Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц .
Комментарий к статье 172 ТК РФ
Правовое положение лиц, избранных на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления, их статус, права и обязанности определяются специальными федеральными законами для выборных должностей федеральных государственных органов, специальными законами субъектов РФ для выборных должностей государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. К выборным должностям в государственных органах относятся должности: Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Указанными законами наряду с гарантиями, предоставляемыми данным лицам в период исполнения ими полномочий по выборной должности и в ряде случаев, устанавливаются гарантии, предоставляемые после окончания полномочий по выборной должности и связанные с последующим трудоустройством, которые выражаются: в предоставлении прежней работы (должности); равноценной работы (должности) в той же организации; равноценной работы (должности) в другой организации.
Отметим, что ранее занимаемая должность может не быть вакантной, она может быть занята работником, с которым работодатель заключил трудовой договор на неопределенный срок. В этом случае работодатель может предложить только равноценную работу (должность). В период нахождения лица на выборной должности в организации, где он работал, могут произойти структурные изменения, реорганизация, что может привести к сокращению занимаемой ранее должности или рабочего места. В такой ситуации работодатель при возвращении работника также может предоставить ему только равноценную работу (должность). Равноценной можно считать работу (должность), соответствующую прежней по квалификации, условиям труда и его оплате, объему предоставляемых в связи с ее выполнением льгот и преимуществ. Что касается предоставления работы (с согласия работника) в другой организации, то в настоящее время это представляется затруднительным ввиду изменений, произошедших на рынке труда.
Например, согласно ст. 25 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 21.11.2011) <1> члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания в Государственную Думу по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с их согласия, в другой организации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 3466; 2001. N 32. Ст. 3317; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 17. Ст. 1588; N 25. Ст. 2484; N 35. Ст. 3607; N 51. Ст. 5128; 2005. N 19. Ст. 1749; N 30 (ч. 1). Ст. 3104; 2006. N 29. Ст. 3123; N 31 (ч. 1). Ст. 3427; Ст. 3427; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 40; N 6. Ст. 683; N 10. Ст. 1151; N 16. Ст. 1828; 2008. N 13. Ст. 1186; N 44. Ст. 4996; N 52 (ч. 1). Ст. 6229; 2009. N 7. Ст. 772; N 20. Ст. 2391; 2010. N 31. Ст. 4181; 2011. N 1. Ст. 16; N 31. Ст. 4703; РГ. 2011. 26 нояб.
Другой комментарий к статье 172 ТК РФ
Положения комментируемой статьи являются нормами отсылочного характера и указывают на существование ряда гарантий в отношении работников, избранных:
- на должности в государственных органах (как Российской Федерации, так и субъектов РФ);
- на должности в органах местного самоуправления.
В соответствии с п.8 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборными должностными лицами в России являются:
- Президент РФ;
- члены Совета Федерации ФС РФ;
- депутаты Государственной Думы ФС РФ;
- высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), избираемое непосредственно гражданами РФ, проживающими на территории муниципального образования;
- глава муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборными должностными лицами местного самоуправления признаются должностные лица органов местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющие полномочия представительного органа муниципального образования и наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Гарантии перечисленным работникам, освобожденным от работы, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, которые регулируют статус и порядок деятельности указанных лиц. Рассмотрим некоторые из них.
Общие гарантии для работников, избранных на должности в Совет Федерации или Государственную Думу ФС РФ из любых других организаций, установлены положениями ст.25 "Гарантии трудовых прав члена совета Федерации, депутата Государственной Думы" Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в частности:
- срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;
- члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.
Также ряд гарантий предусмотрен законодательством Российской Федерации для супругов члена Совета Федерации, супругов депутата Государственной Думы, уволенных в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате ФС РФ.