На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Комментарий к статье 349 ТК РФ
Комментируемая статья определила круг лиц, работающих на основании трудового договора в Вооруженных Силах РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, которые работают в воинских частях и иных учреждениях и организациях Вооруженных Сил. Перечисленные лица впервые названы субъектами трудовых правоотношений. Следовательно, на них распространяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом указывается, что нормы трудового права применяются к этой категории работников с особенностями, установленными другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Эти особенности регулируются в основном нормативными правовыми актами Минобороны России и касаются главным образом установления специального перечня должностей, которые могут замещаться гражданскими лицами в Вооруженных Силах РФ, а также регулирования условий их труда.
При этом необходимо обратить внимание на то, что основанием возникновения трудовых правоотношений категорий работников, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, в соответствии с ТК является трудовой договор.
В отношении заключения трудового договора в письменной форме был издан Приказ Минобороны России от 11.12.1993 N 557, который применяется согласно ст. 423 ТК в той части, в которой не противоречит ТК.
Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Минобороны России от 13.10.2008 N 520, разработан в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами и определяет наименования должностей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. В Перечне содержится четыре раздела: "Общие положения", "Классификатор профессий рабочих", "Классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей", "Таблица признаков производных должностей". В классификаторах указаны базовые и приравненные к ним наименования должностей, а также предусмотрена возможность образования производных наименований (заместитель, помощник, дежурный, сменный, старший и др.) в соответствии с таблицей признаков производных должностей.
Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.02.2011 N 135н <1>. Так, в соответствии с Перечнем организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, утвержденным данным Приказом, возможно прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти (например, Минсельхоза России, Минтранса России, Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального агентства связи, Федерального агентства специального строительства, Федерального космического агентства) или в организациях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ.
--------------------------------
<1> РГ. 2011. 5 апр.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2003 N 750 "Об организации альтернативной гражданской службы" (в ред. от 30.12.2009) <1> федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные в направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, ведут учет таких организаций, направляют в Федеральную службу по труду и занятости информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 51. Ст. 4984; 2005. N 32. Ст. 3302; 2010. N 2. Ст. 200.
Особенности оплаты труда гражданских лиц, заключивших трудовой договор о работе в учреждениях, предприятиях и организациях Минобороны России, обусловлены спецификой их работы в тяжелых условиях, связанных с непосредственной опасностью для жизни и здоровья.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. При этом заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.
Так, Приказом Министра обороны России от 22.06.2007 N 222 "О мерах по реализации в Министерстве обороны Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176" (в ред. от 05.08.2009) <1> предусмотрена выплата работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Минобороны России, месячных должностных окладов; ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и ежемесячного денежного поощрения; ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны; премий по результатам работы; материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда, а также единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов.
--------------------------------
<1> РГ. 2007. 22 авг.; 2009. 6 нояб.
Эти выплаты производятся в соответствии с условиями, которые определены утвержденной указанным Приказом Министра обороны России Инструкцией.
Приказом Министра обороны России от 25.01.1996 N 35 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" была введена выплата лицам гражданского персонала процентной надбавки за выслугу лет. Указанный Приказ утратил силу и в настоящее время действует Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2007 N 808 (в ред. от 21.07.2011), утвердивший Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет <1>.
--------------------------------
<1> РГ. 2008. 9 февр.; 2010. 9 июня; 2011. 14 окт.
В соответствии с Приказом Министра обороны России от 29.01.2007 N 33 "О повышении размеров некоторых видов денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и выплат лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (в ред. от 02.11.2009) <1> лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, а также от продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений, с 1 января 2007 г. выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке).
--------------------------------
<1> БНА. 2007. N 1; 2009. N 17; РГ. 2009. 25 дек.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" (в ред. от 02.10.2009) <1> принят ряд специальных актов относительно оплаты труда различных категорий лиц гражданского персонала.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 179; N 15. Ст. 1501; N 43. Ст. 4103; 2003. N 8. Ст. 759; 2004. N 8. Ст. 663; N 43. Ст. 4226; N 47. Ст. 4666; 2006. N 10. Ст. 1104; 2009. N 41. Ст. 4760.
Так, Приказом Минобороны России от 02.03.2001 N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" (в ред. от 02.11.2009) <1> утверждены согласованные с Минтрудом России размеры должностных окладов указанным лицам гражданского персонала, а также положения: об исчислении стажа работы этих лиц для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет, о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы; о премировании по результатам работы. Гражданским лицам, работающим в указанных органах, полагаются выплаты в порядке оказания материальной помощи, выплачиваются ежемесячно процентные надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, за стаж работы, связанной с защитой государственной тайны, премии по результатам работы, ежемесячное денежное поощрение и иные выплаты в соответствии с федеральными законами, а также оказывается материальная помощь.
--------------------------------
<1> БНА. 2001. N 15; 2003. N 15; N 51; 2006. N 17; 2007. N 15; РГ. 2007. 28 апр.; 2008. 2 февр.; БНА. 2008. N 24; 2009. N 4; РГ. 2009. 25 дек.
Основными критериями для установления надбавок в соответствии с Приказом Минобороны России от 02.03.2001 N 90 являются: исполнение должностных обязанностей работниками в условиях, отклоняющихся от нормальных; выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ, компетентность и ответственность работников, наличие у работников государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия.
По решению руководителя отдельного органа ранее установленный размер надбавки может быть снижен или прекращена ее выплата до истечения определенного приказом срока при невыполнении критериев ее выплаты, нарушении работником трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.
Премирование работников осуществляется в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач и производится по результатам работы за месяц (квартал). Основными показателями премирования являются результаты работы отдельного органа Минобороны и его структурных подразделений, успешное и добросовестное выполнение гражданским персоналом своих должностных обязанностей, разумная инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда.
Приказом Минобороны России от 16.04.2003 N 120 "О размерах ежемесячных доплат за ученые степени гражданскому персоналу бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков научных работников бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации, имеющих ученую степень" (в ред. от 16.02.2009) <1> предусмотрено предоставление научным работникам бюджетных учреждений (организаций) науки Минобороны России, имеющим ученую степень, ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью: докторам наук 48 рабочих дней, кандидатам наук 36 рабочих дней. Гражданскому персоналу, занимающему должности в военных образовательных учреждениях и бюджетных учреждениях (организациях) науки, установлены ежемесячные доплаты за ученую степень в размере 7000 руб. докторам наук и 3000 руб. кандидатам наук.
--------------------------------
<1> БНА. 2003. N 21; 2007. N 15; 2009. N 17.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1141 "Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (в ред. от 01.02.2005) <1> с 1 января 1998 г. военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту, и гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям военнослужащих и гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20% оклада по воинской должности (оклада, тарифной ставки). Указанная надбавка выплачивается сверх установленных выплат денежного довольствия (оплаты труда).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 40. Ст. 4969; 2005. N 7. Ст. 560.
При этом, в соответствии с Приказом Министра обороны России от 28.10.2008 N 540 <1>, размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Минобороны России повышены с 1 октября 2008 г. в 1,09 раза.
--------------------------------
<1> БНА. 2009. N 4.
Имеются и другие специальные нормы, касающиеся гарантий и компенсаций гражданскому персоналу, работающему по трудовому договору в воинских формированиях и органах, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона (см. Постановление Правительства РФ от 31.05.2000 N 424 (в ред. от 08.08.2003) <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2434; 2002. N 40. Ст. 3933; 2003. N 33. Ст. 3269.
Следует отметить, что для гражданского персонала воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, на период их работы в указанных частях и органах предусмотрены гарантии и компенсации, установленные Постановлением Правительства РФ от 15.01.2000 N 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе" (в ред. от 14.01.2002) <1>. Так, если по общему правилу размеры тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы для работников гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Минобороны России увеличиваются на 50%, то работающим по трудовому договору в воинских формированиях на территории Чеченской Республики выплата должностных окладов (тарифных ставок) производится в полуторакратном размере по отношению к указанному выше. Кроме того, им производится выплата суточных при командировании в указанный регион по установленной норме с применением коэффициента 1,1, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц, но не более 14 календарных дней.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 4. Ст. 394; 2002. N 4. Ст. 321.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (в ред. от 08.12.2011) <1> должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности установлены с увеличением на 25% за работу в указанных органах.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 46. Ст. 4537; 2002. N 19. Ст. 1794; N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 156; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1779; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2007. N 28. Ст. 3348; N 31. Ст. 4008; N 50. Ст. 6241; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 235; 2010. N 31. Ст. 4207; N 42. Ст. 5297; 2011. N 1. Ст. 32; N 29. Ст. 4282; N 30 (ч. 1). Ст. 4589.
На лиц гражданского персонала, работающих по трудовому договору в организациях Минобороны России, также распространяются и общие требования по соблюдению законодательства об охране труда, и с учетом специфики их трудовой деятельности установлены и специальные нормы-дополнения по обеспечению охраны их труда.
На работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу, также распространяются общие нормы трудового законодательства, но при этом следует учитывать как рассмотренные выше особенности, касающиеся гражданского персонала в Вооруженных Силах РФ, так и иные особенности условий труда, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Следует в первую очередь в отношении указанной категории работников руководствоваться Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", который вступил в силу с 1 января 2004 г. Пункт 3 ст. 1 этого Федерального закона прямо указывает, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК с учетом особенностей, предусмотренных этим Законом. Прежде всего, в соответствии с этим Законом на альтернативную гражданскую службу направляются только лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет в установленном для них порядке. Помимо указанных половозрастных ограничений, Закон учитывает и специфические условия жизни коренных малочисленных народов. В соответствии с п. 3 ст. 4 указанного Федерального закона они направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. Закон предусматривает, что при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах (п. 5 ст. 4).
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, составляет 18 месяцев, с ними заключается срочный трудовой договор. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.
Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения срочного трудового договора работодателя с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.
Необходимо подчеркнуть следующие особенности этого срочного трудового договора, связанные с тем, что в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:
прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Временные периоды, когда гражданин в указанных случаях не выполнял работу, соответственно исключаются из срока трудового договора.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 (в ред. от 17.02.2007) <1>. Так, в соответствии с п. 56 этого Положения гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2309; 2007. N 9. Ст. 1087.
а) по истечении срока альтернативной гражданской службы;
б) в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
г) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.
Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностным лицом на основании представления к увольнению и оформляется приказом. В представлении к увольнению указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы. К представлению к увольнению прилагаются: а) служебная характеристика; б) копия учетной карты; в) копия трудовой книжки; г) документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной гражданской службы, - для гражданина, подлежащего увольнению по истечении срока службы; д) документы, подтверждающие периоды альтернативной гражданской службы гражданина, подлежащие зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности с учетом его работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством РФ (при наличии таких периодов), а также заявление гражданина о досрочном увольнении с альтернативной гражданской службы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наличие оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы, - для гражданина, имеющего право на досрочное увольнение по такому основанию в соответствии с Федеральным законом и др.
Представление к увольнению по истечении срока альтернативной гражданской службы направляется работодателем должностному лицу не позднее чем за два месяца до истечения этого срока.
Гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в двухнедельный со дня увольнения срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет. При постановке на воинский учет удостоверение и учетная карта сдаются в военный комиссариат.
Другой комментарий к статье 349.1 ТК РФ
1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основании федерального закона о ее создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
С 2009 года в российском законодательстве появилось указание на понятие "государственной компании", которое по своему содержанию идентично понятию государственной корпорации. Таким образом, в настоящее время отсутствует какой-либо способ разграничения двух указанных организационно-правовых форм юридического лица. Такое разграничение может быть произведено исключительно в соответствии с их учредительными документами. Правовой статус указанных организаций регламентируется специальными федеральными законодательными актами, например, Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги", Федеральным законом от 23 ноября 2007 года N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии" и т.п.
Указанные нормативные акты регламентируют в большинстве своем деятельность лишь самой организации, оставляя за рамками своего правового регулирования особенности регулирования труда работников таких организаций. В качестве нормативного акта общего регулирования ТК РФ призван определить основные аспекты правового статуса работника таких корпораций и компаний. Однако правовое регулирование ТК РФ носит фрагментарных характер и устанавливает лишь обязанности и ограничения в деятельности работника. В связи с этим правовой статус работника корпорации или государственной компании следует рассматривать в качестве общего с учетом особенностей, установленных комментируемой статьей.
2. Правовой статус работодателя налагает ряд особенностей и на правовой статус его работника, в частности, такие особенности реализуются в должностных обязанностях работника, перечень которых определен комментируемой статьей. К числу специальных обязанностей закон относит:
- представление сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Данные сведения предоставляются в порядке, утвержденном Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 года N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции". Форма соответствующей справки утверждена Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации". Представляемые сведения должны охватывать собой все виды полученных в указанном периодов доходов, в том числе и заработную плату, пособия, пенсии, а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанная информация представляется по состоянию на конец отчетного периода, т.е. с учетом всех сделок и договорных обязательств, реализованных в течение года. При этом следует обратить внимание на то, что такие сведения являются конфиденциальными;
- информирование работодателя о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принятие мер по предотвращению такого конфликта.
Личная заинтересованность - это возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами.
Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Прежде всего, работник обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его трудовой деятельности. Важным представляется в данном контексте знание работником не только своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, но и требований, предъявляемых к служебному поведению.
Предотвращение возникновения у работника государственной корпорации (государственной компании) личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, становится обязанностью руководителя. Руководитель должен при определении должностных обязанностей, поручений, при поступлении на работу учитывать персональные данные работника и сведения о нем, связанные с поступлением на работу, осуществлением трудовой функции и увольнением.
Руководитель, которому стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения работника, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности. Работник государственной корпорации (государственной компании) в случае, если он владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), и это приводит или может привести к конфликту интересов, обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок реализации указанных обязанностей относится к компетенции Правительства РФ. В настоящее время указанная компетенция реализована в рамках постановления Правительства РФ от 21 августа 2012 года N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации".
3. На основе деятельности отдельных корпораций и компаний можно выделить ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
- выполнение отдельных должностных функций работника в отношении родственников и/ или иных лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах. Основными мерами устранения личной заинтересованности и предотвращения конфликта интересов является уведомление работодателя о наличии указанных обстоятельств, препятствующих объективному принятию работником решения. Непосредственному руководителю рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/ или иными лицами, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах;
- выполнение иной оплачиваемой работы - работнику рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции управления. В случае если на момент начала выполнения таких функций работник уже выполнял или выполняет в ней оплачиваемую работу, ему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения такой оплачиваемой работы в данной организации. Требование о необходимости уведомления непосредственного работодателя действует и в случае, если в подконтрольной организации осуществляют оплачиваемую деятельность родственники данного работника. В случае если работник самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, работодатель вправе отстранить его от выполнения отдельных функций в отношении организации, в которой работник или его родственники выполняют оплачиваемую работу;
- владение имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами - наиболее оптимальным способом устранения данного конфликта является продажа таких ценных бумаг или иного имущества или передача их в доверительное управление, о чем уведомляется непосредственный руководитель. Руководителю корпорации (компании) рекомендуется до принятия работником мер по урегулированию конфликта интересов отстранить его от выполнения отдельных функций, реализация которых связана с данным конфликтом;
- получение подарков и услуг - рекомендуется не принимать никаких подарков от организаций, в отношении которых работник осуществляет или ранее осуществлял трудовую деятельность, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения, за исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых превышает 3000 рублей. В данном случае указанные подарки, полученные работником, признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются по акту работодателю.
Работодателю, в случае если ему стало известно о получении работником подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых он осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей. Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей и работник не передал его по акту работодателю, то в отношении такого работника рекомендуется применить меры дисциплинарной ответственности. Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то рекомендуется указать работнику на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации работодателя и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения;
- имущественные обязательства и судебные разбирательства - в указанном случае работнику и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это работнику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности. Работодатель в данном случае вправе до урегулирования имущественного обязательства отстранить работника от работы в отношении тех субъектов, перед которыми работник, его родственники или иные лица, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства;
- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения из государственной корпорации (государственной компании) - работнику в случае поручения ему отдельных функций в отношении бывшего работодателя рекомендуется уведомить непосредственного руководителя в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации. Работодателю рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения работника с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, работодатель вправе отстранить работника от выполнения отдельных функций в отношении бывшего работодателя. Работнику рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции в ходе трудовой деятельности в государственной корпорации (государственной компании). При поступлении соответствующих предложений работнику рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения из корпорации или компании;
- использование служебной информации - работнику запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с его трудовой деятельностью, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе, и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности. В связи с этим работнику следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности. Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования работником информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к нему мер дисциплинарной ответственности за нарушение установленных запретов.
4. Возможность возникновения конфликта интересов предопределяет необходимость формирования комплекса ограничений, обусловленных фактом трудовой деятельности работника в государственной корпорации (государственной компании). Перечень таких ограничений определен в качестве запретов для работников указанных субъектов. При этом рассматриваемая правовая норма характеризуется отсылочным и условным характером. В частности, такие запреты должны быть прямо предусмотрены постановлением Правительства РФ, только в этом случае они подлежат применению к работникам государственных корпораций (компаний), причем исключительно в объеме, установленном Правительством РФ. Перечень ограничений приводится в ч.4 комментируемой статьи.
Применение указанных запретов в отношении работников государственных корпораций и государственных компаний в настоящее время регламентировано постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 года N 841, которое устанавливает, что указанные запреты распространяются на работников государственной корпорации (государственной компании) и действуют во всех случаях, за исключением запрета, предусмотренного п.1 ч.4 ст.349.1 ТК РФ, который не распространяется на некоторые случаи участия работников государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в органах управления и контроля коммерческих организаций.
5. Специальное требование в отношении работников государственной корпорации (компании) устанавливается Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", распространяющим указанный запрет и на данную категорию работников.
Указанный запрет трансформирован в нормы комментируемой статьи, что еще раз подчеркивает его значимость. Он не только включает в себя ограничение по открытию счетов, но и предполагает необходимость их закрытия, если таковые имелись у работников до вступления в силу указанного нормативного акта. Его нормы направлены на будущее время, в связи с чем он не допускает никакой возможности вывода капитала за рубеж при наличии тесной связи с государством, в том числе в рамках трудовых взаимоотношений. С другой стороны, поскольку сведения о доходах и имуществе работников государственных корпораций и компаний носят открытый характер, то сам по себе факт вывода капитала за рубеж утрачивает смысл. Подобный подход направлен на развитие российского государства, в том числе обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, упорядочение лоббистской деятельности, расширение инвестирования средств в национальную экономику и повышение эффективности противодействия коррупции.