Статья 328. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 328 ТК РФ

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается более сложный по сравнению с обычным порядок заключения трудового договора с отдельными категориями работников.

В этом находит свое проявление дифференциация правового регулирования труда. Это означает, что наряду с общими нормами трудового права трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, устанавливают специальные нормы (нормы-дополнения), относящиеся к сфере правового регулирования труда отдельных категорий работников. В подавляющем большинстве случаев необходимость в таких специальных нормах-дополнениях обусловлена спецификой труда этих работников, повышенными квалификационными требованиями, сложностью и особым характером трудовой деятельности. Именно в связи с такими особенностями в законодательстве установлены дополнительные правила, в которых предусмотрены повышенные требования либо отличия в порядке заключения трудового договора. С учетом названных факторов представляется необходимым рассматривать особенности заключения трудового договора с работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Именно они являются основными субъектами отношений, регулируемых нормами гл. 51 ТК.

Это особая категория работников, чья трудовая деятельность связана с транспортными средствами как источниками повышенной опасности, т.е. работники железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, особенно те из них, которые связаны с управлением транспортными средствами. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств <1>. Он охватывает автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт, а также гражданскую авиацию.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 4. Ст. 268.

В законодательстве отсутствует понятие работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств. К такой работе относятся управление (вождение, пилотирование и т.п.), техническое обслуживание и др.

Более полно особенности правового регулирования труда предусмотрены в специальных актах-дополнениях, посвященных отдельным сферам организации и применения труда по отраслевому признаку. Так, например, трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 07.11.2011), трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами. В указанном Законе установлено, что лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры. Перечень профессий и должностей таких работников утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4506.

Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят также обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры и по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, а также предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Следовательно, помимо общих норм заключения трудового договора, ч. 2 ст. 328 ТК, независимо от отрасли транспорта, устанавливает, что прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Во всех случаях заключение трудового договора с работниками транспорта (либо на работу, связанную с движением транспортных средств) возможно только при условии положительного результата обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования).

Спецификой труда обусловлены и особые требования к уровню профессиональной квалификации работников. Таким образом, лица, поступающие на соответствующую работу в отрасли транспорта, обязаны подтвердить наличие необходимой квалификации и состояния здоровья, позволяющего трудиться на работах, связанных с использованием транспортных средств как источников повышенной опасности. Подтверждения соответствия квалификационным требованиям и возможности трудовой деятельности, связанной с применением (использованием) транспортных средств, являются обязательными правопредшествующими юридически значимыми действиями для заключения трудового договора. В совокупности они образуют сложный юридический фактический состав, завершающим элементом которого является трудовой договор.

Учитывая, что работники транспорта всех видов должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки, во всех транспортных структурах работодатели должны организовывать повышение квалификации работников. Упомянутый выше Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" является наглядным примером правового регулирования этого вида деятельности работодателей во всех отраслях транспорта. Порядок повышения квалификации и проведения технического обучения работников железнодорожного транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей. Эти работники должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

Следует иметь в виду, что работники, которые не прошли аттестацию, не допускаются к выполнению соответствующих видов работ. Так, например, работники, которые не прошли аттестацию, связанную с проверкой знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе, не допускаются к выполнению разовых работ, связанных с погрузкой, размещением, креплением грузов в вагонах, контейнерах и выгрузкой грузов.

Необходимо также отметить обязательность психиатрического освидетельствования работников, чья профессиональная деятельность связана с источниками повышенной опасности. Они должны проходить психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

Другой комментарий к статье 328 ТК РФ

Комментируемая статья устанавливает требования к лицам, принимаемым на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств.

Эти требования предполагают, что такие работники должны пройти:
- профессиональный отбор. Например, Постановлением Минтруда РФ от 17 июня 2003 года N 36 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)" установлены соответствующие требования к профессиональному отбору работников;
- профессиональное обучение. Согласно положениям ФЗ "Об образовании в РФ" профессиональное обучение - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
- обязательный предварительный медицинский осмотр. Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года N 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Данный Порядок устанавливает, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Снежанская Н.Н. отмечает, что возможность занятия некоторых должностей при приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, обусловливается наличием либо отсутствием у претендента ряда определенных в законодательстве характеристик. Часть из них относится к общепризнанным и общепринятым требованиям, предъявляемым к работникам разных профессий, а часть предполагает необходимость выполнения довольно специфических требований, воспринимаемых в отношении большинства работников как дискриминационные (наличие гражданства РФ, достижение определенного возраста, отсутствие судимости, знание языка и законов другого государства и др.). Эти требования предусматриваются специальным законодательством, регулирующим осуществление деятельности на транспортных средствах.

________________
См.: Снежанская Н.Н. Специфика содержания трудового договора работников транспорта // Юрист. 2012. N 13. С.27-32.