Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами .
Комментарий к статье 351 ТК РФ
Статья 351 ТК определяет особенности регулирования труда творческих работников. К ним комментируемой статьей отнесены работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.
Комментируемая статья, предусматривающая особенности правового регулирования трудовых отношений указанных работников, впервые включена в ТК, в отличие от КЗоТ, в котором подобной нормы не было. Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в статью дополнительно были включены работники теле- и видеосъемочных коллективов, а также указан такой вид деятельности, как экспонирование произведений.
Следует иметь в виду, что Рекомендация ЮНЕСКО под "творческим работником" понимает любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства, участвуя таким образом в их воссоздании, которое считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, которое таким образом способствует развитию искусства и культуры и которое признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было трудовыми отношениями и является оно или нет членом какой-либо ассоциации <1>. Данному понятию в основном соответствует закрепленное в российском законодательстве понятие "творческий работник". В ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 N 3612-1 (ред. от 08.05.2010) <2> определено, что творческим работником является физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
--------------------------------
<1> Рекомендация ЮНЕСКО "О положении творческих работников" (Белград, 27 октября 1980 г.).
<2> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3172; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; N 45. Ст. 4627; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6411; 2010. N 19. Ст. 2291.
Названной Рекомендацией ЮНЕСКО также выявлены особые признаки, характеризующие труд творческих работников и значение их труда. В Рекомендации указано, что творческий работник играет важную роль в жизни и эволюции общества и должен иметь возможность содействовать его развитию и выполнять, как все другие граждане, свои обязанности, сохраняя свое творческое вдохновение и свободу выражения.
В России деятельность творческих работников, особенности правового регулирования их труда закреплены в ТК, определены и особые признаки, отличающие их труд от других видов деятельности. К ним отнесены работники, для которых:
- такая работа является основным видом деятельности;
- трудовая функция носит творческий характер, возможность проявить себя неординарно в результатах своего труда (заниматься креативом);
- условия труда отличаются от нормальных <1>.
--------------------------------
<1> Лагкуева И.В. Особенности регулирования труда творческих работников театров: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009.
Труд творческих работников имеет свои особенности, и если они не урегулированы специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то должны регламентироваться общими нормами трудового законодательства.
Комментируемая статья определяет круг работников, виды работ в соответствующих организациях и иные вопросы, которые в отношении указанных в ней творческих работников регулируются с учетом особенностей, условий и характера их труда (в сравнении с общими нормами трудового законодательства).
К их числу прежде всего относятся особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха, а также оплаты труда указанных работников. Хотя это далеко не исчерпывающий перечень вопросов.
Статья 351 ТК носит отсылочный характер, поэтому продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников рассматриваемой категории (ст. 94 ТК), порядок работы в ночное время (ст. 96 ТК) могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом и трудовым договором в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 утвержден Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации <1>. В этот Перечень входят, например: артист балета, главный режиссер, дирижер, звукооператор, музыкальный руководитель, режиссер-постановщик, репетитор по вокалу и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2356.
Указанный Перечень также учитывается и при привлечении творческих работников к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК), для оплаты их работы в эти дни (ст. 153 ТК), при оплате времени простоя (ст. 157 ТК) и в некоторых других случаях.
Отметим, что все статьи, посвященные регулированию труда творческих работников, исключая ст. 351, как и принятые в их развитие соответствующие положения коллективных договоров, локальных нормативных актов, трудовых договоров, распространяют свое действие только на тех творческих работников, чьи работы, профессии, должности закреплены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252. Это означает, что творческие работники, в нем не названные, лишаются права на учет специфики их труда, независимо от существа выполняемых ими обязанностей.
Трудовой договор является основанием возникновения трудовых правоотношений творческих работников с работодателями (организациями), приведенными в комментируемой статье.
В ряде случаев трудовые отношения на основании трудового договора возникают в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности творческого работника в академических театрах, академических ансамблях, организациях телевидения и др. Нормативно-правовой основой указанного акта служит Положение о порядке формирования творческих составов театров, концертных организаций и художественных коллективов, утвержденное Приказом Минкультуры СССР от 10.03.1986 N 95 "О введении нового порядка формирования творческих составов театров, концертных организаций и художественных коллективов" и действующее в Российской Федерации согласно ст. 423 ТК.
В трудовом договоре сторонами определяются его условия согласно ст. 57 ТК. Наряду с этим трудовой договор определяет условия осуществления трудовой деятельности работника и обязывает работодателя обеспечить работнику возможность выполнения обусловленной трудовой функции. В трудовом договоре с творческими работниками, как правило, с учетом специфики и психофизиологической насыщенности их труда, могут предусматриваться особые условия режима рабочего времени и отдыха, оплаты труда и некоторые другие.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 59 ТК с творческими работниками заключается преимущественно срочный трудовой договор.
Одной из особенностей правового регулирования труда творческих работников является то, что в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства допускается заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет (ст. 63 ТК). Такое снижение возраста трудовой праводееспособности связано с тем, что в перечисленных творческих организациях возникает необходимость участия лиц в возрасте до 14 лет в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Труд указанных лиц может использоваться при соблюдении условий, исключающих ущерб их здоровью и нравственному развитию. При этом обязательно соблюдение всех норм, особенностей регулирования и охраны труда несовершеннолетних (см. ст. ст. 265 - 271 ТК).
Имеется целый ряд специальных актов, определяющих особенности оплаты труда творческих работников, в том числе Постановление Минтруда России от 04.10.2000 N 67 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний" <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень Минтруда России. 2000. N 11.
К специальным нормативным актам, регулирующим формы оплаты труда, материального поощрения, размеры должностных окладов, доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера работников театра, также относится Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 N 329 (в ред. от 23.12.2002) <1> (см. разд. IV этого Положения).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1615; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225.
В число стимулирующих выплат творческим работникам включаются различного рода премии, государственные стипендии и другие выплаты.
Указом Президента РФ от 21.06.2004 N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" (в ред. от 19.07.2010) <1> в целях совершенствования системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 млн. руб. каждая. В соответствии с Положением о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой культуры, выразившийся в создании особо значимых литературных произведений и творческих работ ежегодно присуждаются Государственные премии РФ в области литературы и искусства.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2649; N 36. Ст. 3655; 2005. N 37. Ст. 3741; 2006. N 47. Ст. 4867; 2007. N 8. Ст. 977; 2010. N 30. Ст. 4069.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.1993 N 153 "О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников" <1> предусмотрены особенности исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников. Так, в п. 1 этого Постановления установлено, что при исчислении среднего заработка творческих работников редакций газет, журналов, издательств, радио, телевидения и других средств массовой информации, а также предприятий, учреждений и организаций, в оплату труда которых включается авторский гонорар или оплата труда которых осуществляется по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения, для оплаты отпуска, командировок и в других случаях авторское (постановочное) вознаграждение учитывается полностью вместе со всеми видами заработной платы, которые в установленном порядке включаются в сумму среднего заработка.
--------------------------------
<1> САПП РФ. 1993. N 9. Ст. 746.
Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам творческим работникам исчисляются из фактического заработка с учетом авторского (постановочного) вознаграждения. При этом исчисление пособия по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, производится из фактического заработка с учетом авторского (постановочного) вознаграждения в сумме, не превышающей двойного должностного (месячного) оклада работника. В сумму среднего заработка включается авторское (постановочное) вознаграждение, выплачиваемое на данном предприятии, в организации или учреждении, с начислением взносов на социальное страхование, подлежащее налогообложению в установленном порядке.
В целях повышения профессионального мастерства и уровня квалификации творческих работников театров и концертных организаций Российской Федерации организуются стажировки указанных лиц. Приказом Минкультуры России от 13.03.2000 N 163 "О возобновлении стажировки творческих работников театров и концертных организаций Российской Федерации" утверждено Положение о стажировке творческих работников театров и концертных организаций Российской Федерации. В данном Положении определены условия и порядок ее проведения (установлены требования к лицам, направляемым на стажировку, порядок приема на стажировку, выплаты стажерам стипендии, компенсационных выплат по оплате проезда стажера, оплаты жилья стажеров, принятия решения о результатах стажировки и др.). Во время прохождения стажировки стажерам выплачивается стипендия за счет средств Минкультуры России в размере окладов, установленных им на последнем месте работы, с учетом последующих индексаций, но не ниже минимального разряда режиссера-постановщика.
В случае простоя, если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с указанным выше Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (см. ст. 157 ТК).
Другой комментарий к статье 351 ТК РФ
1. Творческими работниками в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" признаются физические лица, которые создают или интерпретируют культурные ценности, считают собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признаны или требуют признания в качестве творческого работника, независимо от того, связаны они или нет трудовыми соглашениями и являются или нет членами какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
Нормы комментируемой статьи конкретизируют общее понятие творческого работника, включая в данную категорию лиц, реализующих свою трудовую деятельность в следующих организациях:
- средствах массовой информации;
- кинематографии;
- теле- и видеосъемочных коллективах;
- театрах, театральных и концертных организациях;
- цирках.
К числу творческих работников могут быть отнесены и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.
2. Констатируя возможность установления таким работникам ненормированного рабочего дня, в том числе и продолжения работы за пределами нормальной продолжительности, ТК РФ между тем формирует лишь отсылочную норму к иным предписаниям закона. Следует обратить внимание, что норма комментируемой статьи характеризуется двойной "отсылочностью": так, закон прямо отсылает при определении продолжительности рабочего времени к положениям ст.252 ТК РФ, а та, в свою очередь, указывает на отнесение данных вопросов к компетенции трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров, соглашений, ЛНА. Дублируя общие предписания, наряду с отсылочным положением, предписания комментируемой статьи прямо указывают на определение особенностей трудовой деятельности творческих работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, ЛНА, а в отдельных случаях также трудовыми договорами.
В частности, в настоящее время указанные условия труда творческих работников на федеральном уровне регламентированы приказом Министерства культуры РФ от 28 августа 2008 года N 64 "Об утверждении Примерных положений по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства, образования, науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации", постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 года N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" и иными нормативными актами, в том числе изданными самими учреждениями культуры, в которых данные работники осуществляют свою трудовую деятельность.
Письмом Минкультуры России от 13 февраля 2013 года N 988-01-39/04-НМ предложено коренным образом пересмотреть действующие в отношении творческих работников нормативные акты, в том числе и советского периода. В частности, Минкультуры России предложено в целях обеспечения развития кадрового потенциала работников учреждений культуры ежегодно осуществлять обучение не менее 15% работников учреждений культуры с целью увеличения притока высококвалифицированных кадров в учреждения культуры, а также предусмотреть мероприятия по повышению квалификации и переподготовке работников учреждений культуры с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям. Таким образом, сферу культурных учреждения Российской Федерации ждут качественные перемены, проведение которых назначено уполномоченным органом на 2013-2018 годы. В первую очередь, речь идет об изменении кадровой позиции, формировании современных квалификационных требований к творческим работникам, которые будут оказывать непосредственное влияние на уровень их заработной платы.