Статья 159. Общие положения

Работникам гарантируются:
государственное содействие системной организации нормирования труда;
применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором .

Комментарий к статье 159 ТК РФ

Комментируемая статья (несмотря на ее название) посвящена только основным гарантиям работникам в сфере нормирования их труда. Другие общие аспекты в этой области, к сожалению, в ст. 159 не затрагиваются. Как, впрочем, и в ТК вообще.

Легальное понятие нормирования труда приведено в п. 1.1 Положения об организации нормирования труда в народном хозяйстве, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.06.1986 N 226/П-6 (в ред. от 15.08.1989) <1> (следует полагать, что оно применяется в части, не противоречащей ТК), - это составная часть (функция) управления производством, включающая определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда. При этом необходимыми признаются затраты, соответствующие эффективному для конкретных условий производства использованию трудовых и материальных ресурсов при условии соблюдения научно обоснованных режимов труда и отдыха.

--------------------------------
<1> Бюллетень Госкомтруда СССР. 1986. N 12; 1989. N 12. В дальнейшем - Положение от 19.06.1986.

Другими словами, нормирование представляет собой установление объема трудовых затрат определенного количества и качества (содержания), необходимого для производства или какого-либо преобразования продукта или услуги. Единицами измерения таких затрат нередко выступают единицы рабочего времени, количество работников, их сочетание и т.д.

В юридическом аспекте под нормированием труда в самом общем виде часто понимают процесс формирования норм труда, т.е. их проектирования, обоснования и правового закрепления с учетом конкретных условий производства, а под нормой труда (легальное определение которой как родового собирательного понятия отсутствует) - меру затрат труда при выполнении единицы работы, операции, функции одним или группой работников требуемой квалификации в нормальных организационно-технических, санитарно-гигиенических и иных условиях. О понятии отдельных норм см. коммент. к ст. 160.

Это так называемое традиционное (или организованное) нормирование в общепринятом значении.

Но к нормированию и нормам труда применяется и другой подход. Так, установление работнику в рамках круга его трудовых (должностных) обязанностей конкретного задания (поручения) работодателем, руководителем, непосредственным руководителем и есть норма труда, или нормирование. Что было всегда и есть у многих категорий работников. Эти нормы очень схожи с нормированными заданиями (понятие которых содержится в п. 1.3 Положения от 19.06.1986), но имеются и отличия (см., например, п. 2.3 того же Положения).

Причем указанная трактовка существует давно, с момента возникновения трудового права, если не самого наемного труда. Ведь нельзя же по трудовому договору работать без установленных норм труда, самому по себе. И не для всех работников и работ утверждаются нормы выработки, времени, обслуживания и т.д. А вот обязанность выполнять установленные нормы труда значится в ч. 2 ст. 21 ТК в числе семи основных обязанностей именно для всех работающих по трудовому договору.

Другое дело, законодатель прямо не называет трудовые (должностные) обязанности, конкретные поручения руководителя именно нормами труда, а тем более нормированием. Хотя в ряде случаев такое отождествление просматривается. Например, в ч. 3 ст. 133 ТК нормы труда и трудовые обязанности употреблены как равнозначные понятия.

Просто нормирование всегда связывали с традиционными нормами труда, их закреплением в каком-либо акте или документе, распространением на определенный круг работников или вид работы (виды работ), а не на одного работника. То есть с организацией этого процесса на каком-либо уровне (работодателя, структурного подразделения, группы работников (вида работы) и т.д.) и соответствующим юридическим оформлением в виде положения, иного акта. И продолжают это делать сейчас.

Часто нормы труда устанавливаются в самом трудовом договоре (например, те же трудовые обязанности работника), не говоря уж о должностных инструкциях (где закреплен ряд норм для конкретных работников). Более того, если посмотреть ст. 57 ТК и под условиями оплаты труда понимать все основания (факторы), согласно которым оценивается и оплачивается труд работников, а также осуществляются иные выплаты (именно такой вывод напрашивается из анализа соответствующих норм ТК), то и нормы труда можно относить к указанным условиям. Тогда согласно ч. 2 ст. 57 они (нормы труда для конкретного лица) обязательны для включения в содержание трудового договора. Разумеется, если это практически возможно и необходимо.

Тем самым нужно говорить и о нетрадиционных (или в основном индивидуальных) нормах труда, или нормировании. Последнее включает, как правило, одну стадию - установление норм труда (поручение конкретной работы и т.д.), и здесь не всегда все "гладко" с юридическим закреплением соответствующих норм.

Разумеется, такое название весьма условно - речь идет применительно к сравнению рассматриваемых норм с общепринятыми традиционными нормами труда и организованным нормированием. Но независимо от выбора наименования не меняется само существо вопроса, суть проблемы.

Таким образом, норма труда - это не только заранее установленный и зафиксированный в определенном порядке измеритель работы, меры труда (как при традиционном нормировании), но нередко и сама конкретная (заданная) работа (или ее часть), если она поручена руководителем или зафиксирована, скажем, в том же трудовом договоре (в частности, возможно не случайно законодатель в ст. 15 ТК приводит двоякое понятие трудовой функции, в том числе через конкретный вид поручаемой работнику работы). Так, поручение работы включает два момента: установление нормы труда распоряжением (указанием) руководителя (т.е. нормирование) и саму норму (заданную работу, ее параметры). А выполнение этой работы есть выполнение нормы труда.

Нетрадиционному нормированию присущи свои формы, средства и уровни. Оно (как и нетрадиционные нормы) зачастую тесно переплетено с трудовой функцией, трудовыми (должностными) обязанностями и т.д., что их сложно (а порой невозможно) разграничить. И не все при этом непосредственно регламентируется правом.

Сочетание двух перечисленных видов нормирования именуют смешанным. Более того, традиционного нормирования в чистом виде не бывает. Оно всегда может быть дополнено нетрадиционным (что и делают на практике).

Традиционное (или организованное) нормирование в общепринятом значении, конечно, хорошо, но оно далеко не всегда возможно (включая объективные причины).

К сожалению, комментируемая гл. 22 ТК рассчитана (судя по ее содержанию) в основном только на такое нормирование. Вернее, отдельные его аспекты, а ряд из имеющихся немногочисленных правовых норм данной главы нуждается в конкретизации, совершенствовании и официальных разъяснениях. При этом нетрадиционное нормирование из тени не выведено. Да, здесь далеко не все подвластно непосредственному правовому регулированию. Но нужны хотя бы законодательные основы и правила указанного нормирования на уровне трудового договора и должностной инструкции. Ведь раздела III "Трудовой договор" в ТК мало. Есть и специфика в этом нормировании.

Все вышеизложенное следует учесть при ознакомлении с комментарием к статьям гл. 22. А также иметь в виду и такие обстоятельства, как отказ государства от централизованного регулирования большинства вопросов организации нормирования труда и их передачу для решения непосредственно самим работодателям, отсутствие как комплексных нормативных правовых актов в этой области (ведь Положение от 19.06.1986 во многом устарело), так и рекомендаций по организации нормирования труда у работодателей (межотраслевых).

Первая гарантия (государственное содействие системной организации нормирования труда), закрепленная в комментируемой статье, к сожалению, не нашла более подробной расшифровки.

Под государственным содействием в самом общем виде следует понимать помощь государства по различным направлениям и в определенных формах, включая регламентацию соответствующих отношений. А к системной организации нормирования труда специалисты относят систему средств и методов установления норм труда, необходимую для объективной оценки его эффективности и адекватного уровня его оплаты <1>.

--------------------------------
<1> См.: Трудовой кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий / Рук. авт. кол. В.В. Куликов. М.: Агентство "Библиотечки Российской газеты", 2006. С. 362.

Основными направлениями государственного содействия являются:

- непосредственное регулирование ТК и другими нормативными правовыми актами определенных отношений в рассматриваемой области.

Помимо гл. 22 с ее пятью статьями отдельные нормы о нормировании труда встречаются в некоторых статьях других глав ТК (в частности, в ст. ст. 21, 133, 155 - 157, 254, 270, 285, 333 (см. также коммент. к ним)). Как уже отмечалось, указанная глава рассчитана в основном лишь на некоторые аспекты традиционного нормирования, что явно недостаточно в сегодняшних условиях. Кроме того, отдельные нормы нуждаются в корректировке и разъяснениях (включая анализируемую статью).

Не "спасают" ситуацию и акты бывшего СССР, продолжающие действовать и сейчас (в части, не противоречащей ТК): Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.06.1985 N 540 "О мерах по улучшению нормирования труда в народном хозяйстве" (в ред. от 03.08.1989) <1>; Положение о порядке разработки нормативных материалов для нормирования труда, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 28.06.1968 N 185/П-13 <2>; Положение от 19.06.1986 и др.

--------------------------------
<1> СП СССР. 1985. N 18. Ст. 86; Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 273.
<2> Бюллетень Госкомтруда СССР. 1968. N 9.

Да, они полезны, нередко используются на практике (особенно последний акт), но рассчитаны на определенные виды работ, крупное производство и не совсем "вписываются" в нынешние реалии и законодательство;

- непосредственная разработка и утверждение компетентными государственными органами отдельных норм труда.

Имеются в виду прежде всего типовые нормы (см. ст. 161 ТК и коммент. к ней), однако их не так уж много;

- ориентация участников социального диалога на осуществление и совершенствование нормирования труда, что частично находит, например, отражение во второй гарантии, зафиксированной в ст. 159 ТК (см. также соответствующие статьи разд. II ТК);

- контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в области нормирования труда (см. гл. 57 ТК).

Вторая гарантия для работников в области нормирования труда, закрепленная в анализируемой статье, по сути состоит из двух относительно самостоятельных и в то же время взаимосвязанных частей. Во-первых, работникам гарантируется применение систем нормирования труда. Другими словами, у работодателя должна функционировать подобная система (или системы). Хотя и отсутствует прямая юридическая обязанность работодателя иметь такую систему, тем не менее из содержания и смысла ч. 2 ст. 22 в совокупности со ст. 159 ТК вытекает, что система нормирования труда должна все-таки иметь место и применяться.

Во-вторых, необходим учет мнения представительного органа работников при определении работодателем систем нормирования труда, или они устанавливаются в коллективном договоре. И употребляемый в ст. 159 ТК термин "определяемых" по сути требует законченности - закрепления выбранной системы в локальном нормативном акте (если она не установлена в коллективном договоре). Этого (локального акта) требует и сама по себе закрепленная и "гарантирующая" необходимость учета мнения представительного органа работников.

Если представительным органом является выборный орган первичной профсоюзной организации, то применяются правила ст. ст. 371 и 372 ТК (см. коммент. к ним).

Причем ст. 159 ТК построена так, что не допускает двойного толкования - анализируемая гарантия должна предоставляться всем работающим по трудовому договору.

Но с применением этой нормы возникают проблемы. Возьмем, к примеру, промышленное производство. Для рабочих (и то не для всех) можно (при желании и при наличии соответствующих условий) применить традиционное нормирование, т.е. разработать и принять систему (или несколько) нормирования, закрепив ее в соответствующем локальном нормативном акте (или в коллективном договоре). Другими словами, выполнить требования ст. 159 ТК. А как быть с руководителями, специалистами, служащими? Ведь их труд нормируется, как правило, нетрадиционно (путем установления конкретных заданий (поручений) в рамках круга трудовых (должностных) обязанностей, через трудовой договор и т.д.). Выходит, эти работники остаются без рассматриваемой гарантии, а работодатель нарушает законодательство о труде (ст. 159 ТК)?

Последний готов этого не делать, но как практически "охватить" заранее установленной системой (системами) нормирования труда соответствующие категории (причем все) работающих? Реально ли это? Видимо, нет.

Или небольшие по численности организации непроизводственной сферы, работодатели - индивидуальные предприниматели с двумя-тремя работающими по трудовому договору. Им как быть, чтобы выполнить требования ст. 159 ТК? А таких организаций и работодателей в России достаточно много.

Для того и существуют нетрадиционные нормы и нормирование, по сути преимущественно индивидуальные, но которые сложно (или невозможно) представить в виде заранее установленной и закрепленной системы (систем) нормирования труда.

Что имел в виду законодатель, закрепляя в ст. 159 ТК рассмотренную гарантию для работников (и по сути обязанность для работодателя), однозначно сказать сложно. Вряд ли совокупность или комплекс должностных инструкций (если их принять для каждого работника) можно считать системой нормирования труда. Даже если при этом учесть мнение представительного органа работников либо включить в коллективный договор (как того требует указанная статья).

Хотя для таких работодателей рекомендовать что-то иное применительно к соблюдению рассматриваемой гарантии весьма проблематично и вряд ли целесообразно.

В случаях, когда определенный конкретный вариант системы (систем) нормирования труда устанавливается локальным нормативным актом, им может быть Положение о нормировании труда либо более комплексный акт - Положение об оплате и нормировании труда. Последнему должен быть посвящен специальный раздел (глава), который по важности регламентируемых вопросов следует ставить на первое место. Тем более что для принятия комплексного акта нет юридических препятствий со стороны законодателя.

В указанном Положении (разделе, главе) целесообразно, в частности, предусматривать: цели (достижение равной трудовой отдачи от работников равной квалификации на единицу зарплаты) и методы нормирования труда (по нормативам, разработанным какими-либо специальными организациями, либо на основе затрат рабочего времени непосредственно на рабочих местах, либо установленных опытно-статистическим и иным путем); состояние имеющейся нормативной базы с указанием работ и видов деятельности, на которые отсутствуют нормативы и за основу установления трудовых (служебных) обязанностей взята фактическая расстановка; организацию работы по анализу качества установленных норм, критериев оценки их качества, составление планов пересмотра норм и доведение их до работников; порядок утверждения, введения, пересмотра и замены норм (см. также коммент. к ст. 162 ТК); обязанности работодателя по обеспечению организации труда на рабочих местах, дающих возможность выполнения работником установленных норм труда, и др.

При выборе и разработке системы нормирования труда (подготовке соответствующего акта) важно, чтобы она позволила работодателю решить следующие задачи (или хотя бы часть из них): планировать объемы работ; определять необходимую численность работников для конкретных должностей или видов деятельности; оценивать эффективность или производительность работы отдельных работников и подразделений; формировать систему оплаты труда и стимулирующих выплат; рассчитывать стоимость трудозатрат для определения итоговой цены продукта или услуги и др.

Если конкретная система (системы) нормирования труда устанавливается коллективным договором, то лучше это сделать в специальном разделе (главе) или разделе (главе), посвященном вопросам оплаты труда. Возможно использование приложений.

Согласно ч. 3 ст. 68 ТК (см. также коммент. к ней) с указанными выше актами работодатель обязан ознакомить работника под роспись при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Необходимо иметь в виду и ч. 2 ст. 22 ТК, в соответствии с которой работодателю предписано также знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, в том числе в области нормирования труда.

Другой комментарий к статье 159 ТК РФ

Комментируемая статья открывает главу "Нормирование труда".

Под нормированием труда следует понимать процесс исследования, проектирования и установления необходимых затрат и результатов труда, а также оптимальных соотношений между численностью работников различных категорий и групп и количеством единиц оборудования. В частности, такое определение приводится в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях (утверждены Минсельхозом России 22 октября 2008 года).

Работникам законом и государством гарантируются следующие обстоятельства, связанные с организацией труда:
- государственное содействие системной организации нормирования труда;
- применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Так, например, приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 года N 504 утверждены Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях.

В соответствии с данными рекомендациями при разработке (определении) системы нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении формируется комплекс решений, установленных в локальных нормативных актах учреждения или коллективном договоре, определяющий:
- применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления;
- порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;
- порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;
- меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Основными целями системы нормирования труда в указанных учреждениях являются:
- создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;
- обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);
- повышение эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг.

Также в качестве примера можно привести Рекомендации по нормированию труда ветеринарных специалистов (одобрены Минсельхозом России, протокол от 26 декабря 2014 года N 61), которые разработаны в целях установления порядка определения норм затрат труда ветеринарных специалистов при проведении профилактических, оздоровительных, лечебных, ветеринарно-санитарных мероприятий, ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья, продуктов животного и растительного происхождения, лабораторных исследований биологических объектов, государственного ветеринарного надзора и других ветеринарных работ.