Прекращение работы в представительстве Российской Федерации за границей производится в связи с истечением срока, установленного при направлении работника соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением Российской Федерации или заключении с ним срочного трудового договора.
Работа в представительстве Российской Федерации за границей может быть прекращена досрочно также в случаях:
1) возникновения чрезвычайной ситуации в стране пребывания;
2) объявления работника персоной нон грата либо получения уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания;
3) уменьшения установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства;
4) несоблюдения работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали;
5) невыполнения работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства;
6) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора;
7) временной нетрудоспособности продолжительностью свыше двух месяцев подряд или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .
При прекращении работы в представительстве Российской Федерации за границей по одному из оснований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, увольнение работников, не состоящих в штате направившего их на работу за границу федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации, производится в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. Увольнение работников, состоящих в штате указанных органов и учреждений, производится по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами .
Комментарий к статье 341 ТК РФ
Обращаясь к ст. 341 ТК в настоящее время, необходимо учитывать, что Федеральный закон от 27.07.2010 N 205-ФЗ внес некоторые уточнения и дополнения в регулирование соответствующих вопросов.
Прежде всего важно обратить внимание на различие названий ст. 341 ТК и ст. 10 указанного Федерального закона, в соответствии с которой новое название можно сформулировать: "Основания прекращения работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации".
Правовое понятие "сотрудник дипломатической службы" раскрывается, как выше уже отмечалось, в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ.
Отличительной особенностью служебно-трудовых правоотношений дипломатических сотрудников, направленных на государственную федеральную службу в загранучреждения, является их срочный характер, определяемый продолжительностью срочного служебного контракта - до трех лет, по окончании которого он может быть перезаключен на новый срок.
В исключительных случаях по решению представителя нанимателя срок работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении МИД России может быть продлен без его согласия на период до шести месяцев сверх срока, установленного в контракте, при условии внесения в него соответствующего изменения (см. ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ).
Согласно ст. 10 указанного Федерального закона работа сотрудника дипломатической службы может быть прекращена досрочно по перечисленным в п. п. 1 - 7 ч. 2 этой статьи основаниям, которые могут быть связанными или не связанными с виной дипломатического работника. Особое основание для досрочного прекращения работы дипломатического работника предусмотрено в ч. 3 ст. 10 данного Закона. Оно связано со служебной необходимостью досрочного прекращения работы дипломатического работника, замещающего в загранучреждении МИД России должность федеральной государственной гражданской службы категории "руководители". Такая работа может быть прекращена по решению министра иностранных дел РФ до истечения срока, установленного при направлении сотрудника в загранучреждение МИД России.
Предусмотрено два порядка увольнения по указанным основаниям:
а) увольнение сотрудников дипломатической службы, с которыми в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ был заключен срочный служебный контракт, производится в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по соглашению сторон служебного контракта;
б) увольнение сотрудников дипломатической службы, которые были направлены на работу в загранучреждение МИД России, производится в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ. Оно может быть произведено по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" или Федеральным законом от 27.07.2010 N 205-ФЗ. Различие между ними связано с юридическими фактами, определившими возникновение служебно-трудовых правоотношений за рубежом: срочный служебный контракт или направление сотрудника дипломатической службы в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ. Во втором случае речь идет о направлении на работу за границу сотрудника дипломатической службы, замещающего должность в центральном аппарате МИД России или его территориальном органе. В таких случаях в ранее заключенный с ним контракт должны быть внесены изменения, касающиеся срока и условий его работы в загранучреждении МИД России. По окончании работы в нем сотруднику дипломатической службы должна быть предоставлена прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии - другая должность с согласия сотрудника. Следовательно, возможно и увольнение по соглашению сторон.
В отличие от ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ, содержащей перечень оснований, влекущих прекращение работы дипломатического сотрудника в загранучреждении МИД России, в ст. 11 этого Закона перечислены основания для возможного расторжения служебного контракта с сотрудником дипломатической службы по инициативе представителя нанимателя. Таким образом, если наличие оснований, перечисленных в ст. 10, является, безусловно, объективной причиной прекращения служебно-трудового правоотношения с соответствующим сотрудником, то в ст. 11 названы основания, дающие возможность представителю нанимателя по его инициативе расторгнуть служебный контракт с сотрудником дипломатической службы.
Эти различия могут (возможно) определять и разные правовые последствия в зависимости от конкретных обстоятельств.
В ст. 11 выделены три следующих основания увольнения по инициативе представителя нанимателя:
- отказ дипломатического работника без уважительной причины от направления по решению представителя нанимателя на работу в загранучреждение МИД России в порядке ротации;
- несоблюдение в период работы в загранучреждении МИД России режимных ограничений, установленных нормативными правовыми актами для загранучреждений МИД России, или правил проживания, действующих в соответствующем загранучреждении, с которыми сотрудник дипломатической службы был ознакомлен в установленном порядке;
- отказ по окончании работы в загранучреждении МИД России от предложенной для замещения в порядке, установленном законодательством РФ, должности федеральной государственной гражданской службы.
Эти основания расторжения служебного контракта отражают объективную необходимость их установления и применения к сотрудникам дипломатической службы, имеющей свои специфические особенности, связанные с увольнением. Они проявляются, в частности, в установленной Федеральным законом от 27.07.2010 N 205-ФЗ возможности по инициативе работодателя расторгать служебный контракт с федеральными государственными гражданскими служащими, помимо оснований, предусмотренных в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и по основаниям, закрепленным в ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ.
Практика, очевидно, не противоречит смыслу ст. 28 ТК, признающей наличие особенностей применения норм трудового права к государственным гражданским служащим, занятым в различных сферах служебной деятельности, в том числе и дипломатической. Эта статья ТК сформулирована, по существу, также с учетом особенностей применения норм о социальном партнерстве. Однако дальнейшее развитие правового регулирования служебно-трудовых отношений в дипломатической сфере не исключает возможности установления в будущем специфики применения норм о социальном партнерстве в сфере служебно-трудовых отношений. Предпосылкой возможности развития таких норм является закрепленное в федеральном законодательстве право гражданских служащих на членство в профессиональном союзе и участие в его деятельности.
Рассмотрение индивидуальных служебных споров. Согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" индивидуальный служебный спор - это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее - органы по рассмотрению служебных споров):
1) комиссией государственного органа по служебным спорам;
2) судом.
Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством РФ.
Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.
Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам указанным представителем соответствующего нанимателя.
Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.
Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам указанного срока комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи письменного заявления.
Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.
Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в 10-дневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ.
Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:
1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:
1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;
2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.
В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным указанным Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.
Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
Другой комментарий к статье 341 ТК РФ
1. Дипломатические работники осуществляют свою профессиональную деятельность в общем порядке с учетом особенностей, установленных ТК РФ и федеральным законодательством о государственной службе и дипломатической службе. В этой связи прекращение трудового договора с дипломатическим работником производится по общим основаниям, установленным указанными законами. Срочный характер трудового договора свидетельствует о возможности его прекращения в связи с истечением срока данного договора.
Следует обратить внимание, что прекращение деятельности в представительстве за границей и прекращение трудовой деятельности - разные понятия. Прекращение трудовой деятельности связано с полной ликвидацией всех взаимоотношений конкретного работника с конкретным работодателем. Прекращение работы в представительстве указывает лишь на изменение условий трудовой деятельности отдельного работника, т.е. предполагает как возможность полного прекращения трудовой деятельности, так и ее изменение в соответствии с потребностями уполномоченного органа.
Поскольку деятельность в представительстве носит срочный характер, то истечение указанного срока является основанием для прекращения данного вида деятельности, даже в случае продолжения трудовой деятельности в одном из структурных подразделений МИД России. Реализация указанного основания закономерно вытекает из требования ТК РФ, предусматривающего в качестве правопорождающего юридического факта необходимость повторного назначения на работу в данное представительство уполномоченным органом. Таким образом, истечение срока работы в представительстве может выступать как в качестве основания прекращения такой деятельности, так и в качестве основания расторжения договора. В то же время следует обратить внимание, что истечение срока трудового договора является общим основанием его прекращения. Предусмотренное комментируемой статьей прекращение трудовой деятельности в представительстве можно рассматривать в качестве частного случая указанного общего основания.
2. Наряду с применением общих оснований закон предусматривает реализацию ряда специальных обстоятельств, в силу действия которых полномочия зарубежных представительств и консульских учреждений не могут быть реализованы в полной мере. Перечень таких обстоятельств определен комментируемой статьей и носит закрытый характер, т.е. не может быть расширен за счет включения в него тех обстоятельств, которые непосредственно законом не регламентированы.
Указанный перечень предусматривает досрочное прекращение трудовой деятельности в представительстве, т.е. такое прекращение зависит от наступления конкретных обстоятельств и предусматривает его применение до истечения установленного решением МИД России или иного уполномоченного учреждения срока полномочий дипломатических сотрудников. Анализ указанных обстоятельств свидетельствует о том, что они включают в себя факты, которые как зависят, так и не зависят от воли работника, т.е. в полной мере ими могут выступать как события, так и действия. В указанный перечень включаются следующие обстоятельства:
- возникновение чрезвычайной ситуации в стране пребывания. Понятие чрезвычайной ситуации дается в ст.1 ФКЗ "О чрезвычайном положении". При наступлении чрезвычайно ситуации дипломатические представительства и консульские учреждения переводятся на особый режим работы. Основания принятия решений о временном прекращении (ограничении) деятельности загранучреждений Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций определены Указом Президента РФ от 2 ноября 1994 года N 2058 "О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом";
- объявление работника персоной нон грата либо получение уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания. Приобретение указанного статуса свидетельствует о допущении таким работником неподобающего поведения при осуществлении им должностных обязанностей. Статья 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года предусматривает, что принимающее государство может в любое время и без необходимости объяснения причины объявить любого члена дипломатического корпуса персоной нон грата, даже до того, как этот человек прибыл в страну. Лицо, объявленное персоной нон грата, должно покинуть страну, в противном случае государство может отказаться признавать это лицо членом дипломатической миссии. Указанные последствия влекут за собой невозможность осуществления должностных обязанностей в составе соответствующего дипломатического представительства, в связи с чем трудовая деятельность лица, объявленного персоной нон грата, прекращается;
- уменьшение установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства. Квота представляет собой установленный норматив назначения отдельных должностных лиц в штат соответствующего дипломатического представительства. Уменьшение установленной квоты фактически представляет собой сокращение численности или штата работников, для которых общим правовым последствием выступает прекращение трудовых отношений с отдельными работниками. Указанное последствие подлежит непосредственному применению и в отношении дипломатических представительств, работа в которых в связи с сокращением квоты прекращается для тех работников, которые превышают установленную квоту. Определение перечня указанных работников относится к компетенции МИД России, т.е. уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
- несоблюдение работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали. Такое основание представляет собой действия (бездействие) дипломатического представителя, выражающиеся в неуважении к традициям и обычаям страны пребывания. С одной стороны, указанные действия (бездействие) являются недопустимыми для данной категории работников, которые представляют интересы государства, с другой стороны, они свидетельствуют о неуважении к нравам государства, на территории которого они работают. В указанной ситуации продолжение деятельности такого работника в данном государстве становится невозможным. Однако в случае выявления указанных обстоятельств закон предоставляет возможность принятия решения как самим государством, направившим такого представителя, так и государством пребывания. В случае принятия решения государством, направившим работника, прекращение его деятельности производится по рассматриваемому основанию. Если же прекращение деятельности инициируется страной пребывания, то прекращение деятельности также осуществляется направившей работника стороной, но в связи с объявлением его персоной нон грата и т.п. Следует обратить внимание, что наиболее часто неуважение к законам и обычаям страны пребывания реализуется в форме действий, т.е. активных поступков, выказывающих такое неуважение;
- невыполнение работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства. Олицетворяя собой государство гражданства, дипломат априори рассматривается в качестве эталона поведения в различных ситуациях, и повышенное внимание к его персоне требует зачастую соблюдения установленных норм не только им лично, но и членами его семьи;
- однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора. Грубое нарушение трудовых обязанностей является общим основанием к расторжению трудового договора согласно ст.81 ТК РФ. Применительно к дипломатическим работникам перечень нарушений, признаваемых грубыми, может быть значительно расширен. Например, в качестве грубого нарушения, требующего прекращения трудовой деятельности работника, выступает распространение им сведений, составляющих государственную тайну, которое одновременно является преступлением и влечет применение мер ответственности;
- временная нетрудоспособность продолжительностью свыше 2 месяцев подряд или наличие заболевания, препятствующего работе за границей. Факт временного отсутствия по причине болезни не позволяет такому работнику в указанный период исполнять возложенные на него обязанности, т.е. фактически он лишает представительство возможности осуществлять свою деятельность в нормальном режиме, и возникает необходимость исполнения обязанностей отсутствующего работника иным сотрудником представительства. Ограниченность штата таких работников свидетельствует о невозможности такого совмещения обязанностей, что прямо влияет на результатах работы конкретного субъекта. По общему правилу, установленному ТК РФ, замещение отсутствующего по причине временной нетрудоспособности работника может производиться на протяжении небольшого периода времени. Закон ограничивает указанный период 2 месяцами непрерывного отсутствия. Если болезнь работника длится более установленного периода времени, то его должность замещается иным работником на указанный период. Перечень указанных заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 года N 208 "Об утверждении списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей".
3. Устанавливая ряд специальных оснований прекращения трудовой деятельности дипломатического работника, ТК РФ одновременно определяет и порядок их применения с учетом общих и специальных оснований, а также учитывая возможность прекращения трудовой деятельности дипломатического работника за рубежом или полного прекращения трудовой деятельности, т.е. увольнения такого работника. Подобное разграничение проводится применительно к включению отдельного работника в штат федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения РФ.
Трудовая деятельность штатных работников носит постоянный характер, и факт направления их на работу за границу свидетельствует об изменении условий их трудового договора, а соответственно, и условий труда. Для данной категории работников закон предусматривает специальную гарантию - обязанность работодателя предоставить прежнюю работу или иную подходящую работу в структуре МИД России после истечения срока направления работника на работу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.
Увольнение штатных работников допускается только по основаниям, установленным ТК РФ, причем к ним в равной степени могут быть применены как общие, так и специальные основания. Учитывая специфический характер деятельности дипломатических работников, применительно к данной категории работников достаточно распространено прекращение трудовой деятельности по соглашению сторон, что позволяет сторонам трудовых отношений избежать конфликта. Таким образом, увольнение штатного работника может быть произведено в равной степени по соглашению сторон, по инициативе самого работника, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В случае выявления нарушения в деятельности отдельного дипломатического работника трудовой договор с ним может быть расторгнут по инициативе работодателя как по основаниям, указанным в ст.81 ТК РФ, так и по специальным основаниям, предусмотренным комментируемой статьей.
В силу специального предписания ТК РФ положения ч.2 комментируемой статьи подлежат применению в отношении тех категорий работников, которые не являются штатными сотрудниками МИД России или государственных учреждений, т.е. в отношении категорий работников, которые привлекаются исключительно для работы в представительстве за границей на протяжении установленного периода времени.