Статья 354. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) .
Часть утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации .

Часть утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Комментарий к статье 354 ТК РФ

Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющая надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ, образованная в соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией МОТ N 81 и Протоколом к ней 1995 г., согласно которым Россия обязалась иметь государственную инспекцию труда, обеспечивающую контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательство в области охраны труда на всех производственных объектах.

Полномочия федеральной инспекции труда закреплены в ТК.

Прежняя редакция комментируемой статьи предусматривала необходимость утверждения Правительством РФ положения о Федеральной инспекции труда. Такое Положение было утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 N 78 "О Федеральной инспекции труда" (в ред. от 08.01.2003) <1>. В Положении были определены структура федеральной инспекции труда, ее основные задачи, формы деятельности (по взаимодействию с правоохранительными органами, федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах их полномочий, определенных законом, органами государственной власти и ее субъектов, органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов, другими государственными и общественными организациями), полномочия государственных инспекторов труда, их права и обязанности, т.е. в целом был определен правовой статус федеральной инспекции труда. Ныне оно утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 11 <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 5. Ст. 760; 2003. N 2. Ст. 187.
<2> СЗ РФ. 2007. N 4. Ст. 516.

Частью 3 комментируемой статьи предусмотрено, что руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Главными государственными инспекторами труда являются также руководители нижестоящих органов государственных инспекций труда, назначаемые и освобождаемые от этих должностей главным государственным инспектором труда РФ.

Другой комментарий к статье 354 ТК РФ

1. В рамках комментируемой статьи законодатель акцентирует внимание на правовом статусе специального федерального органа исполнительной власти, наделенного контрольно-надзорными полномочиями.

В рамках ч.1 данной статьи раскрывается понятие федеральной инспекции труда, причем следует заметить, что речь идет не о конкретном органе государственной власти, а о системе, наделенной контрольно-надзорными полномочиями. В настоящее время контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляет Федеральная служба по труду и занятости наряду с ее территориальными органами - государственными инспекциями труда.

Наиболее рациональным представляется восприятие ч.1 комментируемой статьи не в качестве определения уполномоченного органа, а в качестве средства обозначения статуса единой системы уполномоченных органов.

ТК РФ рассматривает федеральную трудовую инспекцию в качестве единой централизованной системы федерального уровня, т.е. совокупности органов государственной власти, действующих в рамках системы административной соподчиненности. Единство системы указывает на общий характер целей и задач деятельности таких органов - обеспечение соблюдения норм действующего трудового законодательства и недопущение нарушений прав и свобод работников со стороны работодателей.

Централизованный характер системы обусловлен построением общей вертикали власти, в которой территориальные органы подчиняются федеральному, т.е. деятельность Роструда носит руководящий характер, обусловленный необходимостью разработки и принятия ряда подзаконных актов, регламентирующих деятельность ее территориальных органов. Статус территориального органа указывает на то, что он фактически обеспечивает представительство Роструда на территории отдельного региона; он призван реализовать ее права и обязанности в данной местности, обеспечив тем самым надлежащее исполнение ее функций.

Статус федеральной системы указывает на принадлежность данной совокупности органов государству, а не его административно-территориальным элементам - субъектам РФ. Данный статус указывает на максимально высокий уровень власти, реализацию государственных функций в области надзора за соблюдением трудового законодательства, а также иных полномочий, установленных для данной системы.

В связи с этим федеральная инспекция труда фактически представляет собой совокупность федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, т.е. Роструда со всей совокупностью его территориальных органов, которые образованы в каждом субъекте РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи является логическим продолжением предписаний ч.1, поскольку определяет данную федеральную структуру в качестве единой централизованной системы, руководство которой сосредоточено в федеральном центре. Полномочиями руководителя данной системы наделяется руководитель Роструда. Его статус регламентируется Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 324. Одновременно указанный подзаконный нормативный акт наделяет его статусом главного государственного инспектора труда РФ.

Пункт 8 указанного Положения отражает нормы комментируемой статьи, в соответствии с которыми руководитель Роструда назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Министра труда и социальной защиты РФ. ТК РФ указывает лишь на полномочия Правительства РФ в части наделения конкретного лица полномочиями руководителя федерального органа государственной власти.