Статья 363. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда

Лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами .

Комментарий к статье 363 ТК РФ

В соответствии со ст. 19.5 КоАП предусматривается административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Согласно ст. 19.4 КоАП предусматривается административная ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 2000 до 4000 руб.

Непредставление государственным инспекторам труда сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления ими их законной деятельности, или несвоевременное представление таких сведений, а также представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет в соответствии со ст. 19.7 КоАП предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб., на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.

Другой комментарий к статье 363 ТК РФ

Предписания комментируемой статьи призваны установить специальный вид правонарушения, влекущий ответственность за нарушение норм трудового законодательства, - воспрепятствование законной деятельности государственных инспекторов труда. Для установления возможности привлечения к ответственности за совершение конкретного правонарушения необходимо определить его состав, включающий в себя четыре основных элемента: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

Объект правонарушения представляет собой совокупность общественных отношений, на которые посягает нарушитель. Применительно к рассматриваемым правовым предписаниям объектом выступают отношения по осуществлению государственным инспектором труда своих должностных обязанностей, в том числе по осуществлению контроля и надзора за соблюдением норм трудового законодательства. Перечень действий, воспрепятствование которым влечет применение мер ответственности, определяется Положением о Федеральной службе по труду и занятости РФ в качестве ее полномочий, а также нормами ТК РФ в части детализации полномочий государственных инспекторов труда.

Объективная сторона правонарушения охватывает собой три основных элемента: деяние, последствия и причинную связь между ними. Деяние может быть реализовано как в форме действия, так и бездействия. В форме действия рассматриваемое правонарушение может быть совершено управомоченным субъектом, например, в случае сокрытия фактов совершенных правонарушений, сокрытия и уничтожения документов, необходимых для проведения проверки и т.п. Наиболее распространенной формой воспрепятствования является бездействие, которое может выражаться в непредставлении истребуемой документации и образцов материалов, неявке по вызову государственного инспектора и т.п.

Основным последствием воспрепятствования является невозможность осуществления деятельности государственным инспектором труда, в том числе реализации контрольно-надзорных мероприятий. В качестве дополнительных последствий могут выступать нарушения трудовых прав работников.

Причинная связь должна указывать на то, что указанные последствия возникли и продолжают реализовываться вследствие совершения деяния, а не по каким-либо иным причинам и обстоятельствам.

Субъектом данного правонарушения всегда будет выступать физическое лицо, достигшее возраста применения мер соответствующего вида ответственности: 16 лет - для административной и уголовной, 18 лет - для гражданско-правовой. Причем такое лицо должно быть дееспособным, т.е. должно руководить своими действиями и осознавать их значение. Анализ объективной стороны правонарушения свидетельствует о том, что юридическое лицо ее выполнить не может. Предусмотренные объективной стороной действия (бездействие) могут быть совершены исключительно физическим лицом, которое, к тому же, может быть и должностным лицом, например, руководителем предприятия-работодателя.

Субъективная сторона правонарушения отражает психическое отношение лица, совершившего деяние к самому деянию. По общему правилу, субъективная сторона может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Анализ объективной стороны данного правонарушения свидетельствует о возможности его совершения исключительно с умышленной формой вины. Так, представляется достаточно затруднительным по неосторожности уничтожить необходимые документы или не представить их государственному инспектору, а также совершить иные действия либо отказаться от совершения обязательных действий. Умысел может быть как прямым, так и косвенным.

Прямой умысел - это такое психическое отношение к действию и его последствиям, при котором лицо сознавало общественно опасный характер своего действия (или бездеятельности), предусматривало его общественно опасные последствия и желало их наступления. Косвенный умысел - это такой умысел, при котором лицо сознавало общественно опасный характер своего действия (или бездеятельности), предусматривало его общественно опасные последствия и, хотя не желало, но сознательно допускало их наступление. Рассматриваемое правонарушение может быть совершено и с прямым умыслом, и с косвенным.

Составы правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, содержатся в КоАП РФ, в том числе:
- ст.17.7 "Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении";
- ст.19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль";
- ст.19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль";
- ст.19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения";
- ст.19.7 "Непредставление сведений (информации)".

Кроме того, за совершение ряда указанных в комментируемой статье действий может наступить и уголовная ответственность. Например, ст. 318 УК РФ предусмотрена ответственность за применение насилия в отношении представителя власти. Согласно ст.319 УК РФ публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.