Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .
Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами .

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;

правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
абзац утратил силу с 1 января 2014 года - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ;
фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Комментарий к статье 216.1 ТК РФ

В ст. 216.1 определены органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, ее цели и задачи.

В Положении о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244 (в ред. от 01.02.2005) <1>, предусмотрен порядок направления на экспертизу документов и материалов по условиям и охране труда и срок проведения экспертизы.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716; 2005. N 7. Ст. 560.

В соответствии с этим Положением заключение, выданное по результатам экспертизы, направляется в соответствующий орган, обратившийся за проведением экспертизы. Такими органами могут быть суды, органы исполнительной власти, работодатели или их объединения. Проведение государственной экспертизы условий труда может осуществляться и на основе обращения работников, профессиональных союзов, уполномоченных работниками представительных органов и органов Фонда социального страхования РФ.

При этом обязанности по проведению данной экспертизы возлагаются на органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы правового регулирования охраны труда.

К таким органам, например, относится Федеральная инспекция труда, действующая в составе Роструда, находящаяся в ведении Минздравсоцразвития России. Основные задачи федеральной инспекции труда закреплены в ст. 355 ТК (см. коммент. к ней):

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В случае обнаружения несоответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (см. также коммент. к ст. 357).

Другой комментарий к статье 216.1 ТК РФ

1. Государственную экспертизу условий труда осуществляет Роструд в порядке, установленном Правительством РФ, непосредственно данные функции исполняют государственные инспекции труда (территориальные органы Роструда).

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:
- определений судебных органов;
- обращений: органов исполнительной власти; работодателей, объединений работодателей; работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов; органов Фонда социального страхования РФ;
- представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (см. п.3 приказа Минтруда России от 12 августа 2014 года N 549н).

2. Часть 3 комментируемой статьи раскрывает цели государственной экспертизы условий труда.

В качестве первой цели комментируемая статья называет оценку качества проведения специальной оценки условий труда. В ст.24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ рассмотрены особенности экспертизы качества специальной оценки условий труда. Следует обратить внимание, что законодатель предусмотрел вероятность разногласий по результатам рассматриваемой оценки качества. В связи с чем приказом Минтруда России от 22 сентября 2014 года N 652н утвержден Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Также одной из целей государственной экспертизы условий труда является оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В числе таких гарантий и компенсаций сокращенная продолжительность рабочего времени (ст.92 ТК РФ), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст.117 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ст.147 ТК РФ).

Еще одна цель государственной экспертизы условий труда - оценка фактических условий труда работников, что, по сути, является составной частью специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.

3. Комментируемой статьей предусмотрено, что порядок проведения государственной экспертизы условий труда устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Министерство труда и социальной защиты РФ. Данное министерство уполномочено самостоятельно принимать нормативные правовые акты об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы).

Приказом Минтруда России от 12 августа 2014 года N 549н утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда.

Согласно п.17 данного Порядка государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит государственную экспертизу условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:
- рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда;
- проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда;
- проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);
- оформление результатов государственной экспертизы условий труда.