Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.
Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.
Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.
Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.
В решении об объявлении забастовки указываются:
перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;
наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 410 ТК РФ
На основании ч. 1 ст. 410 ТК решение об объявлении забастовки принимается двумя способами:
1) непосредственно работниками на своем общем собрании (конференции). Предложение о проведении забастовки выносится на собрание (конференцию) представительным органом работников, ранее уполномоченным на участие в коллективном трудовом споре. В таком виде осуществляется принятие решения о проведении забастовки на уровне организации и ее обособленного структурного подразделения. Правом объявления забастовки обладают также работники филиалов и представительств организации;
2) профсоюзом, представляющим работников. Такое объявление требует последующего одобрения общим собранием (конференцией) работников, однако не нуждается в проведении примирительных процедур.
Таким образом, коллективный трудовой спор (примирительные процедуры) может быть начат непосредственно профсоюзом, а уже объявление забастовки является прерогативой общего собрания (конференции) работников.
Новая редакция ч. 3 комментируемой статьи устанавливает более высокие требования к численности работников, присутствующих на общем собрании: теперь необходимо более половины, а не как было установлено ранее "не менее половины" от общего числа работников. Получается, что общее собрание легитимно, если на нем присутствует 50% плюс 1 человек от общего числа работников.
Если коллективный трудовой спор происходит на уровне подписания социально-партнерского соглашения, решение о проведении забастовки сначала принимается профсоюзом (или их объединением), однако затем подлежит утверждению в том же порядке, что и забастовка, на уровне организации или структурного подразделения - в каждой бастующей организации или обособленном структурном подразделении.
Форма организации работников для принятия решения о проведении забастовки (собрание либо конференция) определяется представителем работников в коллективном трудовом споре (см. коммент. к ст. 399).
ТК предусматривает возможность проведения двух видов забастовок:
1) забастовки, проводимой по единым общим правилам (основная забастовка);
2) предупредительной часовой забастовки, проводимой по специально для нее предусмотренным правилам.
Особенность ее состоит в том, что такая забастовка может быть однократно объявлена в период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией после трех календарных дней ее работы, если речь идет о локальном уровне, и после четырех дней - на иных уровнях социального партнерства. При этом на работников возлагается обязанность предупредить в письменной форме работодателя о предстоящей забастовке не позднее чем за два рабочих дня в первом случае, и за три - во втором.
Кроме того, к такой забастовке применяется правило о выполнении минимума необходимых работ (услуг) (см. коммент. к ст. 412).
Часть 8 ранее содержала общее правило о предупреждении работодателя о начале основной забастовки не позднее чем за 10 календарных дней, теперь в соответствии с новой редакцией комментируемой статьи срок предупреждения варьируется в зависимости от уровня социального партнерства: на локальном уровне работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней, а если забастовка объявляется профессиональным союзом (объединением профсоюзов), то объединение работодателей (иной представитель работодателей) должно быть предупреждено не позднее, чем за семь рабочих дней.
Работодатель традиционно должен предоставить помещение для собрания (конференции) работников для принятия решения о проведении забастовки и не имеет права препятствовать проведению такого собрания (конференции).
В ч. 9 комментируемой статьи определяется минимальный перечень вопросов и реквизитов, которые должны найти отражение в решении об объявлении забастовки. В соответствии с новой редакцией этой части статьи в решении об объявлении забастовки теперь не нужно указывать ее предполагаемую продолжительность. Данное нововведение стоит оценить положительно, так как изначально сторона, объявляющая забастовку, вряд ли знает, как будут развиваться события.
Важной новацией в ТК является указание на недопустимость начала забастовки позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее объявлении. Эта норма принята для ограничения злоупотребления правом на забастовку. В том случае, если забастовка не была объявлена в указанный срок, коллективный трудовой спор должен снова разрешаться с помощью примирительных процедур.
После получения предупреждения о предстоящей забастовке работодатель обязан уведомить о ней государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
Другой комментарий к статье 410 ТК РФ
1. Юридическим основанием забастовки является решение ее организаторов, причем принятие такого решения закон относит к компетенции исключительно общего собрания или конференции работников данного работодателя (работодателей) либо профсоюзной организации.
Таким образом, принятие указанного решения предполагает два основных этапа: выражение инициативы профсоюзной организацией на проведение работниками забастовки и утверждение решения о ее проведении общим собранием (конференцией) работников. Принятие решения о проведении забастовки исключает необходимость проведения примирительных процедур. При принятии указанного решения должны быть соблюдены общие требования легитимности органа, принимающего решение. В качестве общего требования закон предусматривает численность присутствующих на собрании (конференции) членов трудового коллектива, при этом следует обратить внимание, что с учетом норм представительства в той или иной форме достаточным является простое или квалифицированное большинство работников.
Собрание охватывает весь контингент работников, в связи с чем для его проведения достаточным является простое большинство работников, присутствующих на данном мероприятии. Простое большинство в данном случае определяется по общим правилам - 50% общей численности работников данного работодателя плюс один работник.
Конференция представляет собой объединение избранных трудовым коллективом делегатов, в связи с чем нормы представительства в значительной степени изменяются, а соответственно повышаются и требования к ее кворуму - необходимым является квалифицированное большинство, т.е. не менее двух третей избранного числа делегатов. В случае несоблюдения установленного кворума принятое решение о проведении забастовки является незаконным и препятствует проведению забастовки.
Понятие кворума в отношении общего собрания трудового коллектива или конференции работников имеет двойственное значение: он предполагает не только фактическое присутствие работников, но и участие их в процессе принятия решения. В связи с этим соблюдение установленных требований к численности собрания или конференции не может быть достаточным для признания решения легитимным. Оно приобретает статус принятого только в случае, если за его принятие проголосовало необходимое количество участников. В данном случае закон не разграничивает понятие большинства голосов, признавая достаточным простое большинство голосов, т.е. 50% присутствующих плюс один голос.
2. При принятии трудовым коллективом решения о проведении забастовки работодатель не только не вправе создавать работникам препятствия, но и обязан оказывать всестороннее содействие, в том числе предоставлять им оборудованное помещение для проведения общего собрания или конференции, необходимую оргтехнику и иные объекты. Перечень таких объектов должен быть обоснованным и необходимым для достижения целей и задач, а также решения вопросов, стоящих перед трудовым коллективом. Реализация указанных обязанностей работодателя предполагает необходимость его уведомления о деятельности трудового коллектива по проведению общего собрания или конференции.
Одновременно закон предусматривает необходимость уведомления и о принятии решения о проведении забастовки, а соответственно, и о ее начале. По общему правилу такое уведомление должно быть направлено в письменной форме, что представляет собой ряд дополнительных гарантий для работников, определяющих законность их деятельности. Рассматриваемое уведомление должно быть направлено работодателю в максимально короткий срок - не позднее 5 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. Одновременно о проведении забастовки должны быть уведомлены и иные лица, которые могут быть привлечены к урегулированию коллективного трудового спора, в первую очередь, профсоюзные организации, но для них срок уведомления составляет семь рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Факт уведомления работодателя о проведении забастовки свидетельствует о необходимости его взаимодействия с уполномоченным органом государственной власти в части представления сведений о применении указанной формы защиты работниками. Таким образом, взаимодействие с органами власти в данном случае возлагается не на работников, а на работодателя.
3. Специальной формой защиты прав работников закон признает предварительную забастовку. К числу ее особенностей можно отнести:
- период проведения - в ходе работы примирительной комиссии;
- продолжительность - не более одного часа;
- периодичность - не более одного раза;
- сроки - в зависимости от уровня коллективного трудового спора в течение 2-4 дней с момента начала работы примирительной комиссии;
- сохранение минимума необходимых работ (услуг) в течение всего периода проведения предварительной забастовки - обязанность органа, возглавляющего забастовку.
4. Немаловажное значение имеет и содержание решения о проведении забастовки, поскольку оно должно отражать совокупность необходимой информации. Перечень обязательных сведений установлен комментируемой статьей и является императивным требованием закона. Одновременно соблюдение указанных требований свидетельствует о формировании надлежащего уведомления и предоставлении всем заинтересованным субъектам необходимого объема информации. Наряду с общими сведениями о дате, времени и месте принятия решения, уведомление должно отражать и сущность конфликта - совокупность разногласий, а также сведения о предполагаемом периоде проведения забастовки.
Следует отметить, что несоблюдение при проведении забастовки требований, предусмотренных комментируемой статьей, может послужить основанием для признания ее незаконной. Например, определением ВС РФ от 20 апреля 2007 года N 33-Г07-10 установлено, что заявление о признании незаконной забастовки удовлетворено правомерно, так как в соответствии со ст.413 ТК РФ при наличии коллективного трудового спора забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.