Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей .
Комментарий к статье 313 ТК РФ
Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются не только ТК и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ.
В настоящее время правовое регулирование государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, наряду с комментируемой главой ТК осуществляется также Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 24.07.2009; далее - Закон от 19.02.1993 N 4520-1).
Согласно ст. ст. 1 и 3 этого Закона с 1 января 2005 г. гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
- в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - законами субъектов РФ;
- в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных Законом от 19.02.1993 N 4520-1.
Вместе с тем указанные законодательные акты не устанавливают размер и порядок предоставления отдельных видов гарантий и компенсаций, а лишь предусматривают необходимость принятия специальных нормативных правовых актов по соответствующим видам гарантий и компенсаций. Поэтому в настоящее время продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР, устанавливающие размеры и порядок предоставления компенсаций и льгот лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения.
Определение районов Севера для целей предоставления гарантий и компенсаций должно осуществляться на основании перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который устанавливается Правительством РФ (ст. 2 Закона от 19.02.1993 N 4520-1). Пока такое постановление Правительством РФ не принято.
Отметим, что ранее ст. 13 Федерального закона от 19.06.1996 N 78-ФЗ <1> (утратил силу с 1 января 2005 г.) и п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.1997 N 1664 "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера" <2> предусматривалось принятие федерального закона о районировании Севера Российской Федерации с учетом географических и природно-климатических факторов, влияющих на жизнеобеспечение населения и производство. Однако такой закон так и не был принят.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 19.06.1996 N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (в ред. от 02.01.2000) // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3030; 2000. N 2. Ст. 151. Утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
<2> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 256.
До принятия указанного Постановления Правительства РФ сохраняется существующее деление Севера на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Поэтому в настоящее время действует Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, с дополнениями и изменениями, внесенными российским законодательством (в ред. от 24.04.2007) <1>. Минэкономразвития России проводится работа по разработке критериев и методических подходов для районирования территории РФ по природным условиям жизнедеятельности.
--------------------------------
<1> СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203; 1983. N 5. Ст. 21; СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2234.
Гарантии и компенсации распространяются также на иные районы Севера, в которых начисляются районные коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате и которые в настоящее время не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <1>. Следовательно, соответствующие гарантии и компенсации должны предоставляться также лицам, работающим и проживающим в районах Севера, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых установлены процентная надбавка и районный коэффициент к заработной плате.
--------------------------------
<1> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 552.
Дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться не только законами, но и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Кроме того, дополнительные гарантии и компенсации могут быть также установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Субъектам РФ, муниципальным образованиям РФ, на территории которых есть районы, указанные в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и работодателям, расположенным в таких районах, с учетом их финансовых возможностей предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам. Поэтому, для того чтобы определить, какие гарантии и компенсации действуют в конкретном районе, необходимо обратиться и к региональному законодательству, а также соглашениям, действующим на территории конкретного района, и коллективному договору организации.
Другой комментарий к статье 313 ТК РФ
Труд работников, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, урегулирован отдельной главой в ТК РФ, а также Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Перечень областей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей был утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (изложен в новой редакции постановлением Совмина СССР от 3 января 1983 года N 12 с последующими изменениями). К таким местностям отнесены (полностью области или их определенные территории): Мурманская, Архангельская, Тюменская, Иркутская области, Коми АССР, Якутская АССР, все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей и др.
Кроме того, ч.1 комментируемой статьи закрепляет, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются помимо ТК РФ другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Например, в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2012 года N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляются районный коэффициент к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в Антарктике.
Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться:
- законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- коллективными договорами;
- соглашениями;
- ЛНА.
Однако установление таких дополнительных гарантий является правом, а не обязанностью соответствующих субъектов. Например, в апелляционном определении Красноярского краевого суда от 1 октября 2012 года по делу N 33-8583 указано, что согласно положениям трудового законодательства РФ работодатель вправе самостоятельно как устанавливать какие-либо льготы, не установленные законом, для своих работников и других лиц, так и отменять их.