С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.
При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника - другая работа (должность).
Комментарий к статье 338 ТК РФ
Комментируемая статья в настоящее время требует существенных уточнений, связанных с принятием Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также ряда других нормативных правовых актов, принятых в частности МИД России, которые согласно подп. 4 п. 7 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации являются обязательными для исполнения соответствующими органами и организациями. Это прежде всего Приказ МИД России от 23.07.2009 N 11868 "Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях" (см. подп. 4 п. 7 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, а также Федеральный закон от 27.07.2010 N 205-ФЗ).
В отличие от общих норм о порядке приема на работу, выезжающий за границу работник обязательно проходит предварительный медицинский осмотр на базе подведомственных МИД России медицинских учреждений.
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2003 N 208 (в ред. от 01.02.2005) утвержден Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей <1>. Лишь при их отсутствии с выезжающим за границу заключается служебный контракт или трудовой договор, в зависимости от правового статуса направляемого работника.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1373; 2005. N 7. Ст. 560.
Служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу или направленным для ее прохождения. Он заключается с работниками, направляемыми для выполнения дипломатических функций на должностях, отнесенных к федеральной государственной гражданской службе, занимая которые они приобретают статус государственного гражданского служащего. Перечень соответствующих должностей в дипломатических представительствах и консульских учреждениях в Российской Федерации, представительствах при международных организациях содержится в приложении к Приказу МИД России от 29.12.2006 N 21000 "О продолжительности ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков в центральном аппарате МИДа России, территориальных органах - представительствах МИДа России на территории Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных организациях" <1>. Это, например, руководитель миссии Российской Федерации; поверенный в делах РФ; Генеральный консул РФ; старший советник; главный специалист-эксперт и др.
--------------------------------
<1> БНА. 2007. N 14.
Заключение служебных контрактов об исполнении должностных обязанностей федеральными государственными служащими производится с учетом квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, закрепленных в Приказе МИД России от 29.03.2007 N 4418 <1>, которые дифференцированы применительно к категориям соответствующих должностей (руководитель, помощник, специалист) и их группам (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая). Они определяются также с учетом направления деятельности соответствующего загранучреждения.
--------------------------------
<1> БНА. 2007. N 24.
Содержание основных прав и обязанностей сторон служебного контракта наиболее полно и правильно можно раскрыть лишь при одновременном анализе комплекса взаимокорреспондирующих прав и обязанностей его сторон - государственного гражданского служащего и представителя нанимателя, предусмотренных в разд. II и III Служебного распорядка, утвержденного Приказом МИД России от 23.07.2009 N 11868 (далее - Служебный распорядок), в котором подробно перечислены права, обязанности и ответственность каждой из сторон служебного контракта, а также другие важные вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы.
В числе прав и обязанностей каждой из сторон служебного контракта отметим лишь некоторые, перечисленные в Служебном распорядке.
Гражданский служащий имеет право: на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами; членство в профессиональном союзе; рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами; защиту своих прав и законных интересов на государственной гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.
Гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ; соблюдать служебный распорядок МИД России; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах или принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов; принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Гражданские служащие, работающие в загранучреждениях или находящиеся в краткосрочных командировках в загранучреждениях, обязаны соблюдать положения Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. <1>, положения Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. <2>, иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права.
--------------------------------
<1> ВВС СССР. 1964. N 18. Ст. 221.
<2> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 - 147.
Гражданские служащие обязаны соблюдать законы и обычаи государства пребывания, обеспечить соблюдение членами их семей законов государств пребывания, общепризнанных норм поведения и морали, а также режимных требований и правил проживания, действующих на территории загранучреждения.
В числе прав представителя нанимателя отметим также лишь некоторые, предусмотренные в нормативных правовых актах. Это право давать поручения и указания, обязательные для исполнения гражданскими служащими; заключать, изменять и расторгать служебные контракты с гражданскими служащими в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ; требовать от гражданских служащих исполнения ими должностных обязанностей в пределах заключенного служебного контракта и должностного регламента, а также исполнения Служебного распорядка МИД России; поощрять гражданских служащих за добросовестную эффективную службу; привлекать служащих к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
Представитель нанимателя обязан: соблюдать законодательство РФ; предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии; осуществлять обязательное социальное страхование гражданских служащих в порядке, установленном федеральными законами.
Лицам, замещающим государственные должности РФ в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, присваиваются установленные ранги. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ дипломатическим работникам в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы присваиваются следующие дипломатические ранги:
1) Чрезвычайный и Полномочный Посол;
2) Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса;
3) Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса;
4) советник 1 класса;
5) советник 2 класса;
6) первый секретарь 1 класса;
7) первый секретарь 2 класса;
8) второй секретарь 1 класса;
9) второй секретарь 2 класса;
10) третий секретарь;
11) атташе.
Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов утверждается Президентом РФ. Их присвоение производится в соответствии с определенными в нормативных правовых актах РФ квалификационными требованиями к профессиональному образованию, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ применительно к исполнению установленных должностных обязанностей, а также с учетом предусмотренного срока пребывания в дипломатическом ранге, результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ МИД России от 29.03.2007 N 4418 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации" // БНА. 2007. N 24; Указ Президента РФ от 15.10.1999 N 1371 "О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами" (в ред. от 21.09.2008) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5012; 2000. N 46. Ст. 4541; 2001. N 36. Ст. 3540; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3459; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 209; N 43. Ст. 5168; 2008. N 13. Ст. 1257; N 39. Ст. 4422; Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 764 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации" (в ред. от 13.03.2009) // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3460; 2009. N 11. Ст. 1279.
В тех случаях, когда при поступлении на службу в служебном контракте было предусмотрено испытание федерального государственного гражданского служащего, он может по истечении установленного срока испытания быть представлен к присвоению, как правило, минимального ранга, соответствующего замещаемой им должности.
Вопрос о присвоении минимального дипломатического ранга, например атташе, выпускникам высших учебных заведений, принятым на соответствующие должности, рассматривается аттестационной комиссией по истечении установленного срока испытания.
В Положении о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1371 (в ред. от 21.09.2008), определены дипломатические ранги, соответствующие установленным в перечне дипломатических рангов, а также круг руководящих лиц МИД России, которые наделены правом присваивать высшие дипломатические ранги.
Решение о присвоении дипломатическому работнику дипломатического ранга оформляется актом Президента РФ или приказом министра иностранных дел РФ. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело дипломатического работника.
Лица, которым присвоены дипломатические ранги, сохраняют их пожизненно.
Правовое положение (статус) сотрудника дипломатической службы регулируется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2010 N 205-ФЗ, а в части, не урегулированной этими Законами, - ТК и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права. Характеризуя их правовой статус, необходимо иметь в виду, что он определяется также определенными правовыми ограничениями и запретами, связанными с поступлением на дипломатическую службу и ее прохождением. Так, согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ гражданин не может быть принят на дипломатическую службу в качестве дипломатического работника, а дипломатический работник не может находиться на дипломатической службе в случаях, установленных ст. 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ней перечислены установленные ограничения, связанные с гражданской службой), а также в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруги (супруга), либо выхода из гражданства Российской Федерации его супруги (супруга), либо приобретения гражданства другого государства его супругой (супругом). Кроме того, в ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ перечислены запреты, связанные с прохождением дипломатической службы. В ней предусмотрено, что в связи с прохождением дипломатической службы на сотрудника дипломатической службы помимо запретов, установленных ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в которой перечислено 17 таких запретов), в настоящее время налагается еще запрет выезжать за пределы территории Российской Федерации по частным делам без уведомления представителя нанимателя, а также приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц.
Одной из существенных особенностей правового статуса сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении МИД России является то, что на него помимо обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, налагаются следующие обязанности:
- достойно представлять Российскую Федерацию в государстве пребывания; соблюдать законы и обычаи государства пребывания, общепринятые нормы поведения и морали, режимные ограничения, установленные нормативными правовыми актами РФ для загранучреждений МИД России, в том числе касающиеся перемещения по территории государства пребывания и выезда на территорию третьего государства, правила проживания, действующие в соответствующем загранучреждении МИД России, а также обеспечивать их соблюдение членами своей семьи;
- исполнять в случае наступления в государстве пребывания чрезвычайных обстоятельств (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и др.), а также в связи со служебной необходимостью поручения руководителя загранучреждения МИД России, связанные с реализацией функций загранучреждения и не входящие в должностные обязанности сотрудника дипломатической службы, в том числе во внеслужебное время и без дополнительной оплаты (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ).
С гражданином, поступающим на федеральную государственную гражданскую службу для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в загранучреждении МИД России, заключается срочный служебный контракт на срок до трех лет. По окончании указанного срока служебный контракт может быть перезаключен на новый срок. В исключительных случаях по решению представителя нанимателя срок работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении МИД России может быть продлен без его согласия (при наличии соответствующего условия в служебном контракте) на период до шести месяцев сверх установленного служебным контрактом срока с внесением в него соответствующего изменения.
Служебный контракт в системе МИД России - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на дипломатическую службу, по которому представитель нанимателя обязуется предоставить поступающему гражданину возможность прохождения дипломатической службы в соответствии с федеральными законами, другими законами и иными нормативными правовыми актами о дипломатической службе, своевременно выплачивать дипломатическому работнику денежное содержание и предоставить государственные социальные гарантии. Одним из его существенных отличий является срочный характер. Срок контракта - это договорное условие между сторонами контракта. Поэтому его изменение возможно, как правило, по соглашению сторон и не может превышать срока, установленного в законодательстве, кроме исключительных случаев, когда по решению представителя нанимателя срок работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении МИД России может быть продлен без его согласия, как отмечалось ранее.
Одной из организационно-правовых особенностей прохождения федеральной государственной гражданской службы за границей в системе МИД России является установление обязательной ротации, т.е. направление дипломатических работников на работу из центрального аппарата МИД России или его территориальных органов в загранучреждения МИД России с учетом их квалификации, профессиональной подготовки и специализации. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ дипломатический работник обязан исполнить решение представителя нанимателя о направлении на работу в загранучреждение МИД России в порядке ротации, если отсутствуют уважительные причины, препятствующие этому. Порядок ротации дипломатических работников и перечень причин, признаваемых уважительными для отказа от направления на работу в загранучреждение МИД России, устанавливаются министром иностранных дел РФ.
Другая особенность прохождения дипломатической службы возникает в случае, когда представитель нанимателя направляет сотрудника на работу в международную (межгосударственную, межправительственную) организацию на основании международных договоров. Такую возможность представитель нанимателя может использовать на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ, в соответствии с которым сотрудника дипломатической службы можно направить в названную организацию, но только для временной работы в порядке и на условиях, которые действуют в данной международной организации.
При направлении на работу в загранучреждение МИД России сотрудника дипломатической службы, замещающего должность в центральном аппарате МИД России или его территориальном органе, в заключенный с ним служебный контракт вносятся изменения, касающиеся срока и условий его работы в загранучреждении МИД России. По окончании работы в загранучреждении МИД России такому сотруднику дипломатической службы должна быть предоставлена прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии - другая должность с его согласия.
В дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, в представительствах РФ при международных организациях имеются работники, занятые на должностях, не относящихся к федеральной государственной гражданской службе. Они осуществляют административное и техническое обеспечение деятельности загранучреждений. Это врач-специалист, медицинская сестра, старший референт по административно-хозяйственным вопросам, старший техник, заведующие хозяйством, гаражом, комендант, техник, водитель автомобиля, дежурный комендант, курьер спецохраны, повар, официант, кассир-счетовод, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, библиотекарь, лаборант, садовник, секретарь-стенографистка, оператор связи, секретарь-машинистка, машинистка, телефонист(-ка), кладовщик, кастелянша, истопник, гардеробщик, дворник, сторож, официант, подсобный рабочий, уборщик производственных и служебных помещений. Их трудовые отношения оформляются путем заключения трудового договора на основе норм ТК, которые подробно раскрываются в соответствующих статьях данного комментария (см. коммент. к гл. 11).
Итак, в настоящее время большинство сотрудников в дипломатических представительствах, консульских учреждениях, представительствах при международных организациях занимают должности федеральной государственной гражданской службы, с которыми заключается срочный служебный контракт. И хотя он по своей сущности во многом сходен с трудовым договором, эти названия определяют существующие различия в правовом статусе заключивших их субъектов трудовых отношений.
Поэтому не следует заменять одну установленную форму другой, ибо они влияют на сферу применения норм, определяющих особенности регулирования условий труда соответствующих лиц.
Другой комментарий к статье 338 ТК РФ
1. Действующее законодательство о государственной и муниципальной службе предусматривает в качестве одной из особенностей оформления данного вида трудовой деятельности заключение со служащим служебного контракта, который всегда носит срочный характер и отражает ряд обязанностей и особенностей данного вида деятельности. В отношении дипломатических и консульских работников ТК РФ указывает на факт заключения с ними не служебного контракта, а трудового договора, который также носит срочный характер.
В отличие от общих положений ТК РФ в данном случае срок действия трудового договора в значительной степени сокращается. Если в общем порядке срочный трудовой договор может быть заключен на срок до 5 лет, причем обязательным условием заключения именно срочного трудового договора является обоснование применения того или иного срока, то применительно к дипломатическим и консульским работникам, срок действия трудового договора снижается до 3 лет. В силу прямого предписания закона такой договор всегда является срочным и не требует обоснования применения данного условия в договоре. Одновременно закон предусматривает возможность перезаключения данного контракта на новый срок. Отсутствие специальных нормативных указаний свидетельствует о том, что такой договор может перезаключаться на новый срок неоднократно. Следует обратить внимание, что ТК РФ устанавливает максимально возможный срок действия трудового договора с дипломатическим работником. Подобный подход позволяет уполномоченному органу определять в рамках установленного предела и иной срок действия отдельно взятого трудового договора.
Статья 8 ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД РФ" указывает, что дипломатические работники подлежат обязательной ротации, т.е. трудовой договор с таким работником может носить исключительно срочный характер. Срок такого договора является специальным и может определяться МИД РФ, осуществляющим ротацию сотрудника применительно к его профессиональной деятельности, при этом он не может превышать 3 лет, но может неоднократно перезаключаться на аналогичный или иной срок. Таким образом, закон устанавливает запрет на исключение условия о сроке из текста трудового договора - факт ротации указывает исключительно на срочный характер данного договора, а также на возможность пролонгации договора. Продления срока действия договора закон не допускает, но позволяет его перезаключить на новый срок, т.е. указывает на необходимость повторного направления такого работника уполномоченным органом на работу в соответствующее представительство или учреждение и соблюдение иных условий заключения трудового договора. Такое условие также позволяет структурным подразделениям МИД РФ осуществлять адекватное распределение и перераспределение имеющихся кадровых ресурсов по образованным представительствам и учреждениям, т.е. адаптировать штат соответствующего учреждения к его потребностям в целях обеспечения возможности реализации его обязанностей.
2. Направление работника на работу за границу допускается в отношении вновь принятого работника или работника, ранее осуществлявшего деятельность в структуре федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения.
Трудовой договор с вновь принятым работником заключается на условиях, установленных ч.1 комментируемой статьи.
Если же направление на работу за границу осуществляется в отношении работника, который уже осуществлял трудовую деятельность в составе указанных органов или учреждений, то такое направление по своей сути представляет не что иное, как перевод, т.е. изменение ранее согласованных сторонами условий трудового договора. В подобной ситуации следует учитывать, что у такого работника уже имеется заключенный и действующий трудовой договор, причем он может быть заключен как на определенный срок, так и без условия о сроке его действия.
Вследствие ротации трудовой договор может быть исключительно срочным, т.е. требует внесения в него ряда изменений, в частности, в отношении: места работы, режима работы; срока действия договора и иных особенностей осуществления данной деятельности. В отношении большинства категорий работников практика сложилась таким образом, что при необходимости изменения ряда условий договора, работник может быть уволен и повторно принят на работу на следующий день к тому же самому работодателю. В подобной ситуации работник утрачивает право на отпуск и иные гарантии, предоставленные ему законом. Однако в отношении государственных служащих подобная практика недопустима, в связи с чем закон прямо предусматривает необходимость внесения изменений и дополнений в ранее заключенный трудовой договор.
При этом следует учитывать, что внесение изменений и дополнений в трудовой договор допускается посредством заключения дополнительного соглашения к нему. В качестве дополнительного требования к данному документу закон предусматривает необходимость заключения соглашения в той же форме, что и сам договор, т.е. исключительно в письменной форме. Подобный подход к определению трудовой функции и места трудовой деятельности такого работника свидетельствует о необходимости неоднократной корректировки положений договора. Так, дополнительное соглашение заключается на срок направления работника за границу, по окончании такой деятельности в договор вносятся очередные изменения о прекращении данной деятельности. При последующем направлении работника на работу за границу, в том числе и в иное дипломатическое представительство или консульское учреждение, в трудовой договор также вносятся соответствующие изменения.
Таким образом, корректировка условий трудового договора осуществляется неоднократно на протяжении всего периода деятельности дипломатического работника, т.е. гораздо чаще, чем изменение условий трудовых договоров иных категорий работников. Отсутствие специального требования закона свидетельствует о том, что в данном случае речь идет о переводе, что, по общему правилу, требует получения согласия работника на его осуществление. Отказ от такого перевода может рассматриваться в качестве основания для прекращения трудового договора с указанным работником.
3. ТК РФ трансформирует в нормы настоящей статьи одну из основных гарантий, предоставляемых государственным служащим, которая сводится к необходимости предоставления работнику по окончании службы прежней или равноценной работы. Однако в данном случае нельзя говорить исключительно о трансформации указанной гарантии. В данном случае факт прекращения трудовой деятельности за границей не является фактом прекращения трудовой деятельности в структуре МИД РФ, т.е. фактически работник прекращает лишь один из видов деятельности, при этом действие общего трудового договора сохраняется. В этой связи в качестве прежней или равноценной работы рассматривается работа в структуре данного министерства или подведомственных ему организаций.
Устанавливая данную гарантию, закон предусматривает восстановление работника, направлявшегося на работу в дипломатическое представительство или консульское учреждение, на прежней должности или иной аналогической должности при условии сохранения размера средней заработной платы такого работника по ранее замещаемой им должности. При отсутствии возможности предоставления прежней работы такому лицу может быть предоставлена иная работа или должность, но исключительно с его согласия. По общему правилу, указанное согласие работника должно быть получено в письменной форме, причем оно должно быть выражено активно, а не ограничиваться только подписью кадровой документации.
Одновременно следует заметить, что в силу отсутствия какого-либо специального предписания закона факт выхода на работу работника, ранее осуществлявшего деятельность по данной должности, является основанием для увольнения работника, принятого в порядке его замещения. В этой связи срочный характер трудового договора позволяет представителю работодателя корректировать трудовые взаимоотношения с такими работниками.
Анализ положений комментируемой статьи свидетельствует о том, что закон максимально гарантирует работникам МИД России и его структурных подразделений возможность предоставления им работы в структуре данного органа власти после прекращения деятельности за границей. В то же время следует заметить, что одной из особенностей осуществления деятельности в дипломатических представительствах и консульских учреждениях является неоднократное назначение на работу в указанные учреждения, причем находиться они могут в различных государствах. Таким образом, перемещение работника в данном случае может иметь значительные территориальные границы. Факт неоднократного назначения на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения различных государств свидетельствует о том, что зачастую отсутствует потребность в предоставлении прежней работы, поскольку работник продолжает деятельность за границей.