Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к статье 11 ТК РФ

В комментируемой статье уточняется сфера действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, дано соотношение общих и специальных норм, единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.

В ч. 1 комментируемой статьи указаны отношения, которые регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. речь идет об отношениях, определенных ст. 1 ТК. Соответственно, трудовое законодательство и названные акты распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора (ст. ст. 15, 16 ТК), а также на участников (стороны) отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Часть 2 настоящей статьи определяет, что они применяются к другим отношениям при условии, что связаны с использованием личного труда, если в ТК или ином федеральном законе это предусмотрено. Так, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе (ч. 7 коммент. статьи).

Согласно ч. 6 комментируемой статьи особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются только ТК. В разд. XII ТК содержатся главы, охватывающие особенности регулирования труда: женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41), работников, не достигших 18 лет (гл. 42), руководителя организации (гл. 43), лиц, работающих по совместительству (гл. 44), и др.

В ч. 3 настоящей статьи установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями, т.е. физическими либо юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при вступлении ими в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения (см. ч. ч. 3 - 5, 7 - 10 ст. 20 ТК).

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что в спорных случаях о действии трудового законодательства суд принимает решение путем определения правовой природы спорного отношения. Если судом будет установлено, что реально имеет место трудовое отношение при наличии гражданско-правового договора, то в судебном порядке принимается решение о применении к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в пределах территории РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами, лицами без гражданства либо с участием международных организаций и иностранных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. В Российской Федерации действуют межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и двусторонние соглашения.

Указанные акты действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2011) <1>, которым определяются условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях РФ наряду с гражданами России (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона). Вместе с тем установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля РФ или командиром воздушного судна гражданской авиации. Им запрещено замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 19.07.2011)) <2>, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (ст. 14), федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в ред. от 11.07.2011) <3> установлено право указанных лиц на трудовую деятельность в Российской Федерации в разрешительном порядке.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 2. Ст. 361; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, ст. 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, ст. 2321; N 27. Ст. 3880; N 30 (ч. 1). Ст. 4590.
<2> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 15. Ст. 1519; N 45. Ст. 4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 46. Ст. 5557; N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 29. Ст. 3625; 2010. N 27. Ст. 3425; N 48. Ст. 6246; 2011. N 23. Ст. 3253; N 25. Ст. 3534; N 30 (ч. 1). Ст. 4590, ст. 4596.
<3> СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285; 2007. N 49. Ст. 6071; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3589; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3636; 2010. N 21. Ст. 2524; N 31. Ст. 4198; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 13. Ст. 1689; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4291.

Комментируемая статья определяет сферу действия общих и специальных норм, закрепленных ТК и иными актами. Соотношение общих и специальных норм проявляется в распространении общих норм на всех работников, а специальных норм - на отдельные категории работников, особенности регулирования трудовых отношений которых связаны с характером и условиями труда или обусловлены иными факторами, указанными в ст. ст. 251, 252 ТК. Таким образом, в комментируемой статье выражено сочетание и соотношение единства и дифференциации правового регулирования труда (см. разд. XII ТК).

В последней части комментируемой статьи определены лица, не являющиеся работниками, вступившими в трудовые отношения, при этом если они не являются работодателями, то трудовое законодательство и указанные акты на них не распространяются. К ним отнесены: военнослужащие, при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор согласно ст. 281 ТК); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.

Другой комментарий к статье 11 ТК РФ

1. В комментируемой статье определена сфера действия трудового законодательства.

Сфера действия трудового законодательства определена нормой ст.1 ТК РФ, устанавливающей, что одной из основных задач трудового законодательства является правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Советские кодексы определяли сферу действия трудового законодательства не одинаково, но всегда указанием на соответствующий круг лиц. В частности, если Кодексы 1918 и 1922 годов распространяли трудовое законодательство как на работающих по найму, так и на предприятия, учреждения, организации и т.д., то есть на работодателей (п.2 введения КЗоТ 1918 года и ст.1 КЗоТ 1922 года), то КЗоТ 1971 года - только на рабочих и служащих (ст.1).

Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции ч.1 звучала по-другому: "Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем". Очевидно, что данная норма была не совсем удачной, поскольку указывала только на работника, но не на других субъектов трудового права. Кроме того, более правильно говорить о воздействии законодательства на общественные отношения, а не на субъекты права.

В то же время ряд авторов считают современную редакцию ч.1 комментируемой статьи также не совсем удачной. В частности, И.И.Андриановская справедливо задает вопрос о том, каково соотношение ч.1 ст.11 и ст.1 ТК РФ: "Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения". По сути, речь идет об одном и том же. И если раньше ст.11 определяла действие ТК РФ по кругу лиц, то теперь значение ч.1 ст.11 ТК РФ не совсем понятно.

________________
Андриановская И.И. Значение преемственности в формировании предмета трудового права как отрасли права // Юридический мир. 2009. N 3.

2. Часть 2 комментируемой статьи указывает на возможность применения трудового законодательства к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено ТК РФ или иным федеральным законом.

О каких конкретно случаях использования личного труда идет речь не совсем понятно. Буквальное понимание нормы таково, что трудовое законодательство может применяться в любом случае, когда он связан с личным выполнением физическим лицом какой-либо работы, оказанием услуги и т.д.

Ю.П.Орловский приводит такой пример: "лица, работающие по договору подряда, обязаны соблюдать требования по охране труда, установленные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах".

________________
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). 5-е издание / Под ред. Ю.П.Орловского. М.: Контракт; Инфра-М, 2009.

И.И.Андриановская также понимает под случаями использования личного труда гражданско-правовые отношения. Однако она же задает вполне справедливый вопрос: "как положение ч.2 ст.11 ТК РФ согласуется с конкретно обозначенным в ч.8 ст.11 ТК кругом лиц, на которых трудовое законодательство не распространяется?".

________________
См.: Андриановская И.И. Трудовой или гражданско-правовой договор? // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. N 4. С.55-59.

Андриановская И.И. Значение преемственности в формировании предмета трудового права как отрасли права. Там же.

На наш взгляд, речь в данной норме идет не об отношениях, основанных на договорах гражданско-правового характера, которые регулируются исключительно гражданским законодательством.

Существует достаточно много видов профессиональной деятельности, которые не могут быть в полной мере урегулированы нормами гражданского права, и на которые должны распространяться нормы трудового законодательства.

И.Я.Киселев говорит о распространении в зарубежных правовых системах норм трудового права на отношения, не связанные с наемным трудом (ремесленников, мелких торговцев, лиц свободных профессий).

________________
См.: Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1998. С.11.

К числу лиц, которые осуществляют личный труд, и на которых распространяется трудовое законодательство, относятся, например, члены производственного кооператива, занятые в трудовой деятельности (см. Федеральный закон от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах").

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность всех работодателей руководствоваться трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. В данном положении акцент сделан на то, что необходимость соблюдения трудового законодательства не зависит от вида работодателя и формы собственности - физическое ли это или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или обычный гражданин, бюджетная или частная организация. Однако сей факт не означает, что трудовое законодательство не может предусматривать особенности правового положения указанных работодателей.

4. Важной гарантией трудовых прав граждан является норма о применении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, когда они установлены договором гражданско-правового характера, но фактически являются трудовыми. Об этом же говорится в абз.3 п.8 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ.

Ни ТК РФ, ни ГК РФ отличий указанных отношений друг от друга не фиксируют. В случае спора необходимо руководствоваться понятием трудового отношения (ст.15 ТК РФ), а также признаками трудового отношения, определенными в рекомендации МОТ N 198 "О трудовом правоотношении" (принята в г.Женеве 15 июня 2006 года на 95-й сессии Генеральной конференции МОТ). К таковым п.13 данной Рекомендации относит:
- тот факт, что работа: выполняется в соответствии с указаниями и под контролем другой стороны; предполагает интеграцию работника в организационную структуру предприятия; выполняется исключительно или главным образом в интересах другого лица; выполняется лично работником; выполняется в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; имеет определенную продолжительность и подразумевает определенную преемственность; требует присутствия работника; предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу;
- периодическую выплату вознаграждения работнику; тот факт, что данное вознаграждение является единственным или основным источником доходов работника; осуществление оплаты труда в натуральном выражении путем предоставления работнику, к примеру, пищевых продуктов, жилья или транспортных средств; признание таких прав, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплату стороной, заказавшей проведение работ, поездок, предпринимаемых работником в целях выполнения работы; или то, что работник не несет финансового риска.

К слову, Рекомендация предусматривает, что государства-члены должны предусмотреть возможность определения в своих законодательных и нормативных правовых актах либо иными средствами конкретных признаков существования трудового правоотношения, что в ТК РФ не сделано.

Руководствуясь указанными признаками, суды достаточно часто принимают решения о признании сложившихся отношений трудовыми.

Иллюстрацией к этому служит определение Пермского краевого суда от 20 апреля 2011 года по делу N 33-3818, в котором судом установлены признаки, характеризующие спорные правоотношения, сложившиеся между сторонами, как трудовые, а не гражданско-правовые: постоянное нахождение истца на рабочем месте, конкретный вид поручаемой истцу работы, наличие сменного графика, дней отдыха и иные.

Обратная ситуация отражена в апелляционном определении Московского городского суда от 24 июля 2014 года по делу N 33-20810 о признании авторского договора договором, регулирующим трудовые отношения, выплате авторского вознаграждения. Истец указал, что в нарушение требований закона ответчик выплатил истцу авторское вознаграждение не на основании ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Решением суда в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные сторонами договоры не содержат ни одного признака трудового договора, вознаграждение рассчитано правильно.

5. В сферу действия трудового права включены иностранные работники и работодатели, международные организации.

Важнейшим международным источником, регулирующим труд иностранных работников, является Конвенция МОТ N 97 "О трудящихся-мигрантах" (заключена в г.Женеве 1 июля 1949 года). Конвенция обязывает государство предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола, иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане в отношении заработной платы, включая семейные пособия, режим рабочего времени, оплачиваемые отпуска и т.д. К сожалению, Российская Федерация эту конвенцию и многие другие документы в сфере труда работников-мигрантов не ратифицировала.

При использовании иностранной рабочей силы необходимо руководствоваться не только трудовым, но и административным законодательством. Ключевым источником, в соответствии с которым осуществляется привлечение иностранных работников, является ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". С 13 декабря 2014 года на основании Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства" ТК РФ дополнен главой 50.1 "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства". Кроме того, в данной сфере действует большое количество подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих процедурные вопросы при привлечении российскими работодателями работников-иностранцев.

Следует отметить, что в нашей стране труд работников-мигрантов достаточно сильно ограничен. Это выражается в квотировании въезда на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности и получения разрешений на работу. При этом стоит отметить, что участие в трудовых отношениях зависит от категории иностранного работника. Так, в соответствии с п.4 ст.13 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Однако данный порядок не распространяется на многие категории иностранцев, например, являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

Кроме того, установлен более мягкий правовой режим для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также для высококвалифицированных специалистов.

Труд иностранных работников запрещается или ограничивается в некоторых сферах профессиональной деятельности, связанных с государственной и муниципальной службой или безопасностью государства (ст.14 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"). Помимо этого, Правительство РФ ежегодно устанавливает допустимые доли иностранных работников в отдельных сферах трудовой деятельности, причем в ряде случаев работа иностранных работников вообще не допускается.

Так, в 2015 году не допускается осуществление иностранными работниками розничной торговли фармацевтическими товарами, розничной торговли в палатках и на рынках, прочей розничной торговли вне магазинов и др. (см. постановление Правительства РФ от 19 декабря 2014 года N 1420 "Об установлении на 2015 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации").

6. Часть 6 комментируемой статьи фиксирует метод единства и дифференциации трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Напомним, что в соответствии со ст.6 ТК РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников относятся к полномочиям Российской Федерации в сфере трудовых отношений. В ТК РФ имеется специальный раздел, полностью посвященный регулированию труда отдельных категорий работников, - раздел 12 части четвертой.

Необходимо обратить внимание, что некоторые особенности правового регулирования трудовых отношений с участием отдельных категорий работников встречаются и в общих разделах ТК РФ. При этом данные особенности касаются как тех категорий работников, которые не указаны в 12 Разделе, так и тех, что там содержатся. Например, ст.92 ТК РФ устанавливает сокращенное рабочее время для несовершеннолетних работников (особенности правового регулирования их труда закреплены в Главе 42 12 Раздела) и для работников, являющихся инвалидами 1 или 2 группы (12 Разделом ТК РФ их труд не регулируется).

Кроме того, труд отдельных категорий работников может регулироваться также другими федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Например, специальное правовое регулирование труда работников железнодорожного транспорта осуществляется ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", а дисциплина их труда помимо ТК РФ и федерального закона регулируется также и специальным Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 года N 621).

7. В ч.7 комментируемой статьи установлены правила действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права в отношении государственных служащих и муниципальных служащих.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба Российской Федерации представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.

Понятие правоохранительной службы раскрывается в ст.7 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ, согласно которой правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Военная служба согласно ст.2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в соответствии со ст.2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ являются Конституция РФ, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Однако согласно ч.8 комментируемой статьи трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Как отмечается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе (например, ч.8 комментируемой статьи: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей и др.).

Специфика государственной гражданской службы раскрыта в ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При этом ст.73 указанного закона закрепила норму, согласно которой федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Таким образом, специальные законы, по сути, наделены большей юридической силой, чем ТК РФ, что по меньшей мере спорно, поскольку, государственная служба является одной из форм реализации гражданином конституционного права на труд.

В свою очередь, в п.2 ст.3 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" сказано, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным федеральным законом. Отсюда можно сделать вывод, что к отношениям с участием муниципальных служащих трудовое законодательство применяется не субсидиарно, а непосредственно, с учетом специального законодательства.

8. Часть 8 комментируемой статьи определила категории лиц, на которых действие трудового законодательства не распространяется, - это военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы, члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера, и другие лица, если это установлено федеральным законом.

Указанные категории определены достаточно четко и конкретно. Однако вопрос о действии трудового законодательства в отношении некоторых категорий лиц является дискуссионным.

Интересен вопрос о распространении норм трудового законодательства на отношения с участием руководителя организации - единственного участника (учредителя), члена организации, собственника ее имущества.

Практика арбитражных судов указывает на возможность применения трудового права в отношении таких субъектов. В частности, указывается, что ст.11 ТК РФ установлен перечень лиц, на которых не распространяется действие ТК РФ, законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. В этой связи суды разъясняют, что руководители, являющиеся единственными участниками (учредителями) организаций, в числе лиц, на которых трудовое законодательство не распространяется, указанной нормой не названы (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2010 года по делу N А45-3118/2010, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2010 года по делу N А45-26792/2009, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 января 2011 года по делу N А29-679/2010).

Пункт 2 ст.273 ТК РФ исключает единственных участников - руководителей организации из сферы действия главы 43 ТК РФ, но не из сферы действия всего трудового законодательства (в связи с этим спорной видится позиция ВС РФ, выраженная в определении от 11 июля 2008 года N 71-В08-2), ведь никто не будет спорить, что данный труд носит личный характер, а в ч.8 ст.11 ТК РФ в перечне исключений из сферы действия трудового законодательства он не содержится.