Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарий к статье 196 ТК РФ

Рассматриваемый раздел введен в ТК в связи с необходимостью более тщательного регулирования отношений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

Глава 31 этого раздела содержит общие положения, относящиеся к такому виду отношений, непосредственно связанных с трудовыми. При этом ст. 196 ТК устанавливает права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке работников. Эти обязанности работодателя многогранны и закреплены законом, потому что профессиональная квалификация работников является одним из непременных условий качественной трудовой деятельности. В целом ряде федеральных законов и иных нормативных правовых актов страны предусмотрена обязанность работодателя проводить повышение квалификации работников, что обусловлено необходимостью выполнения работниками определенных видов трудовой деятельности.

В ч. ч. 1 и 2 ст. 196 ТК закреплено право работодателя определять потребность в квалифицированных кадрах. Она устанавливается исходя из необходимости наиболее оптимального функционирования организации (работодателя). Поэтому работодатель самостоятельно определяет ежегодную численность работников, направляемых на обучение, с учетом своих финансовых возможностей и потребностей в специалистах соответствующего профиля и уровня подготовки.

Условия и порядок подготовки и повышения квалификации работников определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодатель может организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

При организации обучения женщин и несовершеннолетних должны учитываться профессии, виды производств и работ, на которых допускается применение их труда (ст. ст. 253, 265 ТК).

В рассматриваемой статье установлено, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Указанные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также перечень необходимых профессий и специальностей, количество требующихся работников по каждой из них и уровень их будущей квалификации определяются, как правило, в коллективных договорах. Правила о необходимости учета мнения представительного органа работников при решении работодателем форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации и перечня необходимых профессий и специальностей применяются там, где коллективный договор не заключается.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, поскольку наличие у них соответствующей квалификации требуется для надлежащего выполнения трудовых обязанностей.

Организация профессионального обучения на производстве осуществляется в соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-221. Этот нормативный акт может применяться и в настоящее время в соответствии со ст. 423 ТК.

Частью 5 комментируемой статьи закреплены гарантии работникам, проходящим профессиональную подготовку.

Следует иметь в виду, что первоначальное профессиональное обучение лиц, не имеющих профессии, осуществляется как подготовка новых работников на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (см. ст. 198 ТК). Эта подготовка может проводиться в форме индивидуального, бригадного и курсового обучения.

Как правило, обучение лиц, принятых работодателем и ранее не имевших профессии, не превышает шести, а в ряде случаев - 12 месяцев.

Работодатели могут направлять работников в образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, для получения высшего и среднего профессионального образования. Предусмотрена также профессиональная переподготовка специалистов по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам как вид дополнительного профессионального образования.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Такая цель достигается, в частности, и при обучении вторым (смежным) профессиям, когда работник обучается новой профессии с начальным или более высоким уровнем квалификации.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы в соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 <1>.

--------------------------------
<1> БНА. 2000. N 44.

Повышение квалификации работников организуется отдельно для рабочих с целью обновления знаний, повышения уровня экономических знаний, умений, навыков и мастерства по имеющимся профессиям. Повышение квалификации специалистов осуществляется с целью обновления их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями, основанными на различных формах собственности, и органами службы занятости. Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также негосударственные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, выдают слушателям, прошедшим курс обучения, документы государственного образца (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке и о присвоении квалификации) (см. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (в ред. от 31.03.2003) <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580; 2000. N 12. Ст. 1291; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2003. N 14. Ст. 1276.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ утверждены Приказом Минобразования России от 18.06.1997 N 1221 <1>.

--------------------------------
<1> БНА. 1997. N 15.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительной квалификации могут осваиваться параллельно с освоением основных образовательных программ по направлениям или специальностям высшего или среднего профессионального образования.

Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительных квалификаций формируется Минобрнауки России.

Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

Право реализации дополнительной профессиональной образовательной программы для присвоения дополнительной квалификации возникает у образовательного учреждения после проведения процедуры лицензирования и издания соответствующего приказа Минобрнауки России, если иное не предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего или среднего профессионального образования по соответствующему направлению или специальности или государственным образовательным стандартом послевузовского профессионального образования по соответствующей отрасли наук.

Образовательное учреждение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и технологий обучения создает необходимые условия слушателям для освоения образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования.

При освоении дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации может производиться перезачет учебных дисциплин, изученных ранее в ходе освоения основных образовательных программ профессионального образования соответствующего уровня и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ в форме, определяемой образовательным учреждением самостоятельно, с учетом требований профессиональной части образовательного стандарта.

Порядок освоения дополнительных профессиональных образовательных программ параллельно с основными образовательными программами среднего, высшего и послевузовского профессионального образования регулируется соответствующими нормативными документами Минобрнауки России.

Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации.

Дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением (подразделением) самостоятельно на основе установленных нормативных документов с учетом потребности заказчика.

В учебных планах профессиональной переподготовки специалистов в качестве одного из разделов может предусматриваться стажировка слушателей.

Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.

Для проведения итоговой аттестации создается соответствующая государственная аттестационная комиссия, состав которой утверждается руководителем образовательного учреждения.

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований в оценке знаний слушателей.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения специалистами дополнительной квалификации и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации.

При освоении дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации параллельно с освоением основной образовательной программы по направлению или специальности высшего или среднего профессионального образования указанные дипломы выдаются после получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

Другой комментарий к статье 196 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи предоставляет работодателю право определить необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования для собственных нужд.

Необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования для собственных нужд представляет собой потребность работодателя в повышении уровня квалификации работников, получении ими новых знаний, профессиональных навыков и опыта с учетом совершенствования производства, расширения сферы деятельности работодателя, новых направлений сотрудничества. Очевидно, что с учетом всех этих потребностей необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования кадров определяет работодатель.

В качестве подготовки комментируемая статья рассматривает:
- профессиональное образование, то есть вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
- профессиональное обучение, то есть вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Согласно ФЗ "Об образовании в РФ" дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Следует отметить, что в Методических рекомендациях по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации (см. письмо Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года N АК-3076/06 "О направлении методических рекомендаций") указано, что одним из ключевых факторов достижения поставленных целей социально-экономического развития страны в целом и субъектов Российской Федерации в частности является организация межведомственного взаимодействия соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сферах труда и социальной защиты, экономического развития, образования, культуры. Анализ мер, предпринимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению целевого значения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 по увеличению к 2015 году доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, проведенных Минобрнауки России, показал наличие системного подхода именно в тех субъектах Российской Федерации, в которых созданы соответствующие межведомственные координационные органы, например;
- модель управления непрерывным образованием на основе кластерного подхода в Тамбовской области, включающая областной координационный Комитет и муниципальные (территориальные) Советы по развитию кадрового потенциала в сфере реальной экономики, отраслевые Советы по профессиональному образованию и кадровой политике, а также Наблюдательный совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года (указанная модель обеспечивает взаимодействие, в том числе и на основе частно-государственного партнерства на территориальном, отраслевом и региональном уровнях);
- рабочая группа по мониторингу достижения целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599, созданная в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 23 июля 2013 года N 522, в состав которой вошли руководители и представители органов исполнительной власти Ленинградской области, руководители образовательных организаций, представители общественности;
- Межведомственная комиссия по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Экономическом совете Республики Коми и соответствующие коллегиальные органы муниципальных образований, обеспечивающие развитие механизмов социального партнерства в сфере профессионального образования.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что условия и порядок подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников закрепляются в:
- коллективном договоре, который представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (см. комментарий к ст.40);
- соглашении, то есть правовом акте, регулирующем социально-трудовые отношения и устанавливающем общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемом между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (см. комментарий к ст.45);
- трудовом договоре, который является соглашением между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (см. комментарий к ст.56).

В ч.3 комментируемой статьи закреплен порядок выбора работодателем форм подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечня необходимых профессий и специальностей. Такой выбор возможен с учетом мнения представительного органа работников. Данное требование закреплено федеральным законодателем в связи с тем, что вопросы профессиональной подготовки, непосредственно касаются работников, а представитель работников обязан участвовать в решении вопросов, которые касаются прав и обязанностей работников.

3. В ч.4 комментируемой статьи закреплена обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Такие особые случаи, когда повышение квалификации является условием выполнения определенной работы, должны быть предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Например, в соответствии со ст.9 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.43.4 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование прокурорских работников осуществляется не реже одного раза в пять лет с сохранением на период обучения денежного содержания.

Комментируемая норма гарантирует права работников, так как, если работодатель не будет проводить такое повышение квалификации, то работник, не повысивший квалификацию и не соответствующий в результате этого новым условиям работы, может лишиться права на дальнейшее осуществление трудовой деятельности.

4. Часть 5 комментируемой статьи возлагает на работодателя дополнительные обязанности, связанные с обеспечением его работникам возможности профессиональной подготовки. Эти обязанности заключаются в создании работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования, предоставлении гарантий, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовым договором.

Такие положения комментируемой статьи связаны напрямую с установлением самим же работодателем необходимости в профессиональной подготовке с учетом характера той или иной работы. Таким образом, работодатель, установивший необходимость в профессиональной подготовке в отношении той или иной работы, обязан такую подготовку для работников обеспечить.

Например, апелляционным определением Оренбургского областного суда от 14 августа 2013 года по делу N 33-5205/2013 отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, поскольку обязательное повышение квалификации работника оплачивается за счет работодателя и, в соответствии со статьями 196, 198 ТК РФ, не может служить предметом ученического договора.