамках административного взаимодействия со структурными подразделениями Роструда, его должностными лицами, а также иными субъектами, реализующими государственно-властные полномочия, инспектору может направляться информация, составляющая государственную тайну. Проведение контроля и надзора за деятельностью работодателей связано с обладанием информацией, составляющей коммерческую тайну. Взаимодействие с работником может являться основанием для получения информации, являющейся личной тайной данного гражданина. Любая из указанных категорий информации охраняется законом и ограничена в обороте. В связи с этим на инспектора возлагается обязанность обеспечения соответствующего режима конфиденциальности такой информации. Любое несанкционированное ее распространение является основанием для привлечения государственного инспектора к ответственности, в частности, взыскания с него причиненных убытков, а также упущенной выгоды.
Специальный режим конфиденциальности подлежит применению и в отношении информации о заявителе жалобы. Такой режим вводится лишь по просьбе самого заявителя, например, если он возражает против представления такой информации работодателю, в отношении которого по данной жалобе проводится проверка. При отсутствии указанной просьбы заявителя информация используется в общем порядке без каких-либо ограничений. Это означает, что ее распространение может осуществляться в отношении не любого субъекта, а только тех лиц, права и интересы которых она затрагивает.