Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

Увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое решение о согласии или несогласии с данным увольнением.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое работодателем решение о данном увольнении.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое мнение не представлено в установленный срок.

Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение трех рабочих дней стороны вправе провести дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия в результате дополнительных консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня получения соответствующим вышестоящим выборным профсоюзным органом проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника, имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующую государственную инспекцию труда.

В течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) работника или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда рассматривает вопрос о данном увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать данное увольнение непосредственно в суд и не лишает работодателя права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель вправе произвести увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников в течение одного месяца со дня получения решения о согласии с данным увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока представления таких решения или мотивированного мнения, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным увольнением. В установленный срок не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

При отсутствии соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, если это предусмотрено коллективным договором, также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Комментарий к статье 374 ТК РФ

В целях обеспечения реальной возможности работникам, избранным в профсоюзные органы, быстро и эффективно выполнять обязанности по защите трудовых прав и интересов работников в ст. ст. 171, 374, 375 для них предусматриваются дополнительные гарантии в сфере трудовых отношений.

В основе гарантий работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов, лежат положения, содержащиеся в документах МОТ, в частности, в Конвенции МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.), в которой предусматривается защита представителей работников, в том числе от увольнения по инициативе работодателей (см. коммент. к ст. 31).

Виды гарантий, перечень работников, для которых они установлены, и условия их предоставления дифференцируются прежде всего в зависимости от того, выполняется ли профсоюзная деятельность работником в сочетании с основной работой у работодателя (неосвобожденный профсоюзный работник) или работником, освобожденным от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзной организации (освобожденный профсоюзный работник). Эти различия отражены в ст. ст. 374 и 375 ТК.

В числе гарантий, установленных для профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы, является защита от увольнения по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним) без соблюдения установленных условий законности увольнения.

Увольнение указанных работников по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК, т.е. получения и учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (см. коммент. к ст. 373).

Следует иметь в виду, что на практике (уже не в первый раз) вопрос о конституционности норм, устанавливающих особые гарантии трудовых прав работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций (включая их руководителей) и не освобожденных от их основной работы по трудовому договору, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по делу в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда г. Кемерово (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 7.

17 декабря 2008 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу ФГУП "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича", в которой оспаривалась конституционность п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Суть дела заключается в том, что работник указанного учреждения М., являющаяся членом профсоюзного комитета, не освобожденным от основной работы председателем профсоюзной организации данного предприятия, в рабочее время на рабочем месте организовала кампанию по сбору подписей против установки пивных палаток в г. Мурманске и тем самым нарушила правила внутреннего трудового распорядка организации.

Однако президиум Мурманской областной организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства, куда работодатель обратился с просьбой дать согласие на применение к указанному работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания, в своем постановлении согласия не дал, причем данное решение мотивировано не было.

Российский профсоюз работников рыбного хозяйства в своем ответе на просьбу работодателя разъяснить указанное постановление сослался на отсутствие каких-либо нарушений норм трудового законодательства со стороны М.

По мнению заявителя, п. 1 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не соответствует ряду статей Конституции, поскольку предоставляет необоснованные преимущества работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, и создает для них возможность злоупотребления своими правами.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1060-О-П отмечается, что ТК, вступивший в законную силу с 1 февраля 2002 г., т.е. после вынесения Конституционным Судом РФ Постановления от 24.01.2002 N 3-П, закрепил иной круг гарантий для указанных категорий работников.

Так, ст. 374 "Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы" ТК содержит нормы, устанавливающие лишь особый порядок увольнения данных работников (с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа) и лишь по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК.

Таким образом, содержащаяся в ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" норма, не допускающая без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя, после вступления в силу названного Постановления Конституционного Суда РФ и ТК не действует и не подлежит применению.

Конституционный Суд РФ определил признать п. 1 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организации - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов, не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций (не освобожденные от основной работы), участвующие в качестве делегатов в работе съездов, конференций, работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а также когда это предусмотрено коллективным договором, на время краткосрочной профсоюзной учебы освобождаются от основной работы.

Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в перечисленных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Другой комментарий к статье 374 ТК РФ

1. Осуществление работниками деятельности в составе профсоюзной организации зачастую противоречит интересам работодателя, в связи с чем в отношении таких работников применяются различные способы воздействия со стороны работодателя в целях принятия необходимого ему решения. В связи с этим закон предусматривает ряд специальных гарантий, направленных на обеспечение независимости и самостоятельности деятельности профсоюзной организации, в том числе и недопущение воздействия со стороны работодателя.

В качестве одной из основных гарантий выступает ограничение свободы работодателя при увольнении работника, входящего в состав выборного профсоюзного органа, причем следует особо акцентировать внимание на том факте, что речь в данном случае идет о неосвобожденных работниках, т.е. тех, которые осуществляют полномочия в составе профсоюза наряду с реализацией основной трудовой функции. Такие работники находятся в административном подчинении работодателя, но в силу возложения на них дополнительных функций применение ряда оснований в отношении таких лиц допускается только в специальном порядке. Указанное ограничение действует лишь в отношении тех оснований увольнения, применение которых требует согласования с профсоюзной организацией, например, вследствие сокращения численности или штата работников, несоответствия занимаемой должности, а также неоднократного неисполнения должностных функций без уважительных причин.

Поскольку такой работник одновременно занимает должность в профсоюзной организации, то получение согласия профсоюзной организации не позволит сформировать объективное мнение о соответствии принятого решения требованиям действующего законодательства. В связи с этим закон устанавливает необходимость получения согласия при увольнении указанной категории работников от вышестоящей в порядке подчиненности профсоюзной организации.

Судебная практика неоднократно акцентировала внимание на том, что положения ч.1 комментируемой статьи распространяются исключительно на руководителей профсоюзной организации и их заместителей. В отношении иных категорий работников, в том числе и избранных на соответствующую должность в профсоюзной организации, указанные гарантии в соответствии с определением КС РФ от 4 декабря 2003 года N 421-О не распространяются.

Определением КС РФ от 3 ноября 2009 года N 1369-О-П положение ч.1 ст.374 ТК РФ было признано недействующим и не подлежащим применению как являющееся аналогичным ранее признанному КС РФ не соответствующим Конституции РФ. Речь идет о ч.2 ст.235 КЗоТ 1971 года (которая впоследствии была трансформирована в ч.1 комментируемой статьи), конституционность которой была предметом рассмотрения КС РФ, который в постановлении от 24 января 2002 года N 3-П пришел к выводу о ее противоречии Конституции РФ в той части, в какой ею не допускалось без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя. Как указал КС РФ, такое правовое регулирование представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности и собственника; подобного рода ограничение не обусловлено необходимостью защиты прав и свобод, нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям Конституции РФ; эта норма предоставляет работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками и создает возможность злоупотребления правом, что несовместимо с положениями ст.19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом и о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина.

Предусмотренные ч.1 комментируемой статьи гарантии не распространяются на случаи увольнения указанных категорий работников при отсутствии вышестоящего профсоюзного органа, т.е. отсутствия субъекта, с которым должно быть согласовано решение об увольнении работника. Увольнение таких работников производится в общем порядке - с получением мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, т.е. согласование в таком случае проводится с той организацией, в которой работник осуществляет деятельность, являясь ее руководителем или заместителем руководителя.

Отметим, что Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 199-ФЗ "О внесении изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации" в комментируемую статью были внесены значительные изменения. В частности, регламентирован порядок согласования выборным профсоюзным органом решения об увольнении работника. В целом данный порядок аналогичен общему порядку, установленному в ст.373 ТК РФ.

2. Поскольку рассматриваемая категория работников осуществляет трудовую деятельность в составе профсоюзной организации в порядке совмещения, то для ее осуществления им необходимо выделение рабочего времени, в течение которого они реализуют функции профсоюзного работника. В первую очередь, речь идет об участии в съездах и конференциях профсоюзов, а также в работе выборных коллегиальных органов.

На время осуществления указанных функций работники освобождаются от обязанностей по основному месту работы, причем с охранением за ними на указанный период основного места работы, а также среднего заработка. Освобождение работника производится приказом работодателя на период работы органов управления профсоюзных организаций, по истечении указанного периода работник приступает к исполнению ранее осуществлявшейся им трудовой функции в общем порядке.

Порядок предоставления указанных гарантий может быть закреплен коллективным договором, соглашением. Таким образом, работники и работодатель совместно определяют порядок деятельности профсоюзной организации, а также реализации отдельными работниками полномочий в рамках профсоюзной деятельности, при этом в обязательном порядке учитываются особенности производственной и иной деятельности, являющейся для такого работника основным местом работы.