В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Комментарий к статье 35.1 ТК РФ
Органами социального партнерства согласно комментируемой статье выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые образуются по решению сторон, на равноправной основе и осуществляют свою деятельность на всех уровнях, начиная с федерального и завершая локальным уровнем.
Многоуровневая организационно-правовая структура органов социального партнерства обеспечивает единообразие и необходимую субординацию в деятельности всех органов социального партнерства, участвующих в регулировании социально-трудовых отношений.
В комментируемой статье намечены меры по повышению роли федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению условий для активного участия комиссий в регулировании социально-трудовых отношений на всех уровнях их деятельности.
Меры, предусмотренные в комментируемой статье, обеспечивают существенное повышение роли указанных компетентных органов в обеспечении согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и тем самым оказывают значительное влияние на формирование и реализацию государственной политики в сфере труда.
Другой комментарий к статье 35.1 ТК РФ
Комментируемая статья посвящена вопросам участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении:
- проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
- программ социально-экономического развития;
- других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В случаях, когда указанные комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают участие в данной работе соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Такое участие обеспечивается в порядке, установленном:
- ТК РФ;
- федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- соглашениями.
Например, постановлением Правительства Ульяновской области от 3 июля 2008 года N 300-П утвержден Порядок обеспечения условий для участия областной трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в подготовке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере труда, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.
Решения соответствующих комиссий или мнения их сторон по направленным им проектам нормативных актов подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими указанные акты.