Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий .
Часть утратила силу с 6 октября 2006 года - Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда .
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации .
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 216 ТК РФ
Федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за охрану труда, является Минздравсоцразвития России, которое управляет охраной труда, а также выполняет многообразные функции, в том числе самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
- перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);
- предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;
- порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ;
- положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;
- правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
- межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
- типовые нормы труда;
- нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;
- нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;
- нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;
- нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;
- рационы лечебно-профилактического питания;
- перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;
- перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
- критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
- методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;
- типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.
Минздравсоцразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями осуществляет контроль за реализацией законодательства о труде, соблюдением установленных социальных гарантий и др.
Федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда. Указанные органы обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минздравсоцразвития России.
Кроме того, профсоюзы имеют право участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда и защиты от профессиональных заболеваний (ст. 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Они осуществляют повседневный профсоюзный контроль за охраной труда.
Часть 5 комментируемой статьи предусматривает, что Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда, разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением.
В ч. 6 установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда обеспечивают реализацию на территории субъекта РФ государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, а также разрабатывают и реализуют региональные программы и мероприятия в области охраны труда.
Другой комментарий к статье 216 ТК РФ
1. Комментируемой статьей установлено, что государственное управление охраной труда осуществляется, прежде всего, непосредственно Правительством РФ. Государственное управление в данной сфере осуществляется Правительством РФ с использованием предоставленных ему полномочий как высшему исполнительному органу государственной власти Российской Федерации. Порядок работы, полномочия и функции Правительства РФ определены ФКЗ "О Правительстве РФ".
Также комментируемой статьей предусмотрена возможность осуществления государственного управления охраной труда:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
- другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, уровня оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, является Министерство труда и социальной защиты РФ, Положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года N 610.
Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации данное министерство наделено полномочиями по принятию ряда нормативных правовых актов в области охраны труда
Также полномочиями по осуществлению государственного управления в сфере охраны труды наделена Федеральная служба по труду и занятости, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда.
Согласно Положению о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 324, данная федеральная служба осуществляет, в том числе, государственный надзор и контроль за соблюдением:
- трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Данная федеральная служба также осуществляет:
- рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
- анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
- государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством РФ и др..
2. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется:
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется территориальными органами Роструда - государственными инспекциями труда в субъекте РФ.
Полномочия государственных инспекций труда закреплены в Типовом положении о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 июля 2009 года N 378н.
Органами исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда, чаще всего, являются соответствующие региональные министерства. Например, в соответствии с Положением о Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 31 января 2013 года N 33-пП, данное министерство является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, осуществляющим полномочия в области охраны и экспертизы условий труда.
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, Законом Хабаровского края от 25 ноября 2009 года N 276 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по государственному управлению охраной труда" предусмотрено, что органы местного самоуправления Хабаровского края наделяются отдельными государственными полномочиями края по государственному управлению охраной труда, их перечень приводится в ст.2 данного закона.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета.