К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности) ;
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ;
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации .
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Комментарий к статье 6 ТК РФ
Комментируемая статья связана с федеративной природой государства - Российской Федерации и требует некоторых пояснений конституционного регулирования. Российское государство является федеративным, для него, как и любого иного федеративного государства, характерно разграничение предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ). Все, что относится к исключительному ведению Российской Федерации, определено в ст. 71, сфера совместного ведения установлена в ст. 72 Конституции РФ. Трудовое законодательство, согласно подп. "к" ст. 72 Конституции РФ, является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В ст. 73 Конституции РФ указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов данные субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Это означает, что субъекты по предметам совместного ведения обладают теми полномочиями, которые не принадлежат Российской Федерации в сфере совместного ведения.
Следует обратить внимание и на ст. 76 Конституции РФ, устанавливающую, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному закону. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Комментируемая статья соответствует Конституции РФ, основам построения совместного ведения в области трудового законодательства и, конкретизируя, дополняя конституционные положения, четко разграничивает полномочия между федеральными органами и органами субъектов РФ в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Часть 1 комментируемой статьи содержит с исчерпывающей полнотой те вопросы, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в указанной сфере. Это означает, что по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов, органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Данное правило прямо закреплено с учетом и других положений в ч. 2 комментируемой статьи.
Часть 3 комментируемой статьи определяет возможность опережающего нормотворчества субъектов РФ, а ч. 4 устанавливает приоритет ТК и иных федеральных законов.
ТК содержит закрытый перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений, что получило свое закрепление в ч. 1 комментируемой статьи.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесены те полномочия, которые требуют единого правового регулирования на всей территории РФ. В числе таких полномочий - основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Эти направления находят свое выражение в принимаемых на федеральном уровне целевых программах (например, президентская Федеральная целевая программа "Молодежь России") и программах, формулирующих государственные задачи в области содействия занятости населения РФ либо улучшения условий и охраны труда (например, Программа содействия занятости населения города Москвы на 2011 г.), и др.
К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено и установление основ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. К ведению федеральных органов государственной власти отнесено также определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данные дополнения имеют важное значение для обеспечения безопасности и охраны труда работников. Этим вопросам посвящены разд. X ТК, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Говоря об основах правового регулирования труда, следует иметь в виду базовые концептуальные положения трудового законодательства, такие как его цели и задачи, сфера действия, основные принципы и т.д. Так, например, одним из концептуальных положений трудового законодательства является закрепление конституционных принципов свободы труда и запрета принудительного труда. Свобода труда, право каждого человека самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию закреплены в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ и на уровне основного принципа получили свое выражение в ст. 2 ТК.
В процессе правотворческой деятельности субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты, не противоречащие как общим принципам права, провозглашенным в Конституции РФ, так и принципам трудового права, закрепленным в ст. 2 ТК. При соблюдении субъектами РФ вышеуказанных принципов минимизируется опасность значительных расхождений в законодательстве РФ и ее субъектов в области правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
К числу полномочий федеральных органов государственной власти также отнесено обеспечение определенного уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). Это означает, что государство на федеральном уровне закрепляет права и гарантии на определенном уровне, который ни в коем случае не может снижаться субъектами РФ. Последние лишь вправе повышать этот уровень, исходя из собственных финансовых возможностей.
На федеральном уровне регламентируется также порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Это необходимо в целях обеспечения надлежащей реализации гражданами своего права на труд в условиях свободы и добровольности труда, запрета принудительного труда и недопущения дискриминации. ТК содержит самостоятельный разд. III "Трудовой договор", в котором закреплены положения, связанные с заключением, изменением и расторжением трудовых договоров. Особенности трудовых договоров, заключаемых с отдельными категориями работников, регламентированы разд. XII ТК.
Предметом полномочий федеральных органов государственной власти являются основы социального партнерства в области труда, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений. Данные вопросы в настоящее время регулируются разд. II ТК и другими федеральными законами: "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об объединениях работодателей", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Указанные Законы применяются согласно ч. 1 ст. 423 ТК постольку, поскольку они не противоречат ТК.
Главами 60 и 61 ТК регламентирован порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Решение данных вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя в соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. В данной статье признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено определение принципов и порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также установление системы и полномочий органов государственной власти, осуществляющих указанный контроль (надзор). Перечень этих органов, их полномочия предусмотрены ТК (см. гл. 57). Единой централизованной системой является Федеральная инспекция труда, которая, как и все другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, должна действовать по единым правилам в области труда.
На всей территории РФ обеспечивается единый порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот порядок в настоящее время регулируется ст. ст. 227 - 231 ТК.
К ведению федеральных органов государственной власти отнесены система и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Государственная экспертиза условий труда проводится с целью обеспечения соответствия условий труда установленным требованиям (ст. 216.1 ТК). Эти требования определяются государственными стандартами системы стандартов безопасности труда, отраслевыми стандартами системы стандартов безопасности труда, санитарными правилами, правилами безопасности, правилами и инструкциями по охране труда. Статья 216.1 дополнена указанием на систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (разд. X ТК).
Федеральные органы государственной власти определяют порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей. К их ведению отнесены виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения. Иными словами, все вопросы по применению материальной и дисциплинарной ответственности решаются на федеральном уровне. Поскольку применение мер юридической ответственности в любом случае влечет негативные последствия для работника, то в целях избежания ошибок при привлечении его к ответственности важно, чтобы были установлены единые правила ее применения. Таким образом, вопросы материальной ответственности регламентированы в разд. XI ТК, а вопросы дисциплинарной ответственности - в гл. 30 ТК.
К исключительной компетенции федеральных органов государственной власти отнесено также установление системы государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда, требующей единообразного осуществления статистической деятельности на всей территории РФ по единым правилам.
В силу своего значения особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников отнесены к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Полномочия федеральных органов в этой области должны быть адекватны потребностям практики, требующим развития трудового законодательства, распространяющегося на всех работников, и законодательства, направленного на дифференциацию правового регулирования труда отдельных категорий работников, что получило свое закрепление в разд. XII ТК (см. ст. ст. 251 - 351).
Согласно ч. 2 комментируемой статьи по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, не перечисленным в ч. 1 данной статьи, субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Однако при этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным на федеральном уровне, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета самого субъекта РФ, т.е. осуществляется при экономических возможностях субъектов РФ.
Часть 3 комментируемой статьи допускает возможность опережающего нормотворчества субъектов РФ по вопросам, решение которых является прерогативой федерального законодателя. Речь идет о ситуациях, когда тот или иной вопрос не получил разрешения на федеральном уровне. В этом случае субъект РФ вправе, не дожидаясь федерального нормативного правового акта, самостоятельно урегулировать ту или иную ситуацию. Однако в случае последующего принятия федерального закона или иного нормативного правового акта по этому вопросу нормативный правовой акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.
В ч. 4 комментируемой статьи установлен приоритет ТК и федеральных законов в двух случаях: во-первых, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит ТК или иным федеральным законам; во-вторых, при снижении уровня трудовых прав и гарантий работникам, установленного ТК или иными федеральными законами. В этих случаях закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ не подлежит применению, и в первом и во втором случае применяется ТК или соответствующий федеральный закон.
Другой комментарий к статье 6 ТК РФ
1. Особенностью системы источников трудового права является ее многоуровневость, то есть правовое регулирование осуществляется на нескольких уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Как отмечают И.Я.Киселев и А.М.Лушников, "советское трудовое право было правом, по сути дела, унитарного государства - СССР".
________________
Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / И.Я.Киселев, А.М.Лушников. Под ред. М.В.Лушниковой. Изд. 3-е, перераб. и. доп. М.: Эксмо, 2008. С.104.
В соответствии с первоначальной редакцией ст.4 КЗоТ РСФСР Законодательство Союза ССР и РСФСР о труде состояло из Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и издаваемых в соответствии с ними иных актов трудового законодательства Союза ССР, Кодекса законов о труде и других актов трудового законодательства РСФСР.
Таким образом, ни о каком трудовом законодательстве краев, областей автономных округов и других субъектов РСФСР речи не шло.
Статьями 71, 72, 73 Конституции РФ осуществляется разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
В частности, в соответствии с п."к" ч.1 ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
При этом разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется уже не Конституцией РФ, а трудовым законодательством, а именно комментируемой статьей.
2. Частью 1 комментируемой статьи установлены полномочия в сфере правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти.
Всего к ведению Российской Федерации отнесено 13 вопросов. Как отмечает М. В. Молодцов, анализ содержания указанных полномочий показывает, что к их числу отнесены все важнейшие аспекты регулирования трудовых отношений - "от основных направлений государственной политики в области трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений до особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников".
________________
Молодцов М.В. Источники трудового права // Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2003. С.45.
Действительно, отнесение указанных полномочий к исключительному ведению Российской Федерации вполне объяснимо. Их условно можно разделить на две группы.
Первая группа вопросов связана с установлением уровня прав, свобод и гарантий трудовых прав, основ правового регулирования трудовых отношений в сочетании с государственной политикой в сфере труда. Здесь законодатель реализует социальную и защитную функции трудового права. Это наиболее важные вопросы, определяющие общую направленность и методологию правового регулирования отношений в сфере труда.
Вторая группа полномочий касается правового регулирования отдельных аспектов трудовых или непосредственно связанных с ними отношений. Законодатель выделил наиболее значимые общественные отношения в сфере труда, затрагивающие важнейшие права граждан (например, порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора) или относящиеся к сфере публичного права (например, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров) и указал на необходимость их централизованного регулирования.
Следует обратить внимание на то, что отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации не исключает использование договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в данном случае.
Иллюстрацией к этому служит установление МРОТ на региональном уровне.
Так, определением ВС РФ от 2 августа 2002 года N 5-Г02-101 была подтверждена правомерность решений нижестоящих судов о признании Закона г.Москвы от 7 декабря 2001 года N 69 "О городском минимуме оплаты труда" недействующим и не подлежащим применению, поскольку установление гарантии работникам минимума оплаты труда относится к компетенции Российской Федерации и устанавливается федеральным законом.
Однако Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" в ТК РФ была введена ст.133.1, в которой установлено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Приведем еще один пример. Порядок заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесен к ведению Российской Федерации, однако в соответствии со ст.42 ТК РФ порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами.
Стоит обратить внимание и на то, что ТК РФ может предусматривать регулирование отдельных вопросов законами субъектов Российской Федерации, даже если эта сфера правового регулирования отнесена ст.6 к ведению Российской Федерации.
Так, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников отнесены к исключительному ведению Российской Федерации. Однако в соответствии со ст.302 ТК РФ "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом" работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таких примеров в ТК РФ достаточно.
Есть и обратные ситуации, когда ТК РФ указывает на необходимость федерального регулирования, несмотря на то, что данный вопрос не отнесен ст.6 к исключительным полномочиям Российской Федерации.
Например, определение регламента рабочего времени не содержится в перечне исключительных полномочий федеральных органов власти, установленном в ч.1 ст.6 ТК РФ. При этом в большинстве статьей 4 раздела ТК РФ предусмотрена возможность или необходимость принятия лишь федеральных законов или подзаконных нормативных правовых актов.
3. В ч.ч.2 и 3 комментируемой статьи установлены правила принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Можно выделить четыре направления правотворческой компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принятие нормативных актов в сферах, не отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации, но при наличии федерального закона.
В этих случаях ТК РФ предписывает возможность регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений нормативными актами как федерального, так и регионального уровня. Так, в соответствии со ст.211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- правовое регулирование нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ отдельных общественных отношений, возникающих на региональном уровне.
А.Ф.Нуртдинова определяет это направление правового регулирования, как "установление правового режима институтов, создаваемых на региональном уровне". Например, в соответствии с ч.3 ст.35 ТК РФ в субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
________________
Нуртдинова А.Ф. Источники трудового права // Трудовое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.П.Орловский, А.Ф.Нуртдинова. 3-е изд. М.: Юрид. фирма "Контракт"; "Инфра-М", 2011. С.68.
Обратим еще раз внимание на то, что первые два направления регионального правотворчества, как правило, реализуются посредством прямого указания в ТК РФ;
- установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Реализация данного полномочия может привести к увеличению бюджетных расходов, а потому обеспечивается за счет регионального бюджета.
Это один из наиболее спорных вопросов комментируемой статьи.
В ч.1 ст.6 ТК РФ говорится, что к ведению Российской Федерации относится обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). Однако в субъектах РФ законы, направленные на предоставление дополнительных гарантий отдельным категориям работников, все равно принимаются, что порождает немало судебных споров.
Подтверждением этому служит определение ВС РФ от 22 февраля 2012 года N 34-Г12-1 по поводу закона Мурманской области N 652-01-ЗМО "О государственных должностях Мурманской области". В соответствии с п.9 ст.9.1 названного закона лицу, замещающему государственную должность, высвобождаемому в связи с выходом на трудовую пенсию, при наличии не менее 5 лет стажа трудовой деятельности, определяемого в соответствии со ст.10 и п.3 ст.13 указанного закона, производится единовременная компенсационная денежная выплата в размере пятикратной среднемесячной заработной платы данного лица, фактически начисленной ему за последние 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа) до дня его высвобождения. По мнению суда, из анализа норм ст.ст.6, 164 и 165 ТК РФ в их системной взаимосвязи следует, что вопросы установления дополнительных гарантий отдельным категориям работников отнесены к ведению федеральных органов государственной власти и регулируются ТК РФ и иными федеральными законами, в связи с чем законодатель субъекта РФ осуществлять правовое регулирование в данной сфере не вправе (см. также определение Пермского краевого суда от 26 декабря 2011 года по делу N 33-13260);
- принятие органами государственной власти нормативных правовых актов при отсутствии соответствующего федерального регулирования.
Данная норма соответствует п.2 ст.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
М.В.Молодцов указывает на то, что "такая практика сложилась еще до принятия ТК РФ в связи с необходимостью урегулирования новых отношений в сфере труда, сложившихся в условиях перехода к рыночной экономике. Федеральное законодательство в самом начале 90-х годов 20 века не успевало за темпами социально-экономических преобразований, и это отставание стимулировало развитие законодательства субъектов Федерации в сфере труда".
________________
Молодцов М.В. Источники трудового права // Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2003. С.46.
Следует согласиться с мнением Е.А.Ершовой о том, что "опережающее правотворчество" субъектов Российской Федерации по меньшей мере спорно с позиции Конституции РФ. Автор обосновывает это тем, что ч.2 ст.76 Конституции РФ установила: "...по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и ПРИНИМАЕМЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (выделено Е.А.Ершовой)". Таким образом, законы субъектов РФ по предмету совместного ведения должны приниматься только при наличии соответствующих федеральных законов.
________________
Ершова Е.А. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник трудового права // Трудовое право. 2006. N 11.
Однако судебная практика относится к опережающему правотворчеству положительно.
Иллюстрацией к этому является определение ВС РФ от 1 августа 2007 года N 34-Г07-10. Суд признал правомерным принятие субъектом РФ закона, предусматривающего установление в качестве мер социальной поддержки повышенных окладов и тарифных ставок отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности и поселках городского типа и являющимся специалистами государственных областных и муниципальных организаций социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи, поскольку отсутствовало соответствующее федеральное правовое регулирование данного вопроса.
4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.
Комментируемая норма не просто воспроизводит ч.9 ст.5 ТК РФ, но и устанавливает рамки правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации, реализуя этим защитную функцию трудового права.
По сути, в ч.4 ст.6 ТК РФ применительно к законодательству субъектов РФ реализован основной принцип механизма правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а именно - нормативные правовые акты более низкого уровня не могут ухудшать права работника по сравнению с положениями нормативных актов более высокого уровня.
В связи с этим очень важным является всеохватывающее правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Централизованное регулирование необходимо для установления стандартов трудовых прав граждан.
Так, например, в апелляционном определении Архангельского областного суда от 19 августа 2013 года по делу N 33-4762/2013 указано, что Дополнительное соглашение к Соглашению о минимальной заработной плате в Архангельской области, которым с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5675 рублей с указанием о включении в эту сумму районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежит применению в силу требований ч.4 комментируемой статьи. За вычетом районного коэффициента в размере 20% и процентной надбавки в размере 50%, установленный данным Соглашением минимальный размер оплаты труда составляет 3338 рублей 23 копейки, что значительно ниже размера минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на территории Российской Федерации, тогда как ст.133.1 ТК РФ определено, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.