Статья 345. Режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях

Режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях, определяется с учетом установленной настоящим Кодексом нормальной продолжительности рабочего времени исходя из режима осуществления обрядов или иной деятельности религиозной организации, определенной ее внутренними установлениями.

Комментарий к статье 345 ТК РФ

Режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях, определяется в трудовом договоре исходя из необходимости участия в осуществлении обрядов и церемоний, а также времени проведения богослужений. При этом должна быть соблюдена установленная законом норма рабочего времени.

Согласно общим нормам ТК нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю (см. коммент. к ст. 91).

Другой комментарий к статье 345 ТК РФ

1. Положения комментируемой статьи указывают на то, что деятельность работников религиозной организации подпадает под действие общих положений ТК РФ. Так, для данной категории работников применяется нормальная продолжительность рабочего времени, т.е. не более 40 часов в неделю. Таким образом, к работникам религиозных организаций не применяется сокращенное рабочее время, если указанный режим работы не регламентирован внутренними актами самой организации и не отражен в трудовом договоре с работником.

В то же время применение общих положений не лишает работников права на осуществление трудовой деятельности в режиме неполного рабочего времени с оплатой пропорционально фактически отработанной его части. Особенностью рассматриваемой правовой нормы является определение порядка применения общего режима рабочего времени, декларированного законодательством. С учетом его особенностей наиболее оптимальным для деятельности религиозной организации может выступать суммарный учет рабочего времени, в том числе и при разделении его на части. Конкретный режим работы каждого отдельного работника определяется применительно к его должностным обязанностям, тем не менее для большинства из них рабочий день разделен на части, и установлен специальный режим использования рабочего времени.

2. Для большинства российских граждан применяется стандартный (типовой) рабочий день, при котором начало рабочей смены или дня устанавливается в промежутке от 08.00 до 10.00, продолжительность рабочего дня составляет не более восьми часов. При этом проведение религиозных служб, как правило, осуществляется ежедневно, что предполагает установление графика сменности работников, поскольку общий режим рабочего времени, к которому отсылают предписания комментируемой статьи, предусматривает предоставление еженедельного отдыха каждому работнику - один (два) выходных дня.

При установлении графика сменности закон гарантирует не только еженедельный, но и междусменный отдых, который не может быть менее 12 часов. В зависимости от вероисповедания, а также статуса религиозной организации, время проведения религиозных обрядов может различаться, например, служба в православном монастыре начинается в 18.00, в приходской церкви - в 17.00 и т.д., что предполагает установление различного рабочего времени для каждой отдельной религиозной организации.

Поскольку отправление обрядов осуществляется в строго определенное время, рабочий день сотрудников такой организации разделен на части, перерывы между обрядами для отдельных категорий работников не включаются в рабочее время. Указанные факты также свидетельствуют о необходимости применения суммарного учета рабочего времени, который позволит исключить указанные перерывы из общей продолжительности рабочего дня и соблюсти работодателю требования настоящего закона.

Однако на практике суммарный учет рабочего времени не нашел своего применения и не получил достаточного распространения в рамках трудовых правоотношений с различными категориями работников, в том числе и в отношении религиозных организаций. В подобной ситуации единственным способом, обеспечивающим соблюдение установленной продолжительности рабочего времени, является применение графика сменности с предоставлением междусменного перерыва большей продолжительности. Конкретный способ оформления рабочего времени, а также режим рабочего времени устанавливает сама религиозная организация с учетом особенностей реализации обрядов данного вида вероисповедания, а также осуществления иных функций, целей и задач работодателя.