Статья 349.2. Особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

На работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Работникам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, их супругам и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Комментарий к статье 349.2 ТК РФ

1. Ряд особенностей трудовой деятельности ТК РФ устанавливает и в отношении работников государственных внебюджетных фондов. К числу таких фондов положения комментируемой статьи относят:
- Пенсионный фонд РФ - самостоятельное кредитно-финансовое учреждение, созданное для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат;
- Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ - специализированное кредитно-финансовое учреждение, созданное для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования;
- иные организации, созданные на территории РФ, например, Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР и т.п.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном БК РФ, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

2. Деятельность указанных субъектов направлена на реализацию конституционных прав граждан, что свидетельствует о наделении таких фондов и иных организаций рядом государственных функций, которые к тому же в большинстве своем носят компенсационный характер. В связи с этим трудовая деятельность работников таких органов и организаций подпадает под общие ограничения, обусловленные реализацией государственных функций.

В качестве одной из особенностей трудовой деятельности рассматриваемой категории работников закон предусматривает непосредственное применение к ним требований законодательства о противодействии коррупции. Следует также заметить, что перечень нормативных актов, определяющих запреты и ограничения для указанных работников, является открытым. Закон акцентирует внимание лишь на применении основного закона - Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Трудовая деятельность работников указанных государственных учреждений осуществляется с учетом ряда ограничений, например, им запрещается:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществлять предпринимательскую деятельность;
- приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам и др.

Указанные ограничения носят общий характер и обусловлены участием государства в создании и организации деятельности соответствующего фонда или иного учреждения. В связи с этим к работникам таких учреждений применяются в полной мере ограничения, связанные с осуществлением государственной гражданской службы, причем ТК РФ не относит таких работников к числу государственных служащих. Указанная особенность трудовой деятельности рассматриваемой категории работников может налагать и иные ограничения на их жизнедеятельность, но применение таких ограничений допускается исключительно в случаях, если они прямо предусмотрены законодательным актом.

3. Особое место в системе ограничений занимает запрет, предусмотренный ч.2 комментируемой статьи, который фактически сводится к трансформации общих норм специального закона в предписания данной статьи.

Так, в качестве одной из особенностей трудовой деятельности рассматриваемой категории работников закон предусматривает запрет работникам указанных фондов открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Поскольку финансирование деятельности рассматриваемой категории работников берет на себя бюджет, т.е. выплата денежного вознаграждения в данном случае является расходным обязательством государства, то в целях обеспечения стабилизации экономики на них распространяется запрет взаимодействия с иностранными государствами, носящий общий характер в отношении всех категорий государственных служащих, а также иных лиц, чья деятельность связана с реализацией государственных функций. Статья 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" прямо предусматривает распространение указанного ограничения на должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ. Прямое нормативное требование можно рассматривать в качестве одной из особенностей трудовой деятельности работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и т.п.