Статья 367. Федеральный государственный энергетический надзор

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного энергетического надзора .

Часть утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Комментарий к статье 367 ТК РФ

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 и согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного энергетического надзора (кроме бытовых установок и сетей), является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Ростехнадзор осуществляет надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике).

Надзорная деятельность Ростехнадзора регулируется Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Полномочия по принятию соответствующих нормативных правовых актов в данной сфере деятельности находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ (п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (в ред. от 29.08.2011) <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2581; N 42. Ст. 4825; N 46. Ст. 5337; 2009. N 3. Ст. 378; N 6. Ст. 738; N 33. Ст. 4088; N 34. Ст. 4192; N 49 (ч. 2). Ст. 5976; 2010. N 5. Ст. 538; N 10. Ст. 1094; N 14. Ст. 1656; N 26. Ст. 3350; N 31. Ст. 4251, ст. 4268; N 38. Ст. 4835; 2011. N 6. Ст. 888; N 14. Ст. 1935; N 36. Ст. 5149.

Государственный надзор за соблюдением требований к безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии осуществляется согласно Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 06.12.2011) <1>, применяющемуся в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также Федерального закона "О техническом регулировании".

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 37; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5427; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 52 (ч. 1). Ст. 6236; 2009. N 48. Ст. 5711; 2010. N 11. Ст. 1175; N 31. Ст. 4156, ст. 4157, ст. 4158, ст. 4160; 2011. N 1. Ст. 13; N 11. Ст. 1502; N 23. Ст. 3263; N 30 (ч. 1). Ст. 4590, ст. 4596; РГ. 2011. 9 дек.

Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения страны. Целями технического регулирования надзора за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

В состав мер по надзору в электроэнергетике входит принятие технических регламентов, а также осуществление надзора по следующим вопросам:

- техническая и технологическая безопасность в электроэнергетике;

- качество электрической и тепловой энергии;

- устройство электрических и тепловых установок;

- деятельность, связанная с эксплуатацией электрического и теплового оборудования;

- деятельность, связанная с эксплуатацией электрических и тепловых сетей;

- обеспечение ядерной и радиационной безопасности в сфере атомной энергетики.

Одной из основных задач государственного регулирования и надзора в электроэнергетике является обеспечение надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

В рамках осуществления своих полномочий Ростехнадзор вправе:

- направлять юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания о совершении действий, предусмотренных законодательством РФ об электроэнергетике, о прекращении нарушений законодательства РФ об электроэнергетике, в том числе об устранении их последствий;

- направлять в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства РФ об электроэнергетике;

- запрашивать у субъектов электроэнергетики информацию о возникновении аварий, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и оборудования, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде и имуществу граждан и юридических лиц;

- применять меры ответственности за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике и осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях;

- обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением законодательства РФ об электроэнергетике.

Другой комментарий к статье 367 ТК РФ

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, реализуется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (Ростехнадзором).

Более подробно понятие федерального государственного энергетического надзора раскрывается в ст.29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которой под федеральным государственным энергетическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

Однако в рамках трудового законодательства государственному надзору подлежит проведение мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.

Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 года N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре" утверждено Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора.

В частности, данным Положением установлено, что государственный надзор осуществляется при:
- вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики;
- осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
- строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, не являющихся объектами капитального строительства.

Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики обязательных требований, в том числе:
- наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- соблюдение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций нормативов запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива;
- соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
- соблюдение установленного порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт;
- соблюдение субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также наличие аттестации у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
- выполнение субъектами электроэнергетики иных обязательных требований.

Основной целью комментируемой статьи является разграничение компетенции отдельных органов государственной власти применительно к реализации отдельных полномочий. Закон одновременно исключает энергетический контроль из компетенции Роструда и относит его к ведению Ростехнадзора.