Статья 275. Заключение трудового договора с руководителем организации

В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон .
Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое) .

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:
лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения - в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Комментарий к статье 275 ТК РФ

Часть 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер к ч. 2 ст. 59 ТК, в которой говорится, что по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями, заместителями руководителя и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Несмотря на то что указанная норма носит неимперативный характер, большая часть работодателей заключает с руководителем организации срочный трудовой договор. В ряде случаев необходимость заключения срочного трудового договора прямо предусмотрена в законе (например, с проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор (см. ст. 332 ТК)).

Срок трудового договора может определяться и уставом организации (хозяйственного общества и т.п.).

Трудовой договор занимает центральное место среди оснований возникновения трудового правоотношения. Это юридический акт, который порождает большинство трудовых правоотношений.

Однако в некоторых случаях трудового договора бывает недостаточно, и трудовые правоотношения возникают при наличии трудового договора и других юридических актов. Это обусловлено спецификой, характером труда и особой ответственностью отдельных категорий или профессиональных групп работников, к уровню специальности и квалификации которых предъявляются повышенные требования и устанавливается соответствующий порядок возникновения трудовых правоотношений. В одних случаях предусмотрена специальная процедура отбора претендентов на должность (конкурс), в других - кандидат выдвигается на должность тем или иным коллективом людей, а затем в соответствии с принятым Положением избирается (выборы) либо назначается (утверждается) на должность соответствующим коллегиальным органом или органом управления. Трудовым законодательством также предусматривается направление на работу в счет установленной квоты (инвалиды), и, наконец, это может быть решение суда, обязывающее заключить трудовой договор. Все указанные акты закреплены в ст. 16 ТК и, соответственно, раскрываются в ст. ст. 17 - 19 ТК. Эти акты могут порождать трудовые правоотношения лишь в совокупности с трудовым договором, заключенным в результате выборов, конкурса, назначения (утверждения в должности), направления на работу в счет установленной квоты. ТК выделяет фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя, свидетельствующее о наличии трудового договора, который надлежащим образом не оформлен в письменной форме. Каждый из указанных актов в совокупности с трудовым договором является основанием возникновения трудовых правоотношений. Эти основания именуются как "сложные юридические составы", включающие трудовой договор и указанные акты, совершаемые в определенной последовательности.

Назначение, избрание, утверждение физического лица в качестве руководителя осуществляется полномочным органом. Например, генеральный директор (директор) акционерного общества избирается общим собранием акционеров или назначается советом директоров (наблюдательным советом) - в зависимости от того, как эта процедура определена уставом общества. При заключении трудового договора с руководителем стороной в этом договоре является организация, которая с момента регистрации выступает как юридическое лицо, обладающее трудовой правосубъектностью. Какие органы вправе подписывать трудовой договор с руководителем организации (предприятия, акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), должно быть определено в уставе, решениях органа управления и т.п. Например, руководители обществ с ограниченной ответственностью избираются на общем собрании, что служит основанием заключения с ними трудового договора. В учредительном договоре общества, протоколе общего собрания его участников определяется, кто от имени общества подписывает с избранным руководителем трудовой договор.

Однако необходимо иметь в виду, что в случае нарушения процедуры проведения общего собрания, а также в случае иных нарушений принятые решения могут быть оспорены в суде. Следовательно, решение общего собрания участников общества (или акционеров) об избрании руководителя общества может быть признано судом незаконным, если было допущено нарушение при его проведении.

Комментируемая статья не содержит норм, регламентирующих вопросы содержания трудового договора с руководителем организации. Следовательно, нужно руководствоваться ст. 57 ТК, которая в новой редакции содержит перечень условий, подлежащих включению в трудовой договор. Отныне в нем должны быть предусмотрены данные о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о представителе работодателя, подписавшего трудовой договор и некоторые другие. Кроме того, вместо ранее используемых понятий применительно к условиям трудового договора "существенные и иные" введены новые понятия условий трудового договора "обязательные и дополнительные". В случае невключения в текст трудового договора какого-либо из обязательных условий оно должно быть включено путем дополнительного соглашения сторон или посредством приложения к трудовому договору. Так же как и трудовой договор, приложение к нему или соглашение сторон оформляется в письменной форме и в дальнейшем является неотъемлемой частью трудового договора.

При приеме на работу руководителя федерального унитарного предприятия право заключения трудового договора с ним предоставлено федеральным органам исполнительной власти. Это, в частности, предусмотрено подп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (в ред. от 20.06.2011) <1>, а примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия утвержден Приказом Минэкономразвития России от 02.03.2005 N 49 <2>. Этот примерный трудовой договор содержит все необходимые условия: обязательные и дополнительные.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074; 2006. N 13. Ст. 1408; 2007. N 52. Ст. 6456; 2008. N 14. Ст. 1413; 2009. N 3. Ст. 379; N 30. Ст. 3829; 2010. N 2. Ст. 234; N 42. Ст. 5402; 2011. N 3. Ст. 550; N 28. Ст. 4203.
<2> БНА. 2005. N 23.

Как правило, приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия предшествует прохождение конкурса.

В частных организациях руководитель может быть принят на работу по трудовому договору, заключаемому с ним собственником имущества этой организации или лицом (органом), уполномоченным собственником на заключение трудового договора.

Другой комментарий к статье 275 ТК РФ

1. Как и с любым работником, с руководителем организации может быть заключен трудовой договор на определенный срок, который определяется учредительными документами юридического лица (уставом, положением) или непосредственно трудовым договором.

При этом, например, в ч.1 ст.40 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что единоличный исполнительный орган избирается на срок, определенный уставом общества. Следовательно, трудовой договор с руководителем в данном случае может быть только срочным, и стороны не имеют возможности своим соглашением установить неопределенный срок договора (см. определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 февраля 2012 года N 33-1920/2012).

Следует помнить, что согласно ст.58 ТК РФ по общему правилу срок трудового договора должен составлять не более пяти лет.

При этом срок действия, а также обстоятельства (причины), являющиеся основанием для заключения договора на определенный период, в соответствии с общим порядком, установленным ст.57 ТК РФ, должны быть указаны в трудовом договоре. Иначе, согласно ч.5 ст.58 ТК РФ, трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Так, в определении Верховного суда Республики Коми от 20 августа 2012 года по делу N 33-3525АП/2012 указывается на отсутствие добровольного волеизъявления руководителя учреждения на заключение срочного трудового договора (обязательность срочного трудового договора в данном случае законом не предусматривалась). Устав учреждения предусматривал безусловное заключение срочного трудового договора с директором, без учета положений ч.2 ст.59 и ч.1 ст.275 ТК РФ. Суд признал такое положение Устава недействительным, а заключенный с руководителем договор - договором на неопределенный срок.

2. Трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также учредительными документами организации могут быть установлены определенные процедуры, необходимые для заключения трудового договора с руководителем организации.

В частности, для замещения должностей государственной службы, по общему правилу, необходимо проведение конкурса. Как указывается в ст.22 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Возможно также избрание и назначение руководителя на должность.

Например, согласно ч.3 ст.69 ФЗ "Об акционерных обществах" единоличный исполнительный орган избирается общим собранием акционерного общества, если решение данного вопроса не будет отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Статья 17 Федерального закона от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" устанавливает, что текущее управление производственным кооперативом осуществляет председатель кооператива, который избирается на общем собрании членов кооператива.

В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона от 16 октября 2012 года N 174-ФЗ "О Фонде перспективных исследований" генеральный директор данного Фонда назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению попечительского совета Фонда.

3. Комментируемая статья содержит также положения, касающиеся заключения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения. В данном случае договор заключается на основе типовой формы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 года N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".

Устанавливается также, что лицо, которое поступает на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, а также руководитель государственного (муниципального) учреждения обязаны представлять сведения:
- о своих доходах (по основному месту работу, от педагогической деятельности, по вкладам в банках и т.д.), а также об имуществе (земельные участки и иное недвижимое имущество, автомобили и др.), и об обязательствах имущественного характера;
- о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Представление таких сведений осуществляется:
- лицом, которое поступает на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения, - в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 года N 208 "Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей". Сведения представляются в уполномоченное структурное подразделение работодателя (ч.4 указанных Правил);
- лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта РФ, руководителем государственного учреждения субъекта РФ, - в порядке, который утверждается нормативным правовым актом субъекта РФ;
- лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения и руководителем муниципального учреждения, - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" руководители государственных (муниципальных) учреждений представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей начиная с доходов за 2012 год.

Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения предоставляет такие сведения при поступлении на работу. Руководитель государственного (муниципального) учреждения обязан предоставлять соответствующие сведения ежегодно.

Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 года N 207 утверждены Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности.