В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права .
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Комментарий к статье 133.1 ТК РФ
Трудовой кодекс дополнен данной статьей с 1 сентября 2007 г. Часть 1 этой статьи предоставляет субъектам РФ право устанавливать региональный размер минимальной заработной платы региональным соглашением о минимальной заработной плате. Возможность устанавливать региональный МРОТ, но региональными законами, появилась у недотационных субъектов РФ с 1 октября 2003 г. При этом до 2005 г. для его введения на территории субъекта РФ необходимо было получить согласие Правительства РФ, а с 2005 г. необходимость согласовывать введение повышенного МРОТ с Правительством РФ у субъектов РФ отпала. Однако воспользовались таким правом всего несколько субъектов РФ.
В то же время ряд субъектов РФ (в частности, Москва, Волгоградская, Воронежская области) устанавливали региональный МРОТ трехсторонними региональными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами, представителями работодателей и правительства субъекта РФ. С 1 сентября 2007 г. аналогичный порядок установления регионального МРОТ введен ТК для всех субъектов РФ.
Определяя сферу действия региональных соглашений о региональном размере минимальной заработной платы, ТК исключает из сферы их действия работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
При определении размера региональной минимальной заработной платы должны учитываться социально-экономические условия и величина прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.
Исходя из принципа неухудшения положения работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами при регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, ч. 4 данной статьи устанавливает, что размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
Часть 5 настоящей статьи определяет источники финансирования, за счет которых обеспечивается размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. В организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; в небюджетных организациях - за счет собственных средств.
Проект регионального соглашения о минимальной заработной плате разрабатывается региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, установленном ст. 47 ТК (см. коммент. к ней) для разработки и заключения социально-партнерских соглашений.
Часть 7 настоящей статьи определяет порядок распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на работодателей, которые осуществляют деятельность на территории субъекта РФ, но не участвовали в заключении такого соглашения. Для распространения действия соглашения на работодателей, которые не участвовали в его заключении, руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ официально публикует текст соглашения и предложение о присоединении к соглашению, адресованное таким работодателям. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ обязан уведомить об опубликовании указанных предложения и соглашения Минздравсоцразвития России.
Действие соглашения распространяется на работодателей, которые не участвовали в заключении соглашения, если до истечения 30 календарных дней с момента опубликования соглашения и предложения о присоединении к нему они не представили мотивированный письменный отказ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. То есть молчание в данном случае расценивается как согласие выплачивать зарплату работникам не ниже регионального размера минимальной заработной платы. При этом действие соглашения распространяется на них с момента официального опубликования соглашения.
Работодатели, у которых отсутствуют финансовые возможности обеспечить выплату зарплаты не ниже установленной региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в субъекте РФ, до истечения 30 календарных дней с момента опубликования соглашения и предложения присоединиться к нему должны представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ:
- мотивированный письменный отказ от присоединения к соглашению. Обосновать отсутствие возможности платить своим работникам зарплату не ниже регионального МРОТ можно, например, началом становления бизнеса, когда компания нарабатывает хозяйственные связи, либо тяжелым финансовым положением, связанным со снижением оборотов и прибыли, чрезвычайными ситуациями;
- протокол консультаций с профкомом, если он есть;
- график поэтапного "подтягивания" оплаты труда до уровня регионального МРОТ. Его соблюдение будет контролировать государственная инспекция труда субъекта РФ, в которую направят копию мотивированного отказа.
Руководителю уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предоставлено право приглашать представителей работодателей, представивших мотивированные письменные отказы от присоединения к региональному соглашению о размере минимальной заработной платы, а также представителей выборного органа первичной профсоюзной организации таких работодателей для проведения консультаций с участием представителей сторон региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта. При этом установлена обязанность представителей работодателя, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации и представителей региональной трехсторонней комиссии принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате должны быть направлены уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в государственную инспекцию труда в субъекте Федерации.
ТК устанавливает также гарантии в отношении работников, на которых распространяется действие регионального соглашения о минимальной заработной плате, закрепляя положение о том, что месячная заработная плата работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате, и отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени, выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ.
Другой комментарий к статье 133.1 ТК РФ
1. В 2007 году ТК РФ был дополнен нормой, регламентирующей порядок установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации (см. Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации").
Согласно ч.1 комментируемой статьи в субъекте Российской Федерации региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы.
Заключение регионального соглашения о минимальной заработной плате - это право, а не обязанность субъекта РФ. В связи с этим профсоюзные органы в целях решения социально-трудовых вопросов ставят перед собой цель добиваться повсеместной реализации полномочия субъектов Российской Федерации по установлению региональной минимальной заработной платы, а именно заключения региональных соглашений о минимальной заработной плате на уровне не ниже прожиточного минимума во всех субъектах Российской Федерации (см. постановление Исполнительного комитета ФНПР от 9 апреля 2008 года N 2-3 "О соглашениях о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации", постановление Генерального Совета ФНПР от 23 ноября 2011 года N 3-7 "О повышении эффективности взаимодействия профсоюзов, органов власти и работодателей в решении социально-трудовых проблем в Российской Федерации").
2. Общий порядок заключения соглашения о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации определен нормой комментируемой статьи со ссылкой на ст.47 ТК РФ.
Исходя из указанных положений, разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате осуществляется трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией (подробнее см. комментарий к ст.47).
Аналогично положениям ст.48 ТК РФ руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ имеет право после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате предложить работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не будет представлен мотивированный письменный отказ в присоединении к нему, указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. Если отказ будет получен, представители работодателей, направивших такой отказ, и выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей их работников, обязываются участвовать в консультациях с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ, на которые их имеет право пригласить руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ (см. подробнее комментарий к ст.48).
3. Следует отметить, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих только на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Организации, финансируемые из федерального бюджета, не являются участниками регионального соглашения о минимальной заработной плате.
В отличие от МРОТ, установленного на всей территории Российской Федерации, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Топольцова В. полагает, что состав региональной минимальной заработной платы должен формироваться по тем же принципам, что и МРОТ. Однако четких указаний на этот счет ТК РФ не дает, и на практике при заключении трехстороннего соглашения нередко данный вопрос прописывается отдельно и по собственному усмотрению сторон.
________________
См.: Топольцева В. Новый МРОТ, или "Зарплатная" индексация // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия". 2012. N 46. С.10.
В настоящее время минимальная заработная плата выше МРОТ, установленного на федеральном уровне, предусмотрена, например, в г.Москве. Ее размер с 1 апреля 2015 года составляет 15000 рублей, что почти в 3 раза превышает величину МРОТ (см. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей). Также в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2015 год минимальная заработная плата в городе составит в 2015 году 9445 рублей, что на 37% выше МРОТ.
Проанализировав и обобщив региональные коллективные соглашения, Лушникова М.В. выделила два основных способа определения минимальной заработной платы, применяемых в субъектах РФ:
- во-первых, этот размер устанавливается в твердой сумме, которая может дифференцироваться в одном регионе по городам и районам с ежегодной или ежеквартальной индексацией в связи с ростом цен;
- во-вторых, размер минимальной заработной платы определяется по отношению к прожиточному минимуму в субъекте РФ, который индексируется ежеквартально.
________________
См.: Лушникова М.В. Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С.36.
Учитывая особенности регулирования трудовых отношений лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ВС РФ указал, что районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не подлежат применению к минимальной заработной плате, установленной в субъекте Российской Федерации, в размер которой входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате (см. Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2012 года, утвержденный Президиумом ВС РФ 26 декабря 2012 года).