Статья 361. Обжалование решений государственных инспекторов труда

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд .

Комментарий к статье 361 ТК РФ

Право на обжалование в общем виде закреплено в Конституции РФ (например, в ст. 46) и во многих международных договорах РФ, в частности в Конвенции МОТ N 81, где согласно ст. 13 предусмотрено право обжалования в административные или судебные органы решений государственных инспекторов труда.

Если лицо привлекается к административной ответственности государственным инспектором труда, оно может обжаловать постановление по делу об административных правонарушениях в порядке, установленном российским процессуальным законодательством. Например, согласно ст. 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Такое обжалование производится в соответствии с требованиями Арбитражного Процессуального Кодекса.

Жалоба на действия государственного инспектора, поданная в административном порядке, должна быть рассмотрена в течение месячного срока со дня ее поступления с вынесением по ней обоснованного решения. При необходимости дополнительной проверки срок рассмотрения может быть продлен до двух месяцев. В случае когда дополнительной проверки не требуется, жалоба должна быть рассмотрена не позднее 15 дней.

Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут обжаловать соответствующее постановление либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела.

Решения главного государственного инспектора труда РФ обжалуются только в судебном порядке.

На государственных инспекторах труда лежит обязанность доказывать законность своих действий при их обжаловании руководителями или иными должностными лицами организаций (ст. 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (см. коммент. к ст. 358)).

Другой комментарий к статье 361 ТК РФ

1. Работодателю, который выразил свое несогласие с результатами проведенной государственным инспектором труда проверки, закон предоставляет право обжалования принятых уполномоченным должностным лицом решений. Следует акцентировать внимание на том, что предметом такого обжалования выступают не результаты проведенной проверки, а принятые государственным инспектором решения, затрагивающие права и законные интересы соответствующего субъекта.

Обжалование указанных решений может быть осуществлено в административном или судебном порядке. Традиционно административный порядок является первичным по отношению к судебному. Нормы ТК РФ не являются исключением из общего правила, поскольку он прямо предусматривает возможность судебного обжалования решения главного государственного инспектора труда РФ, вынесенного по жалобе в административном порядке.

Обжалование решений государственного инспектора в административном порядке предполагает направление жалобы вышестоящему в порядке административной подчиненности руководителю. Учитывая принцип независимости государственных инспекторов, вышестоящим руководителем для них является главный государственный инспектор труда РФ, т.е. руководитель Роструда или его территориального органа. Общий принцип административного обжалования позволяет обжаловать решение государственного инспектора труда поэтапно руководителю государственной инспекции труда и его заместителям, руководителю (заместителю руководителя) государственной инспекции труда в субъекте РФ, главному государственному инспектору труда РФ и его заместителям.

Компетентный государственный орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы принимают меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дают письменный ответ по существу поставленных вопросов. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. Судебное обжалование представляет собой реализацию судебной формы защиты прав граждан и организаций. Следует заметить, что предметом судебного разбирательства могут быть решения государственного инспектора труда, вынесенные им в ходе проведения надзорных мероприятий, а также решение главного государственного инспектора труда РФ, вынесенное им по жалобе.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод решением государственного инспектора труда. Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, должностному лицу, государственному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Суду и заявителю должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Следует также заметить, что указанное решение суда может быть обжаловано в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

В качестве примера судебного обжалования предписания государственного инспектора труда можно привести апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2015 года по делу N 33-417. Согласно обстоятельствам дела уполномоченным органом было проведено расследование несчастного случая, по результатам которого вынесено заключение о квалификации несчастного случая как связанного с производством и выдано предписание о составлении и утверждении в срок акта о несчастном случае на производстве. Требование об отмене заключения и предписания уполномоченного органа судом удовлетворено, поскольку наличие трудовых отношений между работником и работодателем само по себе не может иметь определяющего значения при квалификации несчастного случая и определять его связь с производством.