Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются :
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса ;
4) пункт утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ .
Комментарий к статье 336 ТК РФ
Учитывая особенности возникновения трудовых правоотношений и содержания трудовой функции педагогических работников, комментируемая статья предусматривает основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя, помимо тех, которые предусмотрены ст. 81 ТК (см. коммент. к ней). Эта норма носит адресный характер и, так же как п. 3 ст. 254 КЗоТ, утратившего силу в связи с принятием ТК, ориентирована на применение дополнительных оснований прекращения трудовых правоотношений в отношении работников образовательных учреждений, деятельность которых связана с выполнением воспитательных функций. Обязанности указанной категории работников в дополнение к их новым обязанностям (см. коммент. к ст. 21) регламентируются уставами образовательных учреждений. В связи с этим впервые установлено соответствующее основание: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения может повлечь за собой увольнение педагогического работника.
При этом в уставе образовательного учреждения после принятия ТК следует устанавливать перечень грубых нарушений устава, за которые может последовать такое увольнение, разумеется, если указанный перечень не был установлен ранее.
Если такой перечень не был установлен, то при оценке тяжести совершенного проступка (нарушения устава) можно руководствоваться правилами внутреннего распорядка учебного заведения. Понятие "грубое нарушение устава" является оценочным и само решение относится к исключительной компетенции руководителя образовательного учреждения.
Так, например, систематическое ненадлежащее исполнение основной уставной обязанности педагогического работника по своевременному и качественному выполнению учебной нагрузки, выразившееся в срыве занятий без уважительных причин или проведении этих занятий на низком методическом уровне в связи с неподготовленностью к ним, может расцениваться как грубое нарушение обязанностей, предусмотренных уставом.
Для увольнения по этому основанию необходимо, чтобы факт грубого нарушения устава педагогическим работником был подтвержден служебной запиской работника учебной части, деканата, соответствующим актом, иными документами. От работника в каждом конкретном случае должно быть потребовано объяснение. Так как увольнение всегда является крайней мерой, работодатель в случае виновного грубого нарушения устава вправе применить к педагогическому работнику дисциплинарное взыскание.
Поскольку речь идет о повторном грубом нарушении устава в течение одного года, то указанный годичный срок исчисляется с момента совершения первого грубого нарушения.
С особой ответственностью педагогических работников как лиц, выполняющих воспитательные функции, связано и второе дополнительное основание прекращения трудовых правоотношений, установленное комментируемой статьей.
Предусмотрено, что в случае применения, хотя и однократного, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, педагогический работник подлежит увольнению.
Совершенно очевидно, что под это основание подпадают случаи причинения обучающемуся физических или нравственных страданий.
Физические страдания могут быть причинены в результате нанесения побоев, ударов и совершения других действий, сопряженных с причинением физической боли.
Нравственные страдания могут быть причинены насилием, совершенным в отношении личности обучающегося в форме угроз, унижения достоинства, оскорбления и т.п.
В указанных случаях также необходимо, чтобы факт физического или психического насилия в отношении обучающегося был подтвержден соответствующими документами (служебные записки, акты, объяснения и т.п.).
Следует иметь в виду, что п. 2 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что расследование нарушения, совершенного педагогическим работником, проводится только в случае подачи письменной жалобы. При этом копия жалобы должна передаваться педагогическому работнику для ознакомления и дачи объяснения.
Увольнение ректора, проректора, руководителя филиала (института) государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования по п. 3 комментируемой статьи допускается, когда невозможно перевести указанных руководящих работников вуза на иные должности, соответствующие их квалификации, или отсутствует согласие на такой перевод.
Это основание прекращения трудового договора претерпело изменение в части круга субъектов, на которых оно распространяется, в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2006 N 113-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (см. коммент. к ст. 332).
В п. 4 комментируемой статьи предусмотрены два дополнительных основания прекращения трудового договора с педагогическим работником: неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу. При этом указанное дополнение носит отсылочный характер (см. ч. 7 ст. 332 ТК). Если преподаватель трудится на основании трудового договора, заключенного на неопределенный срок, и не избран на должность по результатам конкурса, проводимого один раз в пять лет, или не подал заявление для участия в этом конкурсе, то в первом случае трудовой договор с ним подлежит прекращению в связи с неизбранием по конкурсу, а во втором случае - в связи с истечением срока избрания по конкурсу (п. 4 комментируемой статьи).
Эти основания прекращения трудового договора с научно-педагогическими работниками предусмотрены в ТК впервые.
Следует иметь в виду, что прекращение трудового договора возможно и по основаниям, предусмотренным федеральными законами. Так, например, Федеральным законом от 18.07.2006 N 113-ФЗ введено новое основание прекращения трудового правоотношения с руководителями вузов. В случае если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора вуза в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования, на работу по трудовому договору на срок не более чем пять лет. Учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем органом, осуществляющим управление в сфере образования, по представлению ректора вуза утверждается новый состав ученого совета (п. 6 ст. 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Другой комментарий к статье 336 ТК РФ
1. Педагогические работники представляют собой категорию работников, особенности правового статуса которой предопределены спецификой осуществляемой ими деятельности. Наличие таких особенностей ни в коей мере не умаляет значение законодательных предписаний общего характера, а направлено на учет указанных особенностей в процессе осуществления такими работниками своей трудовой деятельности. Так, трудовой договор с любым педагогическим работником может быть прекращен по любому из предусмотренных ТК РФ оснований. При этом реализация в рамках трудовой деятельности образовательной и воспитательной функций свидетельствует о предъявлении к таким работникам ряда дополнительных требований, что, в свою очередь, способствует формированию дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником.
Анализ положений комментируемой статьи свидетельствует о том, что предусмотренные ею дополнительные основания в большей степени являются основными для работников образования, поскольку отражают специфические, характерные только для данной категории работников обстоятельства, препятствующие продолжению ими данной деятельности.
2. Применительно к деятельности педагогических работников закон указывает на возможность увольнения в случае неоднократности совершения грубого нарушения предписаний устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, т.е. его учредительного документа. В этой связи представляется необходимым в рамках ЛНА образовательной организации определить конкретные составы правонарушений, которые признаются для его работников грубыми нарушениями и могут при рецидиве повлечь за собой увольнение по данному основанию. Данная позиция отражена в Методических рекомендациях по разработке устава образовательного учреждения, которые прямо ссылаются на отсутствие в действующем законодательстве определения "грубое нарушение устава", в связи с чем данный вопрос каждое образовательное учреждение должно урегулировать самостоятельно. Устав должен содержать исчерпывающий перечень проступков, рассматриваемых в качестве грубых нарушений его положений. Однако на практике данное положение зачастую не реализуется.
Анализ большинства действующих уставов образовательных учреждений свидетельствует о том, что на практике происходит совмещение двух самостоятельных оснований расторжения трудового договора: общего (однократное грубое нарушение трудовых обязанностей) и специального, предусмотренного исключительно для педагогических работников (повторное грубое нарушение устава). Тем самым нивелируется правое значение предписаний настоящей статьи.
3. В качестве специального основания увольнения педагогического работника может выступать и однократное применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Физическое насилие представляет собой непосредственное воздействие на организм человека, психическое - на его психику, волю, желания или поведение.
В настоящее время в судебной практике имеется множество примеров реализации комментируемой нормы, которые нередко заканчиваются восстановлением работника на работе, поскольку требуют определения методики доказывания факта применения насилия над личностью ученика (см., например, решение Карабудахкентского районного суда 16 июня 2009 года по иску О. к Карабудахкентской средней общеобразовательной школе Карабудахкентского района РД о восстановлении на работе, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда).
При обвинении педагогического работника в применении антипедагогических методов проводится дисциплинарное расследование. По его результатам руководитель образовательного учреждения либо соответствующий коллегиальный орган дают оценку применяемым педагогическим работником методам и на ее основании принимают решение об увольнении работника по ч.2 ст.336 ТК РФ. Для применения рассматриваемого основания расторжения трудового договора администрация образовательной организации должна обладать необходимым объемом знаний о процедуре его реализации, в том числе и в части проведения дисциплинарного расследования.
4. Замещение отдельных категорий должностей, как правило, речь идет об управленческом (административном) аппарате образовательного учреждения, связано с применением возрастного ценза (о возрастном цензе подробнее см. комментарий к ст.332 ТК РФ). Несоответствие установленному возрастному цензу является основанием для прекращения трудовых правоотношений с таким работником, но в данном случае в качестве специальной гарантии таким работникам закон предусматривает возможность их перевода на другую должность с их согласия. В случае отсутствия такой возможности трудовые правоотношения подлежат прекращению. С учетом определения КС РФ от 11 июля 2006 года N 213-О в настоящее время указанное основание реализуется, в основном, лишь в отношении ректоров организаций высшего образования и руководителей иных образовательных организаций, для которых возрастной ценз является императивным требованием. При этом факт достижения предельного возраста пребывания в должности является основанием для прекращения трудовых правоотношений именно по данной должности, но никоим образом не умаляет право такого лица на осуществление педагогической деятельности. В этой связи рассматриваемое основание выступает как в качестве правопрекращающего юридического факта (в отношении управленческой должности), так и правоизменяющего (в отношении должности профессорско-преподавательского состава). Определение статуса данного юридического факта в равной степени зависит как от работодателя, так и от работника.