Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Комментарий к статье 24 ТК РФ
Принципы социального партнерства - это основополагающие идеи, на базе которых возникает, существует и реализуется система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, обеспечивающая достижение согласия и сотрудничества в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В этих идеях отражены цивилизованные правила вступления в коллективно-договорные взаимоотношения, процедура ведения коллективных переговоров, порядок разрешения возможных разногласий, оформление достигнутых соглашений, обязательность их выполнения и ответственность за нарушение обязательств, принятых на себя сторонами социального партнерства.
Впервые принципы социального партнерства были закреплены в Уставе МОТ (1919 г.) и в Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ (1944 г.) с последующим развитием их в конвенциях и рекомендациях МОТ и в национальном законодательстве, а также в коллективно-договорной практике.
Принципы, сформулированные в ст. 24 ТК, лежат в основе взаимоотношений, возникающих не только при заключении коллективных договоров и соглашений, но и в других аспектах социального партнерства, связанных, в частности, с реализацией права работников на участие в управлении организацией (см. ст. 53 ТК и коммент. к ней).
Важно понимать, что основные принципы социального партнерства органически взаимосвязаны и взаимообусловлены, их необходимо учитывать на всех уровнях социального партнерства (ст. 26 ТК) и при любых формах его реализации (ст. 27 ТК).
Первоочередное место среди принципов социального партнерства занимает равноправие сторон (работников и работодателей).
Этот принцип обеспечивает каждой из сторон возможность выступить инициатором заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения; сформулировать и обосновать свои предложения; на равноправной основе участвовать в создании комиссии (путем выделения равного числа представителей, обладающих одинаковыми правами, свободами и обязанностями) для ведения коллективных переговоров; образовывать из представителей сторон на равноправной основе примирительные комиссии для разрешения коллективного трудового спора.
Участие в сложных взаимоотношениях по урегулированию вопросов в сфере труда невозможно без уважения и учета интересов каждой из сторон социального партнерства. Поэтому в ст. 24 ТК выделен отдельно второй принцип - уважение и учет интересов сторон. Действие этого принципа должно обеспечиваться на всех стадиях переговорного процесса по заключению коллективных договоров и соглашений, а также и при реализации других форм социального партнерства, например при обеспечении участия работников в управлении организацией.
Третий принцип - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. Важнейшей формой достижения необходимого уровня условий труда и его оплаты является заинтересованное участие сторон социального партнерства в договорных отношениях. В процессе ведения переговоров затрагивается достаточно широкий круг важных вопросов, связанных с организацией труда и уровнем его оплаты, управлением трудовым процессом, обеспечением стабильности трудовых отношений и др.
Обычно более заинтересованной стороной в ведении переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений выступают работники. Но иногда их инициаторами бывают и работодатели, заботящиеся об обеспечении нормального ритма работы на своем производстве, о соблюдении договорных условий труда работников, исключающих возможность их забастовок в период действия коллективного договора.
Четвертый принцип - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Реализация этого принципа осуществляется органами исполнительной власти государства, в функции которых входит формирование социальной и экономической политики государства; гарантированное соблюдение законодательных норм о правах и свободах граждан в сфере труда; развитие и повышение эффективности социального партнерства.
Социальное партнерство в России стало важнейшей составляющей государственной политики, создана законодательная база, обеспечивающая регулирование социально-трудовых отношений, на всех уровнях сформированы трех- или двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Эти важнейшие меры государства по повышению эффективности социального партнерства призваны содействовать созданию эффективной экономики, социально устойчивому обществу, стабильному развитию человеческого потенциала страны.
Пятый принцип - соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов - обеспечивает законность взаимоотношений между социальными партнерами и их представителями при строгом соблюдении ими правил и процедур, установленных в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах. Это одно из важных условий предупреждения возможных разногласий в процессе коллективных переговоров между социальными партнерами, которые негативно влияют на заключение коллективных договоров и соглашений.
Шестой принцип - полномочность представителей сторон. Одним из необходимых условий признания коллективного договора или соглашения в качестве правового акта является правомочность сторон на его заключение. Поэтому независимо от уровня переговоров по подготовке указанных правовых актов необходима обязательная проверка в установленном порядке легитимности (законности) каждой из сторон в лице уполномоченных представителей.
Проверка легитимности стороны работодателей, собирающихся вступить в коллективные переговоры по заключению соглашений, должна основываться на изучении уставов объединений работодателей, положений об их участии в системе социального партнерства, о порядке наделения их полномочиями представителей на ведение коллективных переговоров по заключению соглашений и осуществления ими других полномочий, связанных, в частности, с участием в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров.
При проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора на уровне организации, от имени которой выступает не сам руководитель, а уполномоченное им лицо, важно перед их началом проверить наличие локальных актов, в которых закреплено полномочие конкретного лица представлять работодателя (если этот вопрос не решен в учредительных документах).
Легитимность представителей работников подтверждается уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации. Работники, не состоящие членами профсоюза, должны подтвердить своими заявлениями факт обращения в профком с просьбой представлять их интересы в процессе коллективных переговоров.
Иные представители работников полномочия на представительство получают на общем собрании (конференции), что подтверждается представленным решением (протоколом) общего собрания (конференции).
Формирование профсоюзной стороны для ведения коллективных переговоров осложняется тем, что на различных уровнях социального партнерства, а в их переговорной деятельности участвуют несколько профсоюзов, каждому из которых предоставлено право на представительство в составе единого представительного органа, создание этого единого органа осуществляется на принципах пропорционального представительства, зависящего от численности членов профсоюза.
При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа на уровне Российской Федерации, отрасли, территории право на ведение переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза. На уровне предприятия, если такой орган не создан в течение пяти дней, представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.
Седьмой принцип - принцип свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, в своей основе опирается на положения Конвенции МОТ N 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров". Он означает, что каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (см. ст. ст. 41, 46 ТК). Стороны социального партнерства, отбирая предложения для обсуждения в процессе ведения коллективных переговоров, должны учитывать свою компетенцию по локальному нормативному их регулированию, а также предписания трудового законодательства о необходимости установления в коллективных договорах нормативных положений по вопросам труда и социальной защиты интересов работников.
Восьмой принцип - добровольность принятия сторонами на себя обязательств - органически взаимосвязан с принципами равноправия сторон социального партнерства, свободы выбора вопросов, касающихся трудовых отношений, для обсуждения в процессе коллективных переговоров с последующим заключением коллективного договора или соглашения о принятых на себя добровольно согласованных обязательствах. Действующее законодательство исключает возможность какого-либо давления на стороны социального партнерства. Так, в соответствии со ст. 40 ТК при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора стороны в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров должны подписать коллективный договор с учетом лишь согласованных, добровольно принятых на себя обязательств, а по поводу несогласованных условий составить протокол разногласий.
Девятый принцип - принцип реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами, обеспечивает эффективность коллективно-договорного регулирования трудовых и иных тесно с ними связанных отношений. Реализация этого принципа требует четкой аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства. Успех профсоюзной стороны в переговорной кампании зависит от выработки серьезных обоснованных требований, а также правильной оценки предложений предпринимателей. Возрастающее значение ведения цивилизованных переговоров определяет необходимость участия в них квалифицированных специалистов как со стороны работодателей, так и профсоюзов, умеющих аргументированно доказывать свою правоту и принимать на себя реальные обязательства.
Десятый принцип - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений является одним из основополагающих в договорном праве. Он означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий принятия ими договорных правовых актов, в установлении которых они принимали непосредственное участие.
Своевременному устранению фактов невыполнения коллективных договоров и соглашений способствует одиннадцатый принцип - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений, который должен осуществляться постоянно. Его четкая организация и последовательное осуществление способствуют своевременному выявлению и устранению причин невыполнения соглашений и коллективных договоров, контроль за выполнением которых осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (см. ст. 51 ТК и коммент. к ней).
И наконец, в качестве двенадцатого принципа социального партнерства указана ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Наличие этого принципа в системе социального партнерства логически вытекает из действия всех вышеизложенных принципов. Его значимость связана с юридической ответственностью в договорном праве применительно к субъектам, допустившим виновное невыполнение принятых обязательств, и характером соответствующих нарушений (подробнее см. ст. ст. 54 и 55 ТК и коммент. к ним).
Другой комментарий к статье 24 ТК РФ
Комментируемая статья закрепляет двенадцать основных принципов социального партнерства, то есть основные правила построения взаимоотношений в указанной сфере. Данные принципы должны лежать в основе любых отношений по социальному партнерству.
Итак, среди основных принципов социального партнерства комментируемая статья выделяет следующие:
- равноправие сторон. Напомним, что сторонами социального партнерства в сфере труда являются работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления. Принцип равноправия предполагает равные права всех сторон социального партнерства по участию в коллективных переговорах, совместному принятию решений. Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров и т.п.;
- уважение и учет интересов сторон. Данный принцип непосредственно связан с принципом равноправия и предполагает обязательность учета мнения каждой стороны социального партнерства, а также недопустимость приоритета интересов одной из сторон, например, при проведении коллективных переговоров. Собственно, соблюдение интересов всех сторон социального партнерства путем принятия компромиссных решений является одной из основных целей переговоров;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях означает, что путем достижения определенных договоренностей стороны приходят к взаимовыгодному сотрудничеству, причем данная цель является интересом договаривающихся сторон социального партнерства;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Данный принцип подразумевает, в первую очередь, законодательное регулирование социального партнерства в сфере труда, причем такое регулирование должно основываться на принципе равноправия сторон. Кроме того, государственное содействие может выражаться в реализации разного рода государственных программ и проектов, направленных на развитие социального партнерства. Например, в рамках государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 298, запланировано основное мероприятие "Развитие социального партнерства". В качестве основного направления реализации данного мероприятия предполагается взаимодействие сторон социального партнерства по наиболее актуальным вопросам трудового законодательства, а в качестве ожидаемого непосредственного результата - совместное решение проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, сторонами социального партнерства;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно ст.5 ТК РФ трудовое законодательство состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Данный принцип социального партнерства основан на конституционной обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15 Конституции РФ);
- полномочность представителей сторон предполагает, что представлять интересы какой-либо стороны социального партнерства вправе только надлежащим образом уполномоченный представитель. Данный принцип подразумевает, что только уполномоченный представитель может принимать решения и совершать действия, обладающие юридической силой. Представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждаются протоколом собрания; представители работодателя назначаются, а их полномочия подтверждается приказом;
________________
Официальный сайт Государственной инспекции труда в г.Москве. http://git77.rostrud.ru/links/spravochnaya_informatsiya/177193.html.
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, позволяет сторонам социального партнерства выносить на обсуждение те вопросы, которые наиболее значимы для них, а также предлагать свои варианты решения проблем. Рассматриваемый принцип находит отражение в ряде норм, составляющих трудовое законодательство. Так, например, ст.37 ТК РФ закрепляет, что представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Данный принцип защищает стороны социального партнерства от неправомерного давления со стороны третьих лиц, а также подчеркивает партнерский характер взаимоотношений в рассматриваемой сфере;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, предполагает, что стороны социального партнерства не принимают на себя заведомо невыполнимых обязательств;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Данный принцип призван обеспечить исполнение принятых на себя сторонами социального партнерства обязательств. С другой стороны, ст.55 ТК РФ предусмотрено, что за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения виновные лица привлекаются к административной ответственности, что соотносится с принципом ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, закрепленным в комментируемой статье;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (см. комментарий к ст.51).