Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора .
Комментарий к статье 10 ТК РФ
В настоящей статье воспроизведены положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в правовую систему Российской Федерации.
Часть 2 комментируемой статьи, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, определяет приоритет (преимущественную силу) международных договоров РФ, в том числе ратифицированных конвенций МОТ, перед законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные указанными актами.
Как следует из Устава МОТ (п. 8 ст. 19), ратификация какой-либо конвенции любым членом организации - государством не будет рассматриваться как затрагивающая какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинтересованным трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией. Таким образом, принятие государством конвенции согласно Уставу МОТ не может ухудшать положение работников по сравнению с действующим в данной стране законодательством.
Условия применения международных договоров определяются также Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (в ред. от 01.12.2007) <1> и Постановлением Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <2>, иными нормативными правовыми актами.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757; 2007. N 49. Ст. 6079.
<2> БВС РФ. 2003. N 12.
В указанном Постановлении Пленума ВС РФ установлено, что Российская Федерация подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу "добросовестного исполнения международных обязательств" (преамбула). В Российской Федерации, как предусмотрено данным Постановлением, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, в частности, указан принцип "уважения и защиты прав человека". В данном Постановлении разъясняются и другие положения, в том числе действие международных договоров и др.
На территории РФ действуют международно-правовые акты ООН, содержащие определенные положения в сфере труда. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. <1>, а также ратифицированные СССР и обязательные для Российской Федерации в силу правопреемства: Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах" <2>, Международный пакт "О гражданских и политических правах" <3>, Конвенция ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (1979 г.) <4>, Конвенция ООН "О ликвидации всех форм расовой дискриминации" (1965 г.) и др.
--------------------------------
<1> РГ. 1998. 10 дек.
<2> БВС РФ. 1994. N 12.
<3> БВС РФ. 1994. N 12.
<4> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2483.
Большое значение имеют конвенции МОТ, которые Российская Федерация, как и другие государства - члены МОТ, ратифицирует и осуществляет их опубликование в установленном порядке. Кроме конвенций МОТ принимает рекомендации, которые не требуют ратификации.
В Уставе МОТ закреплены важнейшие принципы, связывающие государства - члены МОТ, независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции. Эти принципы в уточненной редакции были приняты в Женеве Международной конференцией труда как Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18.06.1998 <1>.
--------------------------------
<1> РГ. 1998. 16 дек.
В данной Декларации получили выражение основополагающие принципы, соблюдение которых обязательно для всех государств - членов МОТ. Это следующие четыре принципа:
- свобода объединения и действенное право на ведение коллективных переговоров;
- упразднение всех форм принудительного труда;
- запрещение детского труда;
- недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Указанные принципы в форме конкретных прав и обязательств закреплены в семи Конвенциях, ратификация которых для всех государств - членов МОТ является первоочередной. К ним отнесены следующие Конвенции: N 87 "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (1948 г.); N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (1949 г.); N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (1930 г.); N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.); N 100 "О равном вознаграждении за труд равной ценности" (1951 г.); N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.); N 138 "О минимальном возрасте приема на работу" (1973 г.). Все они ратифицированы и действуют на территории РФ.
Приведем также весь перечень ратифицированных Конвенций МОТ:
Конвенция N 11 "О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" (1921 г.);
Конвенция N 13 "Об использовании свинцовых белил в малярном деле" (1921 г.);
Конвенция N 14 "О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях" (1921 г.);
Конвенция N 16 "Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов" (1921 г.);
Конвенция N 23 "О репатриации моряков" (1926 г.);
Конвенция N 27 "Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах" (1929 г.);
Конвенция N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.);
Конвенция N 32 "О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов" (1932 г.);
Конвенция N 45 "О применении труда женщин на подземных работах в шахтах" (1935 г.);
Конвенция N 47 "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" (1935 г.);
Конвенция N 52 "О ежегодных оплачиваемых отпусках" (1936 г.);
Конвенция N 69 "О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации" (1946 г.);
Конвенция N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков" (1946 г.);
Конвенция N 77 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности" (1946 г.);
Конвенция N 78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" (1946 г.);
Конвенция N 79 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду" (1946 г.);
Конвенция N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.);
Протокол к Конвенции N 81 (1995 г.);
Конвенция N 87 "О свободе ассоциации и защите прав на организацию" (1948 г.);
Конвенция N 90 "Относительно ночного труда подростков в промышленности" (пересмотренная в 1948 г.);
Конвенция N 92 "О помещениях для экипажа на борту судов" (пересмотренная в 1949 году)";
Конвенция N 95 "Об охране заработной платы" (1949 г.);
Конвенция N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (1949 г.);
Конвенция N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.);
Конвенция N 103 "Об охране материнства" (1952 г.);
Конвенция N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.);
Конвенция N 106 "О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях" (1957 г.);
Конвенция N 108 "О национальном удостоверении личности моряков" (1958 г.);
Конвенция N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.);
Конвенция N 113 "О медицинском осмотре рыбаков" (1959 г.);
Конвенция N 115 "О защите трудящихся от ионизирующей радиации" (1960 г.);
Конвенция N 116 "О частичном пересмотре конвенций" (1961 г.);
Конвенция N 119 "О снабжении машин защитными приспособлениями" (1963 г.);
Конвенция N 120 "О гигиене в торговле и учреждениях" (1964 г.);
Конвенция N 122 "О политике в области занятости" (1964 г.);
Конвенция N 124 "О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках" (1965 г.);
Конвенция N 126 "О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов" (1966 г.);
Конвенция N 133 "О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения)" (1970 г.);
Конвенция N 134 "О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков" (1970 г.);
Конвенция N 137 "О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах" (1973 г.);
Конвенция N 138 "О минимальном возрасте" (1973 г.);
Конвенция N 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (1975 г.);
Конвенция N 147 "О минимальных нормах на торговых судах" (1976 г.);
Конвенция N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах" (1977 г.);
Конвенция N 149 "О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала" (1977 г.);
Конвенция N 150 "О регулировании вопросов труда" (1978 г.);
Конвенции N 152 "О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах" (1979 г.);
Конвенция N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.);
Конвенция N 155 "О безопасности и гигиене труда" (1981 г.);
Конвенция N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (1981 г.);
Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983 г.);
Конвенция N 160 "О статистике труда" (1985 г.);
Конвенция N 162 "Об охране труда при использовании асбеста" (1986 г.);
Конвенция N 163 "О социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту (1987 г.);
Конвенция N 179 "О найме и трудоустройстве моряков" (1996 г.);
Конвенция N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" (1999 г.);
Конвенция, пересматривающая Конвенцию 1958 г. N 185 "Об удостоверениях личности моряков".
Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы от 29.12.2010 <1> предусмотрена ратификация ряда Конвенций МОТ:
--------------------------------
<1> РГ. 2011. 11 янв.
Конвенции N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 г.);
Конвенции N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 г.);
Конвенции N 121 "О пособиях в случаях производственного травматизма" (1964 г.);
Конвенции N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (1969 г.);
Конвенции N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (1970 г.);
Конвенции N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках" (1974 г.);
Конвенции N 144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм" (1976 г.);
Конвенции N 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982 г.);
Конвенции N 160 "О статистике труда" (1985 г.) (принятие обязательств в отношении статей 11 - 15);
Конвенции N 161 "О службах гигиены труда" (1985 г.);
Конвенции N 173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" (1992 г.);
Конвенции N 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий" (1993 г.);
Конвенции N 175 "О работе на условиях неполного рабочего времени" (1994 г.);
Конвенции N 176 "О безопасности и гигиене труда на шахтах" (1995 г.);
Конвенции N 183 "Об охране материнства" (2000 г.);
Конвенции N 184 "О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве" (2001 г.);
Конвенции о труде в морском судоходстве (2006 г.);
Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнениях.
Другой комментарий к статье 10 ТК РФ
1. В комментируемой статье применительно к трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права, воспроизведено положение ч.4 ст.15 Конституции РФ.
В соответствии с п.1 постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации объединенных наций и ее специализированных учреждений.
Так, общепризнанные принципы и нормы международного трудового права содержатся в актах ООН, Совета Европы, МОТ, например, в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (1998 год).
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В абз.3 п.2 постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 года N 5 обращается внимание на то, что международные договоры могут называться по-разному - конвенции, пакты, соглашения.
В сфере труда наибольшим значением обладают конвенции и рекомендации МОТ. Из почти 190 принятых МОТ конвенций Россия ратифицировала только треть. Однако эти ратифицированные конвенции играют существенную роль при регулировании трудовых отношений.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет норм международного права над национальным законодательством.
Данная норма, прежде всего, обращена к судьям, которые при вынесении решений должны сопоставлять положения национального законодательства с нормами международного права (см. абз.2 п.9 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ).
Следует также отметить, что КС РФ, решая вопрос о соответствии отдельных положений трудового законодательства Конституции РФ, нередко обосновывает свое решение, в том числе, и обращением к нормам международного трудового права.
Так, признавая положение ч.4 ст.261 ТК РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми, КС РФ обосновывает свое решение положениями Конвенции МОТ N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (принята в г.Женеве 23 июня 1981 года на 67-й сессии Генеральной конференции МОТ), Европейской социальной хартией, Конвенцией о правах ребенка, другими актами, а также постановлением Европейского Суда по правам человека.
К слову, в связи со вступлением в 1996 году в Совет Европы для правовой системы Российской Федерации большое значение приобрела Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, позволившая российским гражданам обращаться в Европейский Суд по правам человека.