Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ;
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
ограничение оплаты труда в натуральной форме;
обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда ;
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями ;
сроки и очередность выплаты заработной платы.

Комментарий к статье 130 ТК РФ

Исходя из основного принципа трудового права об установлении государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей данная статья закрепляет систему основных государственных гарантий по оплате труда, которая распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм, источников финансирования, в целях обеспечения реализации закрепленного в Конституции РФ права на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. В организациях бюджетной сферы реализация установленных данной статьей гарантий обеспечивается за счет средств соответствующих бюджетов, в небюджетных организациях они обеспечиваются за счет средств этих организаций.

Настоящей статьей установлены следующие гарантии, содержание которых, как правило, раскрывается в других статьях ТК (см. коммент. к соответствующим статьям):

величина МРОТ в Российской Федерации (ст. 133 ТК);

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК);

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (ст. ст. 137, 138 ТК);

ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст. 131 ТК);

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда (ст. 57 ТК);

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями (ст. 142 ТК);

сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК).

Другой комментарий к статье 130 ТК РФ

В комментируемой статье закреплена система основных государственных гарантий по оплате труда работников, которые распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм, источников финансирования:
- величина МРОТ в РФ - одна из основных гарантий по оплате труда, которая выполняет две функции: защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы и является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки или размер должностного оклада работника не может быть ниже МРОТ. В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2015 года МРОТ установлен в сумме 5965 рублей в месяц;
________________
См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П.Орловского. М.: Контракт; Инфра-М, 2011.

- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Основной из них выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (см. комментарий к ст.134);
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Ограничению размера удержаний из заработной платы посвящена ст.138 ТК РФ. Максимальный размер удержаний из заработной платы, предусмотренный указанной статьей, составляет 70 процентов от заработной платы. Такой максимальный размер удержаний может быть установлен при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением;
- ограничение оплаты труда в натуральной форме. Согласно ст.131 ТК РФ доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Согласно п.1 ст.64 ГК РФ при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует и в отношении индивидуального предпринимателя (ст.134 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Признание работодателя банкротом - основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в том числе права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда). Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, согласно ст.95 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий;
- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно п.2 данного Положения федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Действующим законодательством предусмотрено привлечение работодателей к материальной (ст.236 ТК РФ), административной (ст.5.27 ТК РФ), уголовной (ст.145.1 ТК РФ) ответственности;
- сроки и очередность выплаты заработной платы. Согласно ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.