В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей .
Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации .
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).
В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации .
Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд .
При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.
Комментарий к статье 412 ТК РФ
В ходе проведения забастовки участники коллективного трудового спора должны соблюдать ряд требований, установленных комментируемой статьей:
во-первых, объявление забастовки не освобождает стороны от обязанности продолжить переговоры уже в ходе осуществления забастовки;
во-вторых, в ч. 2 комментируемой статьи указывается на обязанность осуществления так называемых минимальных услуг участниками коллективного трудового спора, а также органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Осуществление минимальных услуг следует отличать от связанного с ним ограничения на проведение забастовок в жизненно важных службах (см. коммент. к ст. 413).
Перечень минимума необходимых услуг в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должен разрабатываться и утверждаться для каждой отрасли (подотрасли) экономики федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 901 <1> были утверждены Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах. В соответствии с этими Правилами, перечень минимума работ направляется федеральным органом исполнительной власти в отраслевые общероссийские профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти. Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным. При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5090.
Так, например, федеральные органы исполнительной власти приняли следующие нормативные правовые акты, регламентирующие минимум работ (услуг):
- Перечень минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 193 <1>;
--------------------------------
<1> БНА. 2003. N 37.
- Перечень минимума необходимых работ (услуг) в медицинской и биотехнологической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 28.05.2003 N 127;
- Перечни минимума необходимых работ (услуг) в нефтяной и газовой отраслях экономики, а также в нефтеперерабатывающей отрасли экономики и нефтепродуктообеспечении, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденные Приказом Минэнерго России от 09.07.2003 N 306 <1>;
--------------------------------
<1> БНА. 2003. N 49.
- Перечень минимума необходимых работ (услуг) в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утвержденный Приказом Минпромэнерго России от 27.03.2006 N 57 <1>.
--------------------------------
<1> БНА. 2006. N 20.
В каждом субъекте РФ разрабатываются и утверждаются региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), в которых конкретизируется содержание и определяется порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ на территории соответствующего субъекта.
Указанный минимум работ (услуг) должен быть согласован между работодателем (его представителем) и представительным органом работников в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки (представляется, что в законе речь идет о календарных днях). Если не удается достичь соглашения по данному вопросу, то этот минимум устанавливается решением органа исполнительной власти субъекта РФ. Это решение может быть обжаловано в суд.
Если ранее несоблюдение указанных в статье требований по поводу обеспечения минимума работ (услуг) давало основание для признания забастовки незаконной, то в соответствии с новой редакцией ч. 8 комментируемой статьи при необеспечении минимума необходимых работ забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и их представителями соответствующих требований <1>.
--------------------------------
<1> Приведенная новелла должна быть учтена при подготовке и принятии редакции Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2.
Другой комментарий к статье 412 ТК РФ
1. Проведение забастовки как крайней меры защиты трудовых прав работников налагает ряд особенностей на порядок их деятельности. Такие особенности трансформируются в специальные обязанности участников коллективного трудового спора, которые характерны исключительно для периода забастовки. Указанные обязанности могут быть общими - для любого участника спора, а также специальными - в отношении одного или нескольких участников, например, обязанности работодателя. Общей обязанностью участников спора является применение всех возможных и доступных средств для достижения согласия и урегулирования возникшего спора, в том числе и в рамках забастовки. Зачастую работодатели не придают должного значения забастовке, вследствие чего разногласия между участниками спора не могут быть устранены. Следует акцентировать внимание на том, что забастовка представляет собой не противостояние сторон, а попытку показать свое несогласие и одновременно готовность к переговорам и урегулированию конфликта.
Общей обязанностью является и обеспечение общественного порядка, причем она реализуется не только участниками трудового спора, но и иными уполномоченными лицами, в первую очередь, органами государственной власти и местного самоуправления. Попытка защиты своих прав работниками не может являться одновременно основанием для нарушения прав и законных интересов иных субъектов, причинения вреда их жизни, здоровью, ущерба имуществу и т.п.
2. Проведение забастовки не может нарушать нормальную работоспособность ряда организаций, перечень которых регламентирован законом, например, тепло-, энергоснабжающих и т.п. В связи с этим возникает необходимость разработки перечня минимума необходимых работ (услуг), которые подлежат выполнению даже в период забастовки в обычном режиме.
Такой перечень утверждается уполномоченным органом государственной власти в отдельных отраслях экономики: если речь идет об обеспечении здоровья населения, перечень утверждается Минздравом РФ, энергоснабжения - Министерством энергетики РФ и т.п. На основе отраслевых перечней разрабатываются региональные, а также федеральные перечни. Следует обратить внимание, что указанные перечни подлежат согласованию с профсоюзными органами и организациями соответствующего уровня. Первичный минимум утверждается в трехдневный срок с момента принятия решения о проведении забастовки, т.е. к моменту ее начала должны быть определены перечни видов деятельности, которые являются обязательными и не могут быть изменены применительно к участию конкретного работника в забастовке. В минимум не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями.
Например, приказом Минпромторга РФ от 28 июня 2011 года N 870 утвержден Перечень минимума необходимых работ (услуг) в судостроительной промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. Приказом Минкультуры РФ от 31 декабря 2008 года N 290 утвержден Перечень минимума необходимых работ (услуг) в подведомственных Министерству культуры Российской Федерации федеральных государственных учреждениях и федеральных государственных предприятиях в период проведения забастовок. Приказом Роскосмоса от 17 декабря 2007 года N 124 утвержден Перечень минимума необходимых работ в организациях, филиалах и представительствах ракетно-космической промышленности, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья, жизненно важных интересов общества и не может прекращаться в период проведения забастовок, и т.д.
Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах регламентирован Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года N 901.
Если определение минимального перечня работ и услуг невозможно, то такой перечень определяется органом исполнительной власти субъекта РФ, тем самым закон гарантирует сохранение основных направлений обеспечения жизнедеятельности населения независимо от воли и желания отдельных субъектов - участников коллективного трудового спора, в том числе и работников, осуществляющих соответствующие трудовые функции.
В то же время закон предусматривает и возможность обжалования решения органа исполнительной власти субъекта РФ в судебном порядке. Такой иск может быть подан участниками коллективного спора в случае их несогласия с видами работ (услуг), внесенными в перечень. При этом следует учитывать, что в соответствии с нормами ГПК РФ каждая из сторон обязана доказывать в судебном процессе свои доводы, обосновывать свою позицию, т.е. истец должен доказать, что тот или иной вид деятельности не является необходимым для жизнеобеспечения и решения иных значимых задач. Определенные санкции могут быть применены судом и к участникам коллективного трудового спора в случае необеспечения указанного минимума, что влечет за собой нарушения прав и законных интересов иных лиц. Однако, предусматривая указанную возможность, закон не конкретизирует ее, например, не устанавливает круг субъектов, которым в данном случае предоставлено право обращения в суд и т.п. Поскольку право формирования перечня предоставлено органу государственной власти, то даже в случае неисполнения такой обязанности участниками коллективного трудового спора государственный орган обязан сформировать перечень и обеспечить защиту и охрану прав и законных интересов иных лиц.