Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;
проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
участие в разработке и принятии коллективных договоров;
иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
реорганизации или ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Комментарий к статье 53 ТК РФ

В комментируемой статье определены лишь основные и наиболее распространенные формы участия работников в управлении организацией. Но могут быть и иные формы, которые предусматриваются учредительными документами, локальными нормативными актами, а также коллективными договорами организации.

В число основных форм участия работников в управлении организацией ТК включено также обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации (ч. 1 комментируемой статьи), что должно соответствовать более эффективному решению в организации не только производственных, но и социальных вопросов.

Интересы работников при реализации их права на участие в управлении организацией представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК).

Одним из важнейших условий успешного участия представителей работников, особенно в ходе ведения коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений, является их право получить от работодателя информацию по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, которая позволяет им, особенно в ходе коллективно-договорной кампании, сосредоточить внимание на выдвижении требований относительно условий труда и его оплаты, которые обеспечивают достойный образ жизни. В соответствии со ст. 51 ТК такая информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Информация может содержать как отчетные, так и прогнозные показатели, касающиеся, например, социально-экономического развития страны, субъекта РФ, отрасли (в первую очередь уровня и качества жизни, безработицы), финансового положения предприятия и его перспектив, данные о производимой продукции (цене и рынке ее сбыта) и т.д.

В ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи отдельно выделены вопросы, по которым представители работников имеют право и, следовательно, работодатели обязаны дать информацию. Это весьма важные и разнообразные вопросы, касающиеся внутренней жизни и деятельности организации, по которым представители работников имеют право вносить свои предложения в органы управления организацией и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. К ним относятся, например, вопросы реорганизации или ликвидации организаций; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, и др.

Среди основных форм участия работников в управлении организацией на первое место комментируемая статья ставит учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором.

Круг таких случаев достаточно широк. Так, учет мнения представительного органа необходим при:

- расторжении трудового договора по ч. 2 ст. 82 ТК;

- привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ст. 99 ТК;

- составлении графиков сменности (ст. 103 ТК);

- разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 105 ТК);

- привлечении к работам в праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 4 ст. 113 ТК;

- утверждении графика отпусков (ст. 123 ТК);

- введении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе о повышении оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ч. 2 ст. 135 ТК);

- утверждении формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК);

- установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст. 144 ТК);

- установлении конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК);

- установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст. 154 ТК);

- применении систем нормирования труда, определенных работодателем (ст. 159 ТК);

- принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК);

- введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180 ТК);

- утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК);

- определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК);

- утверждении инструкций по охране труда для работников (ст. 212 ТК);

- увеличении продолжительности вахты до трех месяцев (ст. 299 ТК);

- утверждении графика работы на вахте (ст. 301 ТК);

- увеличении продолжительности работы по совместительству медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности (ст. 350 ТК).

Применительно к перечисленным случаям употребляется различное наименование представительного органа. Это выборный орган первичной профсоюзной организации (см., например, ст. ст. 82, 99, 103, 105, 113 ТК и др.), в других случаях "с учетом представительного органа работников" (например, в ст. ст. 135, 159 ТК). Иногда такая формулировка дополняется словами "в порядке, установленном статьей 372 ТК для принятия локальных нормативных актов".

При практическом применении соответствующих норм важно обеспечить их точное соблюдение, опираясь на данную в законе формулировку.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя регулируется соответственно ст. ст. 372 и 373 ТК.

Нарушение установленной процедуры принятия локальных нормативных актов организации может привести к признанию их недействительными или отмене органами государственной инспекции труда или в судебном порядке.

В коллективных договорах и соглашениях может устанавливаться и иной порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, например, указывается на принятие соответствующих актов по согласованию с представительными органами работников (см. ст. 8 ТК).

Другой комментарий к статье 53 ТК РФ

1. В комментируемой статье закреплены формы участия работников в управлении организацией. Основными формами являются:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями. Учет мнения сложно выразить в какой-либо конкретной форме. Данная форма, по нашему мнению, носит абстрактный характер и юридически может выражаться только в виде принятия во внимание того или иного мнения представительного органа работников по конкретному вопросу;
- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия ЛНА - данная форма выражается в виде устных предложений и замечаний путем обмена между представительными органами работников и работодателя по вопросам о включении в ЛНА тех или иных положений;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, - данная форма может быть реализована путем направления работодателю запроса по тому или иному аспекту регулирования трудовых отношений;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию - эта форма, на наш взгляд, может быть выражена как в устном, так и в письменном виде путем высказывания предложений по улучшению условий труда либо направления таких предложений в письменной форме;
- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации. Под планами социально-экономического развития организации следует понимать совокупность перспектив развития организации с учетом, в свою очередь, развития экономики страны. Такое обсуждение также возможно как в устной, так и в письменной форме путем обмена мнениями и взглядами относительно тех или иных перспектив;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров. Порядок реализации данной формы установлен главой 7 ТК РФ;
- иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет право работников на получение от работодателя информации, касающейся условий труда, требований к работникам и перспектив развития организации. Эта информация касается следующих вопросов:
- реорганизация или ликвидация организации. Реорганизация юридического лица может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Основные положения о реорганизации юридического лица содержатся в ст.57 ГК РФ. Ликвидация юридического лица производится в соответствии с положениями ст.61 ГК РФ и влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам;
- введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
- подготовка и дополнительное профессиональное образование работников. Согласно ст.76 ФЗ "Об образовании в РФ" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Особенностям подготовки и дополнительного профессионального образования работников посвящен раздел 9 ТК РФ;
- другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет право представителей работников вносить по вопросам, указанным в ч.2 комментируемой статьи, предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Эти предложения с целью рассмотрения должны быть направлены, на наш взгляд, в письменной форме с одновременными предложениями по решению этих вопросов. Заседание по решению этих вопросов представляет собой организационное мероприятие, на котором рассматриваются представленные представителями работников предложения.

Указанные предложения выносятся на рассмотрение органов управления организацией, например, Совета директоров или Общего собрания.