Статья 385. Компетенция комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения .

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Комментарий к статье 385 ТК РФ

Перечень юрисдикционных органов, правомочных рассматривать индивидуальный трудовой спор, определен в ст. 382 ТК (см. коммент. к ней). Компетенция КТС определяется по остаточному принципу, поскольку ей подведомственны споры работников, за исключением тех, которые подведомственны суду.

О подведомственности трудовых споров суду см. ст. ст. 235, 237, 391 ТК.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает требование, согласно которому индивидуальный трудовой спор может быть предметом рассмотрения КТС, если работник (самостоятельно или с участием своего представителя) не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

В КТС может обращаться работник. Работодателю такого права закон не предоставляет.

На основании ст. 391 ТК, а также п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 работник имеет право обратиться за разрешением трудового спора в суд, минуя КТС, поскольку ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и ТК не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора КТС. Таким образом, работник по собственному усмотрению выбирает способ разрешения его спора и вправе обратиться первоначально либо в КТС, либо сразу в суд.

Другой комментарий к статье 385 ТК РФ

Комментируемая статья определяет подведомственность трудовых споров КТС. Она рассматривает все споры, которые неподведомственны суду (см. ст.391 ТК РФ и комментарий к ней).

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основание обращения в КТС: проведение предварительных переговоров между работником и работодателем в целях урегулирования разногласий, по результатам которых не достигнуто соглашение.

Например, согласно п.7 приказа Федеральной службы государственной статистики от 14 апреля 2014 года N 245 "Об организации работы комиссии по индивидуальным служебным спорам в Федеральной службе государственной статистики" служебный спор рассматривается КТС в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

Также из ч.2 комментируемой статьи следует вывод о том, что в КТС может обращаться только работник.