Статья 190. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов .

Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору .

Комментарий к статье 190 ТК РФ

Правила внутреннего трудового распорядка должны быть приняты с соблюдением определенной процедуры - процедуры учета мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК. Как правило, данный локальный нормативный акт является приложением к коллективному договору.

При нарушении процедуры их принятия правила внутреннего трудового распорядка не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК).

Учет мнения представительного органа работников при принятии правил внутреннего трудового распорядка производится в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов. Вместе с тем упомянутой статьей регламентирована процедура учета мнения только такого представительного органа работников, как выборный орган первичной профсоюзной организации (хотя в соответствии со ст. 31 ТК в случаях, когда работники на локальном уровне не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган)).

Поскольку ст. 190 ТК требует от работодателя при принятии правил внутреннего трудового распорядка соблюдения процедуры учета мнения представительного органа работников (а не только выборного органа первичной профсоюзной организации), в ситуации, когда представительным органом работников является иной орган (представитель), установленная ст. 372 ТК процедура также должна быть соблюдена по аналогии.

Представительный орган работников при выражении своего мнения по проекту правил внутреннего трудового распорядка является представителем всего трудового коллектива. Такой вывод следует из содержания ст. 372 ТК, согласно которой учету подлежит мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников. Кроме того, аналогичные правила содержатся и в ст. 30 ТК, регламентирующей вопросы представительства интересов работников первичными профсоюзными организациями. В социальном партнерстве на локальном уровне первичные профсоюзные организации и их органы представляют интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и в порядке, которые установлены ТК, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

На практике может возникнуть ситуация, когда работники одного работодателя объединены в несколько первичных профсоюзных организаций, ни одна из которых не объединяет более половины работников, но в совокупности объединяющих более половины работников. Статья 372 ТК не устанавливает обязанности работодателя направлять проект локального нормативного акта в каждый из указанных представительных органов работников ввиду малого числа объединяемых ими работников. Вместе с тем представляется, что в целях недопущения ущемления прав работников и их представительных органов в подобных ситуациях указанные представительные органы по аналогии со ст. 37 ТК должны иметь возможность создать единый представительный орган для выражения ими согласованного мнения по проекту локального нормативного акта, в том числе и правил внутреннего трудового распорядка (о создании единого представительного органа см. коммент. к ст. 37).

После направления работодателем проекта правил внутреннего трудового распорядка и обоснования по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, данный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального акта должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае если это мнение не содержит согласия с проектом локального акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия по проекту правил внутреннего трудового распорядка закон предусматривает процедуру разрешения возникших разногласий между работодателем и профсоюзным органом. В этом случае все возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять правила внутреннего трудового распорядка, а представительный орган работников, в свою очередь, вправе обжаловать его в государственную инспекцию труда или в суд, а также начать процедуру коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 372).

Коллективным договором либо социально-партнерским соглашением может быть предусмотрена процедура принятия правил внутреннего трудового распорядка по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК). В этом случае локальный нормативный акт не может вступить в силу в результате соблюдения работодателем только лишь процедуры учета мнения представительного органа работников. Правила внутреннего трудового распорядка, для принятия которых предусмотрена процедура согласования текста с представительным органом работников, могут быть приняты работодателем только после одобрения представительным органом текста проекта локального нормативного акта целиком, по всем его условиям (пунктам), при отсутствии каких-либо замечаний. В противном случае, когда представительный орган выразил несогласие с каким-либо положением проекта правил внутреннего трудового распорядка, работодатель должен учесть его замечания при доработке проекта. Иначе согласование не может быть признано состоявшимся и, следовательно, правила внутреннего трудового распорядка не смогут обрести юридическую силу.

Отсутствие представительного органа работников не может препятствовать единоличному принятию работодателем локального нормативного акта, в том числе и правил внутреннего трудового распорядка (ст. 8 ТК). Кроме того, применительно к правилам внутреннего трудового распорядка следует учитывать также и то обстоятельство, что регламентация трудового распорядка на локальном уровне является важнейшей обязанностью работодателя в условиях всякого совместного (кооперированного) труда работников. Такой вывод следует из содержания ст. 189 ТК, в силу которой работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда, следовательно, должен прежде всего регламентировать трудовой распорядок на локальном уровне.

Правила внутреннего трудового распорядка должны вывешиваться в организации на видном месте для всеобщего обозрения. Кроме того, на работодателя возложена обязанность ознакомить работника при приеме на работу с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка до подписания трудового договора (ч. 3 ст. 68 ТК).

Другой комментарий к статье 190 ТК РФ

1. Правила утверждения работодателем правил внутреннего трудового распорядка соответствуют требованиям, установленным для принятия ЛНА с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Исходя из ст.8 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка, принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, установленного ст.372 ТК РФ, не подлежат применению.

Соответственно, перед принятием решения работодатель обязан направить проект правил внутреннего трудового распорядка и обоснование по ним в выборный орган первичной профсоюзной организации, который представляет интересы всех или большинства работников.

Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю мотивированное мнение по нему, изложенное в письменной форме.

При полном или частичном несогласии выборного органа первичной профсоюзной организации с проектом правил внутреннего трудового распорядка работодатель может согласиться с ним или же в течение трех дней провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения. Возникшие разногласия оформляются протоколом.

После проведения указанной процедуры работодатель имеет право принять правила внутреннего трудового распорядка. В свою очередь, выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать данные правила в государственную инспекцию труда или в суд, а кроме того - инициировать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном главой 61 ТК РФ.

Если на предприятии нет выборного органа первичной профсоюзной организации, правила внутреннего трудового распорядка могут быть приняты работодателем единолично.

Как следует из определения Санкт-Петербургского городского суда от 25 июня 2012 года N 33-8287/2012, работник также вправе оспаривать ЛНА, изданный работодателем и содержащий нормы трудового права, поскольку ст.372 ТК РФ не содержит запрета на возможность оспаривания этого локального акта работником, который считает, что в результате принятия такого акта нарушены его права.

2. Правила внутреннего трудового распорядка обычно представляют собой приложение к коллективному договору, его часть. Здесь нужно отметить, что согласно ст.43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет, соответственно, таким же окажется срок действия правил внутреннего трудового распорядка.

Если же правила внутреннего трудового распорядка приняты работодателем в качестве отдельного ЛНА, то срок их действия оказывается неограниченным. Комментируемая статья не содержит запрета на то, чтобы правила принимались в этом порядке даже при наличии коллективного договора.

При оформлении правил внутреннего трудового распорядка следует руководствоваться ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". В том числе, на титульном листе правил следует указывать наименование документа, гриф утверждения и прочие реквизиты.

Некоторые правила трудового распорядка утверждены нормативными актами соответствующих органов. Например, приказом Росалкогольрегулирования от 11 августа 2014 года N 247 утверждены Правила внутреннего трудового распорядка работников центрального аппарата Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, Приказом ФСС России от 10 декабря 2009 года N 276 утверждены Правила внутреннего трудового распорядка Фонда социального страхования Российской Федерации и др.