Статья 339. Условия труда и отдыха работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей

Условия труда и отдыха работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, определяются локальными нормативными актами соответствующего представительства и трудовыми договорами, которые не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным настоящим Кодексом.

Минимальная продолжительность ежегодных дополнительных отпусков и условия их предоставления работникам, работающим в представительствах Российской Федерации за границей в странах с особыми (в том числе климатическими) условиями, а также перечень этих стран устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 339 ТК РФ

Предусматривая характеристику условий труда и отдыха работников, направляемых на работу в представительства за границей, ст. 339 ограничивается лишь правовым регулированием времени отдыха - отпусков и не называет других важнейших условий, охватываемых понятием "условия труда" - это рабочее (служебное) время, оплата труда, доплаты и надбавки к установленным окладам, связанные с особенностями труда, и др. Содержание названных условий в основном достаточно отражено в специальных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, которые заслуживают внимания и позволяют полнее отразить особенности правового регулирования условий труда сотрудников загранучреждений в современный период с учетом различий правового статуса гражданских служащих, заключивших служебный контракт, и тех, кто заключил трудовой договор на должности, не отнесенные к федеральной гражданской службе.

Правовое регулирование условий труда и отдыха работников, направляемых на работу в представительства РФ за границей, опирается на сочетание государственного (централизованного), договорного и локального их регулирования.

Государственное (централизованное) регулирование обеспечивается на основе применения федеральных законов, в которых реализуются конституционные принципы в сфере труда, а также, на наш взгляд, через нормативные правовые акты, самостоятельно принимаемые МИД России в пределах предоставленных полномочий, например указанный выше Служебный распорядок, утвержденный Приказом МИД России от 23.07.2009 N 11868.

Локальное регулирование условий труда и отдыха в организациях МИД России обеспечивается в соответствии со ст. 8 ТК путем принятия руководителем представительства правового акта, содержащего нормы трудового законодательства, например о режиме служебного времени в данном представительстве. Согласно п. 23 Служебного распорядка он устанавливается применительно к местным условиям, а также с учетом времени начала и окончания работы органов государственной власти, учреждений и других организаций страны пребывания.

Договорное установление условий труда может иметь место при заключении служебного контракта или трудового договора (в соответствии со ст. 9 ТК).

Условия труда и отдыха, устанавливаемые в трудовых контрактах, договорах и локальных нормативных актах, не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. При обнаружении нарушений они не подлежат применению.

Согласно действующему законодательству условия труда и отдыха сотрудников дипломатической службы, работающих в загранучреждениях МИД России, определяются нормативными актами соответствующего загранучреждения и служебными контрактами, которые не могут ухудшать положение сотрудников дипломатической службы по сравнению с положением, установленным Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.07.2010 N 205-ФЗ, а в части, не урегулированной этими Федеральными законами, - ТК.

Служебное время - это время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со Служебным распорядком (п. 19), или специальным графиком службы (посменно и т.п.), или условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе с двумя выходными днями.

Накануне праздничных дней продолжительность рабочего дня сокращается на один час. При совпадении выходного и нерабочего праздничных дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Режим рабочего времени в загранучреждениях устанавливается локальным актом - приказом руководителя загранучреждения в соответствии с действующим законодательством РФ. Особенности режима рабочего времени и отдыха могут устанавливаться применительно к местным условиям, а также с учетом времени начала и окончания работы органов государственной власти, учреждений и других организаций страны пребывания, а также климатических и иных условий. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 173 "О режиме служебного времени в отдельных дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях" (в ред. от 12.07.2011) <1> в зависимости от климатических и иных условий работы в иностранных государствах Правительством РФ для отдельных загранучреждений МИД России, включенных в утвержденный Перечень, может устанавливаться особый режим служебного времени, включая сокращенную продолжительность служебного времени - 36 часов в неделю в соответствующие периоды календарного года.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1650; N 29. Ст. 4486.

В Перечне перечислены не только соответствующие государства, но и конкретные периоды календарного года, которые являются основанием для установления особого режима служебного времени на основании акта руководителя организации в зависимости от климатических и иных условий работы в иностранном государстве.

Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени, которое он может использовать по своему усмотрению.

К времени отдыха относятся перерывы в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные и нерабочие праздничные дни, отпуска.

Гражданским служащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, замещающим должности иных групп - ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданского служащего за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней; для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Гражданским служащим, занятым в загранучреждениях, предоставляется также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 6, 8, 10, 12, 15 календарных дней в зависимости от замещаемой группы должностей гражданской службы. Этот отпуск предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.

По письменному заявлению гражданского служащего ему может быть предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам продолжительностью не более одного года.

Гражданский служащий обязан планировать свое служебное время таким образом, чтобы иметь возможность без ущерба для основной служебной деятельности совершенствовать на постоянной основе свои профессиональные навыки и знание иностранных языков.

Важно обратить внимание на сравнительно новое Постановление Правительства РФ от 21.04.2010 N 258 "О минимальной продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков и об условиях их предоставления работникам представительств Российской Федерации за границей" (в ред. от 12.07.2011) <1>, принятое в развитие ч. 2 ст. 339 ТК. Одной из особенностей этого нормативного правового акта является то, что он распространяется не только на дипломатических, но и на всех других работников представительств РФ за границей, включенных в их кадровый состав, независимо от характера выполняемой трудовой деятельности. В нем определен утвержденный Перечень стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств РФ за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее его минимальной продолжительности; определены основания и условия его предоставления; указаны порядок исчисления денежного содержания или средней заработной платы в зависимости от правового статуса субъекта, работающего в представительстве.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 17. Ст. 2102; 2011. N 29. Ст. 4486.

Установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в представительстве РФ за границей предоставляется при наличии в стране пребывания одного из следующих условий:

- тяжелые климатические условия;

- неблагоприятная экологическая и (или) эпидемиологическая обстановка;

- военные действия, вооруженные конфликты;

- нестабильная общественно-политическая обстановка, включая террористическую деятельность;

- высокий уровень преступности.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в предусмотренных перечнем странах, составляет три календарных дня. Он предоставляется работникам сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска; за время нахождения работников в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске им сохраняется должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления), а также:

- денежное содержание, исчисляемое в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" <1>, - для федеральных государственных гражданских служащих;

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 37. Ст. 4458.

- средняя заработная плата в рублях, исчисляемая из фактически начисленной заработной платы в рублях, - для иных работников, работающих по трудовому договору.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в конкретных странах, предусмотренных Перечнем, определяется МИД России по согласованию с Минздравсоцразвития России, Службой внешней разведки РФ и Минобороны России.

В случаях возникновения либо исчезновения в стране пребывания одного из условий, указанных в ст. 1 данного Постановления, МИД России по согласованию с названными компетентными органами в установленном порядке представляет предложения о необходимости внесения соответствующих изменений в Перечень.

В настоящее время действует Приказ МИД России от 08.08.2011 N 14299 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств Российской Федерации за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 258" <1>. Согласно данному Приказу работникам, работающим в странах, предусмотренных Перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, предоставляется право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. В этом списке перечислено достаточное количество стран. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого таким работникам, указана в табл. 3.

--------------------------------
<1> РГ. 2011. 28 сент.

Таблица 3

Наименование страны

Продолжительность ежегодного

дополнительного оплачиваемого

отпуска (в календарных днях)

Афганистан, Ирак, Йемен, Ливан,

Пакистан, Палестинская национальная

администрация

15

Алжир, Бангладеш, Венесуэла,

Гватемала, Индия, Индонезия, Иран,

Колумбия, Демократическая

Республика Конго, Кот-д'Ивуар,

Ливия, Мьянма, Нигерия, Перу,

Судан, Таиланд, Филиппины,

Центрально-Африканская Республика,

Чад, Шри-Ланка, Эритрея, Эфиопия

12

Ангола, Бенин, Боливия, Бразилия,

Гайана, Гвинея, Гвинея-Бисау,

Замбия, Зимбабве, Израиль,

Камбоджа, Камерун, Кения, Киргизия,

Корейская Народно-Демократическая

Республика, Конго, Лаос,

Мадагаскар, Мали, Марокко, Мексика,

Мозамбик, Монголия, Объединенные

Арабские Эмираты, Парагвай,

Саудовская Аравия, Сенегал, Сирия,

Таджикистан, Танзания, Уганда,

Эквадор

9

Бахрейн, Ботсвана, Бруней, Бурунди,

Вьетнам, Габон, Гана, Джибути,

Египет, Иордания, Кабо-Верде,

Катар, Куба, Кувейт, Мавритания,

Малайзия, Намибия, Непал,

Никарагуа, Оман, Панама, Руанда,

Тунис, Туркменистан, Узбекистан,

Южно-Африканская Республика, Ямайка

6

Аргентина, Исландия, Китай,

Республика Корея, Коста-Рика,

Маврикий, Норвегия (территории,

находящиеся за чертой Северного

полярного круга), Сейшельские

Острова, Сингапур, Уругвай, Чили,

Япония

3

Материальное обеспечение сотрудников дипломатической службы в период работы в загранучреждениях МИД России. Гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами РФ и служебным контрактом.

Установлены ежемесячные надбавки к месячному должностному окладу федерального государственного гражданского служащего за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Такие надбавки выплачиваются тем гражданским служащим, которые допущены к государственной тайне на постоянной основе, в размерах, предусмотренных Приказом МИД России от 29.12.2006 N 21002 <1>.

--------------------------------
<1> БНА. 2007. N 14.

Федеральным государственным гражданским служащим дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств РФ при международных организациях ежемесячное денежное поощрение не устанавливается и не выплачивается.

Применительно к современному периоду вопросы материального обеспечения сотрудников дипломатической службы во время их работы в загранучреждениях регулируются также ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ, согласно которой указанным сотрудникам выплачиваются:

1) денежное содержание в иностранной валюте в виде месячного должностного оклада в иностранной валюте, размер которого устанавливается Правительством РФ, и ежемесячной надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте за особые условия работы в государстве пребывания, размер которой устанавливается Президентом РФ;

2) месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы в рублях и месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином федеральной государственной гражданской службы (дипломатическим рангом) в рублях, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты (за исключением ежемесячного денежного поощрения) в рублях, предусмотренные ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", размер которых устанавливается Президентом РФ.

В случае направления сотрудника дипломатической службы на работу в загранучреждение МИД России на срок более одного года ему при переезде к месту работы выплачивается подъемное пособие:

1) в иностранной валюте - в размере должностного оклада в иностранной валюте по должности федеральной государственной гражданской службы, замещаемой в загранучреждении МИД России;

2) в рублях - в двукратном размере оклада денежного содержания и ежемесячных выплат (за исключением ежемесячного денежного поощрения), предусмотренных ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по должности федеральной государственной гражданской службы, замещаемой в загранучреждении МИД России, а также в размере 25% указанных оклада и выплат - на каждого выезжающего совместно с сотрудником дипломатической службы члена его семьи.

В случае прекращения сотрудником дипломатической службы работы в загранучреждении МИД России до истечения одного года по его инициативе либо в случаях, предусмотренных п. п. 4 - 6 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ, выплаченное подъемное пособие с него удерживается.

Служебные командировки. Гражданские служащие могут быть направлены в служебные командировки для выполнения служебного задания вне постоянного места прохождения своей службы как на территории РФ, так и на территориях иностранных государств. Порядок и условия их командирования регулируются Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813 (в ред. от 06.12.2007) <1>, в котором определен как круг руководителей, направляемых в командировку, так и круг должностных лиц, решающих вопрос о направлении соответствующих руководителей в командировку.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3134; 2007. N 50. Ст. 6255.

Срок служебной командировки гражданского служащего определяется представителем нанимателя или уполномоченным им лицом с учетом объема, сложности и других особенностей служебного задания.

В названном Указе четко определены дни выезда и приезда командируемого в постоянное место прохождения его гражданской службы, что имеет значение для оформления командировочного удостоверения, для учета труда за время командировки и оплаты всех гарантийных и компенсационных выплат.

Командировочное удостоверение вручается гражданскому служащему и находится у него в течение всего срока служебной командировки.

При направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируется сохранение должности гражданской службы и денежного содержания, а также компенсируются следующие расходы: по проезду к месту командировки и обратно, а также другие виды необходимых переездов из одного населенного пункта в другой, если он командирован в несколько государственных органов, расположенных в разных населенных пунктах; по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, связанные со служебной командировкой, если они произведены с разрешения или ведома представителя нанимателя.

Денежное содержание гражданского служащего за время нахождения в служебной командировке сохраняется за все служебные дни по графику, установленному в постоянном месте прохождения гражданским служащим соответствующей службы.

Изложенное свидетельствует о значительном круге практических вопросов, возникающих с выездом в командировку. Поэтому, возможно, целесообразно разрабатывать в загранучреждениях локальные акты, регулирующие эти вопросы. К ним относятся некоторые вопросы, связанные с определением срока служебной командировки, исходя из объема, сложности и других особенностей служебного задания, учитываемых при оформлении командировочного удостоверения, которое подписывается представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. Оно вручается гражданскому служащему и находится у него в течение всего срока служебной командировки. В нем могут отмечаться все основные стадии выполнения служебного задания. Своевременно представленный вернувшимся из командировки сотрудником отчет по установленной форме о выполненной работе и об израсходованных денежных суммах имеет важное значение для учета труда и его оплаты. Эти документы могут учитываться при решении спорных вопросов, связанных с командировкой, и тем самым по значимости приравниваются к документам исполнительного характера, подписанным руководителем организации.

За период временной нетрудоспособности командированному гражданскому служащему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ.

Реализация ряда прав и обязанностей гражданского служащего связана с выплатой ему денежного содержания за соответствующий период, например, нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, временной нетрудоспособности, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки, нахождения в служебной командировке, при увольнении с гражданской службы по определенным законным основаниям и в других случаях, предусмотренных в соответствующих нормативных правовых актах. Порядок исчисления денежного содержания в таких случаях регулируется Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 <1>. В них перечислены все составляющие виды выплат, определяющие денежное содержание гражданского служащего.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 37. Ст. 4458.

Правила исчисления денежного содержания зависят в отдельных случаях от целевого назначения установленного периода сохраняемого содержания: на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске; командировки; временной нетрудоспособности и др.

Другой комментарий к статье 339 ТК РФ

1. Значение предписаний комментируемой статьи сводится к установлению двух основных положений правового статуса работников дипломатических представительств и консульских учреждений за границей. К таким положениям относится определение совокупности нормативных правовых актов, регулирующих деятельность указанных работников, а также одновременное определение общих основ их правового статуса.

Особенности правового статуса указанных лиц связаны с тем, что, в первую очередь, они являются работниками, т.е. обладают всеми правами и обязанностями, предусмотренными ТК РФ для всех категорий работников, а во-вторых, они относятся к категории государственных служащих, т.е. их статус дополняется правами и обязанностями, которые предусмотрены ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД РФ".

Однако любой законодательный акт призван определить лишь общие права и обязанности той ли иной категории работников, которые впоследствии конкретизируются ЛНА работодателя. Несмотря на то, что работодателем в данном случае выступает государство, представитель работодателя, которым является МИД России, также вправе определять статус своих работников как путем конкретизации общих прав и обязанностей, так и путем расширения их перечня, путем отражения в локальных актах дополнительных прав и обязанностей, а также мер ответственности, определенной особенностями трудовой деятельности такого работника. Такие локальные документы, как правило, носят открытый характер, однако, применительно к дипломатическим представительствам и консульским учреждениям такая информация ограничена в обороте, например, официальные интернет-сайты ведомств не отражают указанной информации, хотя при этом отражают большинство нормативных актов, регламентирующих их деятельность.

В качестве основного документа, определяющего права и обязанности служащих в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, выступают федеральные законодательные акты, например, Федеральный закон от 5 июля 2010 года N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", определяющий статус консульского должностного лица.

В качестве основного источника прав и обязанностей дипломатического работника выступает его трудовой договор, на который распространяются общие требования как трудового законодательства, так и законодательства о государственной службе.

В качестве основной гарантии работникам закон устанавливает запрет ухудшать положение работника по сравнению с общими положениями, определенными ТК РФ. Таким образом, любые локальные акты, а также трудовой договор могут лишь конкретизировать и дополнять общие законодательные гарантии. В случае если любым из указанных источников прав и обязанностей работников не предусмотрены нормативные гарантии, то они подлежат непосредственному применению в силу закона.

2. В качестве дополнительной гарантии рассматриваемой категории работников закон указывает право на ежегодный дополнительный отпуск, причем норма закона носит общий отсылочный характер. Значение данного предписания сводится лишь к определению уполномоченного на определение продолжительности такого отпуска, а также перечня лиц, которым он может быть предоставлен, органа государственной власти. В качестве такого органа ТК РФ называет высший федеральный орган исполнительной власти - Правительство РФ. Предусмотренная комментируемой статьей инициатива была реализована Правительством РФ в рамках постановления от 21 апреля 2010 года N 258 "О минимальной продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков и об условиях их предоставления работникам представительств Российской Федерации за границей".