Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений .
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом .

Комментарий к статье 329 ТК РФ

Как уже отмечалось, специфика труда работников транспорта, деятельность которых связана с источником повышенной опасности, предусматривает дополнительные правила правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, повышенные требования к трудовой дисциплине, включая более высокий уровень ответственности за ее нарушение.

Учитывая недопустимость физических перегрузок, утомляемости и необходимость чередования труда и отдыха, ст. 329 ТК запрещает работу по совместительству работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или с управлением движением транспортных средств.

Часть 2 указанной статьи предусматривает, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Важным является то, что эта норма устанавливает, что такие особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с условиями труда, закрепленными ТК. В качестве примера дополнительного нормативно-правового регулирования на железнодорожном транспорте можно привести Приказ МПС России от 05.03.2004 N 7 (в ред. от 28.03.2007) <1>, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.

--------------------------------
<1> БНА. 2004. N 24; 2007. N 20.

Продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Графики сменности утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и должны быть объявлены работникам не позднее чем за один месяц до введения их в действие. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Работа в течение двух смен подряд запрещается, что является важной дополнительной гарантией права на отдых работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

Аналогично этот вопрос регулируется на метрополитене (Приказ Минтранса России от 08.06.2005 N 63 (в ред. от 26.02.2007)) <1>.

--------------------------------
<1> БНА. 2005. N 30; 2007. N 17.

Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом - месяц, квартал и другие, но не более года. При этом сумма отработанных в этот период часов не может превышать нормального числа рабочих часов в учетном периоде.

Привлечение к сверхурочным работам работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, а также других работников, труд которых непосредственно связан с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров, производится работодателем с учетом мнения представительного органа работников и письменного согласия работника. Общее количество сверхурочных часов работы для каждого работника не должно превышать 24 часов в месяц и 120 часов в год.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации этому министерству предоставлено право принимать нормативные правовые акты в руководимой им отрасли, включая условия труда отдельных работников транспорта, в частности связанных с движением транспортных средств, а также иные акты, отнесенные к компетенции этого министерства. Так, в последние годы Минтрансом России были изданы:

Приказ от 16.05.2003 N 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" <1>;

--------------------------------
<1> РГ. 2003. 11 сент.

Приказ от 21.11.2005 N 139 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации" (в ред. от 17.09.2010) <1>;

--------------------------------
<1> БНА. 2006. N 6; РГ. 2008. 9 июля; 2009. 3 июня; 2010. 8 дек.

Приказ от 08.06.2005 N 63 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена" (в ред. от 26.02.2007) и др.

Как видно из этого далеко не полного перечня, приказами Минтранса России утверждаются положения - важные нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также иных условий труда на соответствующих видах транспорта.

Другой комментарий к статье 329 ТК РФ

Комментируемая статья предусматривает особенности регулирования трудовой деятельности определенных категорий работников транспорта, чья деятельность связана с движением транспортных средств.

В первую очередь, это работники, чей труд непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Таким работникам запрещается аналогичная работа по совместительству.

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 года N 16. Например, в данный Перечень включены такие профессии, как водитель автомобиля, водитель аэросаней, водитель вездехода, водитель-испытатель, водитель мототранспортных средств, водитель трамвая, водитель транспортно-уборочной машины, водитель троллейбуса, водитель погрузчика и др.

Во вторую очередь, это отдельные категории работников, чей труд непосредственно связан с движением транспортных средств. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда таких работников устанавливаются Министерством транспорта РФ с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.

В частности, можно назвать такие документы, как Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 года N 15, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное приказом Минтранса РФ от 8 июня 2005 года N 63, и др.

Работники транспорта обязаны четко соблюдать устанавливаемые согласно комментируемой статье особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда. При этом соблюдение требований к режиму работы и отдыха работника должен обеспечить работодатель путем утверждения графиков работ, устанавливающих режимы рабочего времени.