Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей

Направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями Российской Федерации.

Комментарий к статье 337 ТК РФ

Большая и сложная работа по обеспечению внешних сношений Российской Федерации со всеми иностранными государствами реализуется Министерством иностранных дел Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РФ.

Руководство деятельностью МИД России осуществляет Президент РФ.

МИД России организует свою деятельность за рубежом непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (загранучреждениях).

Дипломатическое представительство и консульское учреждение - это зарубежные органы внешних сношений, учреждаемые на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов и выступающие от имени учредивших их государств. Их деятельность организуется в соответствии с указами Президента РФ, определяющими основные их функции и задачи, направленные на достойную реализацию российских национальных интересов в государстве пребывания.

Кадровое обеспечение дипломатических представительств и консульских учреждений производится МИД России в соответствии с их штатным расписанием, утверждаемым МИД России.

В названных структурах МИД России не могут образовываться органы политических партий, религиозных организаций, за исключением профессиональных союзов.

Особенности порядка направления на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения за границей выражаются прежде всего в том, что работники должны получить направление на работу, которое выдается специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями РФ (ст. 337 ТК). В нем указывается, в качестве кого работники направляются на работу: гражданских служащих или работников, замещающих отдельные должности и работающих по отдельным профессиям в загранучреждениях МИД России. Перечень этих профессий определен Приказом МИД России от 28.11.2008 N 18564 <1>.

--------------------------------
<1> РГ. 2009. 30 янв.

Гражданин не может быть принят на дипломатическую службу в качестве дипломатического работника, а дипломатический работник не может находиться на дипломатической службе в случаях, установленных ст. 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруги (супруга), либо выхода из гражданства Российской Федерации его супруги (супруга), либо приобретения гражданства другого государства его супругой (супругом).

Правовой статус лиц, направляемых на работу в представительства РФ за границей, определяется характером должности, для занятия которой с ними заключается соответствующее соглашение либо в форме служебного контракта, либо трудового договора.

Согласно комментируемой статье для работы за границей направляют не только в дипломатические представительства или консульские учреждения, но и в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ, функции которых связаны с их деятельностью за рубежом в тех случаях, когда эти функции не обеспечиваются дипломатическими представительствами РФ, имеющимися в иностранных государствах.

Открытие таких представительств за рубежом возможно только при соблюдении условий, предусмотренных ст. ст. 2 - 4 Указа Президента РФ от 14.06.1997 N 582 "Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом" (в ред. от 05.10.2002) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2743; 2002. N 40. Ст. 3905.

Условия и порядок деятельности за рубежом представителей федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений определяются соглашениями (протоколами), заключаемыми в соответствии с решением Президента РФ (п. 4 названного Указа) соответствующими органами и учреждениями с МИД России.

На основании этих соглашений МИД России заключает с представителями федеральных органов власти и российских государственных учреждений в соответствии с законодательством РФ срочные трудовые договоры, устанавливающие их права и должностные обязанности, порядок взаимодействия и подчиненности в дипломатическом представительстве РФ в иностранном государстве (при международной организации), другие необходимые условия пребывания.

Решение организационно-правовых, финансовых и кадровых вопросов применительно к некоторым представительствам РФ за рубежом регулируется отдельными нормативными правовыми актами.

Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.05.2006 N 448 (в ред. от 11.09.2009) <1> Постановлением Правительства РФ от 02.06.2006 N 348 "Об обеспечении деятельности Представительства Российской Федерации при Международной морской организации и Представительства Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации" (в ред. от 17.12.2009) <2> утверждены два соответствующих Положения: "О Представительстве РФ при Международной морской организации" и "О Представительстве РФ при Международной организации гражданской авиации".

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2068; 2009. N 37. Ст. 4396.
<2> СЗ РФ. 2006. N 24. Ст. 2601; 2009. N 51. Ст. 6332.

Работники указанных представительств из числа сотрудников Минтранса России входят в состав работников зарубежного аппарата Минтранса России.

Другой комментарий к статье 337 ТК РФ

Комментарий к статье 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей
1. Правовое регулирование трудовых правоотношений отдельных категорий работников осуществляется не только ТК РФ, но и рядом специальных нормативных актов. В первую очередь, речь идет о государственных и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется нормами ТК РФ только в части, не урегулированной специальными нормативными актами. Работники дипломатических представительств и консульских учреждений являются государственными служащими, в связи с чем первоочередное правовое регулирование осуществляется ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД РФ".

Согласно комментируемой статье уполномоченными органами осуществляется направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей.

Сотрудник дипломатической службы также может быть направлен представителем нанимателя в международную (межгосударственную, межправительственную) организацию на основании международных договоров Российской Федерации для временной работы в порядке и на условиях, которые действуют в данной международной организации. На период работы в международной организации действие служебного контракта, заключенного с сотрудником дипломатической службы, приостанавливается.

Консульское учреждение Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.

Глава консульского учреждения назначается на должность в установленном порядке МИДом России и допускается к исполнению своих обязанностей уполномоченным органом государства пребывания.

Постоянное представительство Российской Федерации при международной организации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в соответствующей международной организации.

Посольство Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания.

Постоянный представитель назначается и отзывается по предложению Министра иностранных дел РФ Президентом РФ после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ.

В качестве одной из основных особенностей трудовой деятельности сотрудников указанных представительств и учреждений выступает определение уполномоченного субъекта, в компетенцию которого входит разрешение указанных выше вопросов. В связи с этим нормы комментируемой статьи формируются в качестве отсылочных к актам специального регулирования. Основным значением данной правовой нормы является определение уполномоченных органов и учреждений, к компетенции которых относится установление порядка направления сотрудников на работу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.

2. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 года N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" указывает, что МИД России осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции координацию деятельности и контроль за работой находящихся за рубежом представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, российских государственных учреждений, организаций и предприятий; организует на территории Российской Федерации и за рубежом консульскую работу; осуществляет кадровое обеспечение загранучреждений, территориальных органов, подведомственных организаций, организует подготовку, переподготовку и повышение профессиональной и языковой квалификации кадров дипломатической службы, а также принимает участие в кадровом обеспечении Россотрудничества. Таким образом, именно МИД России выступает в качестве специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится кадровое обеспечение деятельности указанных учреждений и представительств и обеспечение их деятельности.