Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению .

Комментарий к статье 50 ТК РФ

Коллективные договоры и соглашения согласно комментируемой статье в течение семи дней со дня их подписания должны быть направлены работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. И хотя вступление в силу коллективного договора, соглашения не зависит от факта уведомительной регистрации, она является обязательной. Установлены одинаковые сроки для регистрации коллективных договоров и соглашений. Ее цель - получение конкретной и достоверной информации об их количестве, о причинах, мешающих их заключению, и своевременное принятие мер по их устранению.

В процессе регистрации реализуется важнейшая контрольная функция соответствующего органа исполнительной власти - выявлять в коллективных договорах и соглашениях условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщать об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда, которая может выдать предписание об устранении нарушений трудовых прав.

Условия коллективных договоров, соглашений, ухудшающие положение работников, считаются недействительными и не подлежат применению.

Ознакомление регистрирующих органов по труду с содержанием условий коллективных договоров и соглашений - большая и трудоемкая работа, требующая, в частности, хороших знаний трудового законодательства. Она позволяет получить компетентным органам данные о складывающейся практике коллективно-договорного регулирования условий труда на различных уровнях системы социального партнерства и учитывать их в процессе дальнейшего совершенствования правового регулирования социально-трудовых и иных тесно связанных с ними отношений.

Другой комментарий к статье 50 ТК РФ

1. Комментируемая статья направлена на регулирование регистрации коллективных договоров и соглашений.

Из ч.1 комментируемой статьи следует, что регистрация коллективного договора и соглашения является уведомительной. Под уведомительной регистрацией, исходя из положений ч.1 комментируемой статьи, следует понимать направление работодателем, представителем работодателя (работодателей) в соответствующий орган по труду заключенных коллективного договора или соглашения с основной целью информирования указанного органа о факте заключения коллективного договора или соглашения. Срок направления документов для такой регистрации составляет семь дней. Обратим внимание на то, что федеральный законодатель в этой части устанавливает срок в календарных днях, а не в рабочих, что требует от работодателя, представителей работодателя (работодателей) определенной оперативности в направлении заключенного коллективного договора или соглашения на уведомительную регистрацию.

Часть 1 комментируемой статьи определяет виды органов по труду, которые осуществляют регистрацию коллективного договора или соглашения в зависимости от их видов. Так, согласно ч.1 комментируемой статьи отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются Федеральной службой по труду и занятости. Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений утвержден приказом Минтруда России от 12 сентября 2014 года N 636н. Данный документ определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Роструда при уведомительной регистрации соглашений.

Коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения регистрируются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, например, проведение уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров в соответствии с Положением о Министерстве занятости, труда и миграции Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 29 ноября 2007 года N 420-п, отнесено к компетенции, соответственно, Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области.

В соответствии с ч.1 комментируемой статьи допускается наделение органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений на основании законов субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст.18 Закона Калужской области от 14 ноября 2000 года N 62-ОЗ "О социальном партнерстве в Калужской области" коллективные договоры, областное трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные, иные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются органом исполнительной власти области в сфере охраны труда и соответствующими органами в сфере охраны труда муниципальных образований области в порядке, установленном действующим законодательством.

2. В ч.2 комментируемой статьи закреплен принцип независимости вступления коллективного договора или соглашения в силу. Эта норма напрямую связана с положениями ст.43 и ст.48 ТК РФ о вступлении коллективного договора и соглашения в силу со дня подписания, а не со дня уведомительной регистрации. При этом обязанность работодателя, представителя работодателя (работодателей) по направлению документов на такую регистрацию не снимается.

В ч.3 комментируемой статьи закрепляются обязанности уполномоченного органа по труду по выявлению в направленных им коллективном договоре, соглашении норм, которые ухудшают положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это могут быть, например, нормы, устанавливающие, что заработная плата выплачивается один раз в месяц в нарушение требования ст.136 ТК РФ. В этом случае орган по труду сообщает о выявленных фактах представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Между тем ст.3 комментируемой статьи не содержит способа такого сообщения, полагаем, что оно должно осуществляться с обязательным соблюдением письменной формы. Практически такое сообщение может быть оформлено на бланке письма соответствующего органа по труду.

При этом согласно ч.3 комментируемой статьи соответствующий орган по труду выявляет последствия наличия в коллективном договоре или соглашении условий, ухудшающих положение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Такие условия коллективного договора или соглашения не подлежат применению, то есть являются недействующими. Полагаем, что в этой связи со стороны представителей сторон, заключивших такие коллективный договор и соглашение, было бы правильным исключить эти условия, то есть внести в коллективный договор или соглашение изменения.

Однако в ряде случаев работникам приходится отстаивать свои права в судебном порядке. Например, апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 16 июня 2014 года N 33-2788/2014 установлено, что исковые требования об устранении нарушений трудовых прав удовлетворены правомерно, так как указание в коллективном договоре о порядке выплаты компенсации при наличии заявлений от всех работников ухудшает положение работников общества и противоречит положениям трудового законодательства.